Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Восточный газовый прорыв

Цена не имеет значение?

© East News / AP Photo/Carlos Barria, PoolВладимир Путин во время визита в Китай
Владимир Путин во время визита в Китай
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Россия и Китай подписали контракт о поставках газа по восточному маршруту. 30- летний контракт российского монополиста и китайской нефтегазовой корпорации CNPC предусматривает поставку до 38 млрд кубометров в год, общая стоимость поставок за весь срок – около USD 400 млрд.

Россия и Китай подписали контракт о поставках газа по восточному маршруту. 30- летний контракт российского монополиста и китайской нефтегазовой корпорации CNPC предусматривает поставку до 38 млрд кубометров в год, общая стоимость поставок за весь срок – около USD 400 млрд. Ранее глава Газпрома А. Миллер заявил, что в среднесрочной перспективе объем поставок газа в Китай может быть сопоставим с европейским направлением. Возможна ли такая масштабная переориентация газового экспорта России?

Форсированное подписание «исторического» контракта (как его именуют в Кремле) – ожидаемое событие на фоне заявленного Москвой геополитического поворота на восток – несмотря на то, что прежде договор все время срывался (на протяжении уже десяти лет). С точки зрения российского руководства, подписание «китайского» контракта добавит аргументов в энергодиалоге Россия-ЕС в условиях санкций и нарастающей диверсификации поставок энергоносителей в Европу.

Сделка была заключена на китайских условиях, то есть ниже объявленного российскими экспертами «допустимого» нижнего ценового порога: цена выше 380 USD / за тыс. куб. м. не устраивала Китай, ниже 360USD / тыс. куб. м. – не устраивала Газпром. Финальная цена – 350 USD / тыс. куб. м. – говорит в пользу того, что стратегические (политические) соображения взяли верх над экономическими, поскольку в настоящем международном политико-экономическом контексте «китайскому вектору» придается особое значение. И Москва, как водится, за ценой не постояла.

Сегодня российское руководство делает упор на том, что данная компромиссная цена – «почти такая же», как для европейских потребителей (USD 380-400 куб. м.). Что остается здесь за скобками – то очевидное обстоятельство, что российский энергетический экспорт ориентирован преимущественно на рынок ЕС, и экспортная энергетическая инфраструктура выстроена соответствующим образом – с «европерекосом». То есть для обеспечения обязательств по китайскому контракту России придется создавать фактически новую инфраструктуру. Это в частности, означает, что конечная цена поставок составит не 350 USD / тыс. куб. м., а, скажем, не 300-320 USD / тыс. куб. м. – в зависимости от объема и стоимости кредитов и инвестиций.

Заявленный Кремлем «восточный газовый прорыв», с другой стороны, можно было бы оценить как позитивный шаг в аспекте односторонней привязки России к рынкам ЕС и развития «внутренней» России (в противовес России европейской), но такой прорыв хорошо выглядит в телевизоре и газетах, но он может выглядеть совсем иначе в действительности. Какой должна быть «среднесрочная» перспектива, в которой Россия в самом деле обеспечила бы объем поставок газа в Китай, сопоставимый с европейским? 15, 20, 50 лет? Этого никто не знает, а разнообразные прогнозы, как правило игнорируют возможные изменения на западном направлении.

Поскольку, вполне возможно, европейские страны увидят в «торговом» контракте Газпрома не его «стратегическое» значение, а цену. Ее нижнее значение (с учетом затрат на строительство инфраструктуры). В среднесрочной перспективе, возможно, не «среднеевропейская», но именно «китайская» цена может стать ориентиром для европейских потребителей российского газа. Другими словами, «восточный поворот» России может оказать вовсе не то воздействие, на которое рассчитывают в Москве.

Контрактное обстоятельство, которое можно признать относительно, устойчивым: Газпром вряд ли может рассчитывать на повышение ставок на китайском направлении в упомянутой среднесрочной перспективе, поскольку Пекин привык платить меньше, чем – Москва – получать от европейский потребителей, и соответствующие альтернативы у Китая имеются: центральноазиатские страны (в частности Туркмения) и Мьянма.