Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Поляки часто приписывают себе звание главных знатоков России и хотят формировать европейскую политику в отношении этой страны. Годы неудач на дипломатическом восточном фронте, к которым добавилось бессилие перед украинским кризисом, заставляют, однако, задуматься над качеством польского знания.

Поляки часто приписывают себе звание главных знатоков России и хотят формировать европейскую политику в отношении этой страны. Годы неудач на дипломатическом восточном фронте, к которым добавилось бессилие перед украинским кризисом, заставляют, однако, задуматься над качеством польского знания.

Лучше, чем Тарантино

Наблюдение за Россией и россиянами в последнее время все чаще вызывает у наблюдателей чувство бессилия, а в результате - страх и опасения. Как политические шаги Кремля, так и реакции российского общества кажутся все менее логичными, а тем самым, все менее предсказуемыми.

Владимир Путин в своих выступлениях попеременно говорит о христианских ценностях и необходимости воссоздания советской имперской славы, а Сергей Лавров, словно из пластилина лепит альтернативную реальность на потребу своим слушателям. Этих двух джентльменов можно смотреть, как «Криминальное чтиво», где на заднем плане бегают «зеленые человечки» с автоматами из рыболовного магазина, а самыми главными фашистами выступают американские евреи, на деньги которых «киевская хунта» устраивает на Майдане погромы славянских братьев. И что самое интересное: когда до недавнего времени «братский» славянский народ Украины объявили бандой пышущих русофобией неонацистов, люди, прежде критиковавшие Путина, выстроились в очередь, чтобы воздать почести вождю, а его общественная поддержка подскочила до 85%.

Кремлевский дискурс украинского кризиса и российская интерпретация логики современных международных отношений могли бы стать прекрасной комедией абсурда, если бы не факт, что люди, которые выступают в ней на ролях звезд, контролируют одну шестую часть суши и держат руку на кнопках, которые могут запустить ракеты, нацеленные на важнейшие города мира (в том числе на Варшаву). Поэтому не остается ничего другого, как искать ключи к душе российских властей и стоящего за ними населения страны, о которой еще Черчилль писал, что «это загадка, упакованная в тайну».

Шоппинг на фоне разврата


Запад проспал аннексию Крыма, и кажется, что сейчас, перед лицом ползучей войны в Донбассе, европейские и американские политики все еще не могут разгадать загадку кремлевской стратегии. Впрочем, это совсем не удивительно: даже сами россияне сейчас, пожалуй, не знают, кто они, куда они движутся и зачем им государство, в честь которого они все громче и все бездумнее возносят здравицы.

В.Путин принял участие в торжественных мероприятиях, посвященных 69-й годовщине Победы в ВОВ и 70-летию освобождения Севастополя


Разные элементы противоречат друг другу в позициях и политиков, и простых людей. С одной стороны, есть заявления о любви к родине, с другой, хамство и презрение к соотечественникам; есть нежное отношение к природе (кто из нас не слышал слезливых речей о птичках и березках) и тотальное уничтожение окружающей среды — начиная от простого мусора и заканчивая вырубкой заповедников под сочинскую автостраду.

Читайте также: Следует ли приглашать Путина в Польшу

Идеологическая эклектика распространяется также на отношение к истории собственного народа и государства: во время государственных праздников золотые кресты церквей перемешиваются с серпасто-молоткастыми флагами, а на демонстрациях в поддержку власти — портреты святого мученика Православной церкви Николая II соседствуют с изображениями его убийцы Ленина. Из уст россиян можно часто услышать сначала жалобы на бедность, отсталость, невежество, высокомерие властей, а потом восхищенные слова об аннексии Крыма (которая, по прогнозам экономистов и социологов, лишь усилит эти явления). Современный житель Российской Федерации может покупать в Европе по семь пар ботинок и пять костюмов за раз, а потом, вернувшись в страну, рассказывать о свирепствующих на улицах Парижа и Лондона бандах гомосексуалистов, нищете «оккупированной Европейским Союзом Восточной Европы» и неуклонно приближающемся окончательном крахе вероломного Запада.

Для меня самым ярким символом и материализацией этого идеологического хаоса стал кабинет одного представителя российской элиты, в котором в свое время икона святого Николая Чудотворца висела рядом с эротическим календарем, где демонстрировала свои прелести Маша Малиновская.

Тютчев обманывает


Наблюдая за такими явлениями, можно придти к выводу, что Федор Тютчев, который писал, что «умом Россию не понять», был прав, и в эту страну остается «только верить». И тут мы подходим к ключевому моменту: как сто лет назад, так и сейчас, цитата из Тютчева — это слоган для тех, кто не хочет или из-за собственной ограниченности не может понять Россию.

Уже как минимум триста лет многочисленный и превосходно обученный аппарат царских/советских/путинских пропагандистов следит за тем, чтобы к России относились со слепой и (желательно) коленопреклоненной верой. Их задача — убедить жителей России и весь мир в том, что эта страна представляет собой загадку, которую невозможно решить, а, значит, и не стоит пытаться этого делать. Целая армия режиссеров следит за тем, чтобы никто не заглянул за кулисы российского государства.

Поэтому такими опасными кажутся те немногочисленные люди, которым удалось Россию понять. И поэтому Москву пришлось покинуть Майклу Макфолу (Michael McFaul) — человеку, который сначала много лет жил и работал в России, чтобы потом приехать туда послом США и собирать в своей резиденции Спасо-Хаус полные залы представителей польской элиты, неизменно устраивавшей после его пламенных речей стоячую овацию. И поэтому так жалко выглядят зачастую польские дипломаты, которые очарованные «широтой русской души», словно дети в тумане, бродят по приемам и конференциям или, боясь российской действительности, не высовывают носа за забор посольства.

Чтобы понять Россию, мало знать язык, историю, классиков литературы, кино, политику. Необходимо чувство, инстинкт, «шестое чувство». Иными словами, нужно думать, как русский, одновременно им не являясь, пропустить через себя язык, историю, пейзажи и эмоции, одновременно сохранив дистанцию от эмоций, которые они вызывают. Соединить прямой русский опыт с холодной отстраненностью человека, который формировался в рамках внешнего по отношению к России культурного кода.

"Русский марш" в регионах России


Также по теме: Путин против товарища Волка

Понимание России требует больших усилий. Чтобы научиться анализировать эту необыкновенно сложную страну, нужен постоянный и многолетний контакт с ее жителями (в том числе жителями разных регионов и социальных групп), наблюдение за ними, обмен мнениями в разных, самых полярных ситуациях. Неслучайно Первую мировую войну выиграли для Польши люди, которые глубоко понимали и знали Россию (как Юзеф Пилсудский), а Вторую мировую войну проиграли те, кто или никогда не понимал ее политики, или утратил чутье в восточных вопросах: (Владислав Сикорский (Władysław Sikorski), Станислав Миколайчик (Stanisław Mikołajczyk).

Быстрый ответ


Российский менталитет напоминает мотивы из пьесы Славомира Мрожека (Sławomir Mrożek) «Любовь в Крыму»: все новые слои исторического опыта, идеологических экспериментов и национальных травм накладываются один на другой, формируя сложную для изучения массу.

И именно поэтому в то время, когда Польша вместе с западными союзниками готовится к политической изоляции России, попытки познать Россию и россиян в параллельных политике сферах должны стать смелее, чаще и искреннее.

Сегодняшняя политическая конъюнктура уйдет, как ушли в прошлое прежние российские режимы, а страна и ее народ (со своей литературой, музыкой, духовностью, но также и со своими проблемами) останутся. Как раз с этих элементов, которые всегда привлекали и восхищали поляков, следует начинать свое общение с Россией, чтобы в конце хотя бы отчасти понять ее современные действия и уметь спрогнозировать следующие.

В последние месяцы цена знаний о России на международных политических и экономических рынках значительно возросла. Повышение их котировок должно особенно ощущаться в Варшаве, которой в связи со своим положением нужно много людей, называемых британцами «Russia Hand»: высококвалифицированных и опытных специалистов, которые готовы давать быстрые, четкие и точные ответ на сложные вопросы, связанные со становящейся все боле острой «русской проблемой». Ведь никогда нельзя исключать перспективы, что на ответ у них будет лишь столько времени, сколько требуется ракете для преодоления расстояния между Калининградом и Варшавой.