Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Роскошь, заключенная в яйцо

На открывшейся в Вене выставке «Мир Фаберже» представлено 160 изделий легендарного ювелира последних царей России.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Фирма Фаберже стремительно развивалась, открыв филиалы в Москве, Одессе, Киеве и Лондоне. В ней работали около 500 ювелиров и граверов. Большинство изготовленных фирмой предметов — уникальные произведения искусства, цены на которые доходят на современных аукционах до невероятных высот (рекорд был установлен в 2007 году, когда одно из пасхальных яиц было продано за 18,5 миллионов долларов).

Драгоценности Романовых приехали в венский Художественно-исторический музей из Кремля и московского Минералогического музея имени Ферсмана. Здесь можно увидеть пользующиеся большим успехом у коллекционеров ювелирные пасхальные яйца из золота, серебра, горного хрусталя, украшенные эмалью, усыпанные бриллиантами и жемчугом, рубинами, сапфирами, а также много других бесценных изделий. Это пережившие все потрясения XX века украшения из платины и золота с бриллиантами, которые были обнаружены в 1991 году в одном из московских домов, где спрятал их последний руководитель фирмы; оригинальные портсигары и часы, декоративные статуэтки, искусно сделанная посуда и прочие художественные изделия. На выставке представлены не только работы Фаберже, но и других известных российских ювелиров XIX и XX века: фирмы «Болин», Карла Бланка, Павла Овчинникова, Ивана Хлебникова.

Подарки и церемонии

Яйцо Фаберже "Транссибирская магистраль"


Одновременно выставка рассказывает о принятых в царских дворах и домах русской аристократии обычаях, в первую очередь, о традиции обмениваться подарками по случаю личных и официальных праздников. Какое большое значение предавалось этой церемонии, демонстрирует записная книжка последнего царя — Николая II, в которую монарх скрупулезно записывал все дорогие семейные подарки.

Петера Карла Фаберже, завоевавшего европейскую славу, называли «северным Челлини» (Benvenuto Cellini). Он родился в Петербурге и был потомком бежавших с родины французских гугенотов. Карл пошел по стопам своего отца и в 1872 в возрасте 26 лет возглавил семейную ювелирную фирму. После учебы в Германии, Англии и Италии он приобрел хорошую подготовку, а также он обладал художественным талантом и воображением, соединив их с мастерской точностью.

Его художественные произведения получили высокую оценку уже на международной выставке в Вене в 1873 году, 1880-е годы принесли Фаберже ряд наград на выставках в Москве, Нюрнберге и Копенгагене, а 1900 год — в Париже. Придворным ювелиром Фаберже стал в 1885 году: он создал по заказу Александра III первое пасхальное яйцо, которое царь подарил супруге Марии Федоровне (урожденной датской принцессе Дагмар).

Фирма Фаберже стремительно развивалась, открыв филиалы в Москве, Одессе, Киеве и Лондоне. В ней работали около 500 ювелиров и граверов, среди которых были такие известные мастера, как Эрик Колин (Erik Kolin), Хенрик Вигстрем (Henrik Wigström) и Михаил Перхин. Большинство изготовленных фирмой предметов — уникальные произведения искусства, цены на которые доходят на современных аукционах до невероятных высот (рекорд был установлен в 2007 году, когда одно из пасхальных яиц было продано за 18,5 миллионов долларов).

Художественные произведения Фаберже были вдохновлены стилями разных эпох: ренессансом, барокко, рококо, неоклассицизмом. Организаторы венской выставки рассказывают, что посуда делалась в духе русского народного стиля, как нравилось Александру III, а бижутерия — в модном духе ар-нуво. Золотых дел мастера и декораторы Фаберже использовали великолепные эмали и владели множеством технологических секретов, например, придавая золоту разные оттенки помимо натурального: зеленый (с добавлением кадмия), розовый (с добавлением меди) или белый (с добавлением никеля).

От расцвета до падения

Яйцо Фаберже "Московский Кремль"


На фоне центральной части венской выставки установлен балдахин, под которым в 1896 году в Успенском соборе московского Кремля проходила церемония коронации последнего царя России Николая II и его жены Александры Федоровны (урожденной принцессы Алисы Гессен-Дармштадтской).

Об этом событии напоминает также одно из представленных в Вене искусно сделанных пасхальных яиц, которое царь подарил супруге десятью годами позже. Оно называется «Московский Кремль» и причудливым образом отображает архитектуру Кремля: у подножья — Успенская и Тайницкая башни — а на вершине — один из золотых куполов коронационного Успенского собора. В окне храма виден интерьер с иконостасом.

Императорская пара неохотно выезжала потом из Петербурга в Москву. Место коронации вызывало воспоминания о сопутствовавшей церемонии трагедии, когда в давке на народном празднике, организованном по случаю церемонии, погибли больше тысячи человек.

Карта на яйце

Серебряное яйцо «Транссибирская магистраль», которое стоит на золотых крылатых львах, увековечивает память важнейшего успеха последних царей: строительства железной дороги, которая соединила европейскую и азиатскую часть страны. «Скорлупа» яйца украшена картой, а внутри прячется точная копия сделанного из золота и платины поезда. Модель с четырьмя вагонами оснащена специальным механизмом, и может проехать после завода несколько метров. Это произведение было представлено на Всемирной парижской выставке 1900 года вместе с одним из настоящих вагонов дороги.


Самое старое из представленных в Вене пасхальных яиц сделано в 1891 году. Это был подарок 23-летнего Николая матери — Марии Федоровне. Оно выполнено в стиле рококо из зеленого гелиотропа (разновидность халцедона) и украшено золотом, платиной, бриллиантами и другими драгоценными камнями. Внутри яйца спрятана миниатюрная модель трехмачтового крейсера «Память Азова», отсюда и происходит название имперского пасхального яйца. На этом корабле годом ранее царевич совершил путешествие на Дальний Восток, которое ему пришлось прерывать в Японии из-за покушения фанатика-самурая. Тогда Николаю удалось выжить.

Яйцо Фаберже "Память Азова"


Можно сказать, что это был первый знак злого рока, довлевшего над будущим царем. Развязка случилась 27 годами позднее: когда пришла революция Николай со всей своей семьей — женой и детьми был арестован большевиками, в ночь с 16 на 17 июля 1918 года они были расстреляны в Екатеринбурге.

Последний царский заказ


Удивительно, что накануне надвигающейся революции царская семья практически до конца жила не только политическими иллюзиями, но и сохраняла ритм прежних обычаев двора. Ранней весной 1917 года Дом Фаберже выполнил последний царский заказ на пасхальное яйцо. Это было «Созвездие», предназначенное для сына Николая II Алексея. На выставке Художественно-исторического музея в Вене можно увидеть это покоящееся на белом хрустальном облаке кобальтово-синее яйцо со звездами, символизирующими знаки зодиака. Работа не была закончена (недостает задуманной нефритовой подставки, серебряного херувима и часов), поскольку царь 15 марта 1917 года отрекся от престола. Так «Созвездие» стало символом упадка дома Романовых, три столетия царствовавшего в России.

Фаберже повезло больше: ему удалось сбежать на последнем поезде, вывозившем дипломатов, в Ригу, а оттуда попасть в Германию, а затем в Швейцарию, где он в 1920 году скончался.