Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

250-летие Эрмитажа отмечается современным западным искусством

© РИА Новости Игорь Руссак / Перейти в фотобанкПосетители десятой европейской арт-биеннале Manifesta у инсталляции Отто Цитко в Санкт-Петербурге
Посетители десятой европейской арт-биеннале Manifesta у инсталляции Отто Цитко в Санкт-Петербурге
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Manifesta — первая и единственная передвижная биеннале в мире, которая стала результатом усилий по сближению Западной Европы со странами социалистического блока в Восточной Европе в мире, пережившем холодную войну. Страны сближаются с помощью искусства. И то, что 10-я биеннале проводится в России и, более того, местом ее проведения стал отмечающий свое 250-летие Эрмитаж, имеет особое значение.

Мой рассудок уже отказывается следить за внутренними событиями Турции; такое чувство, как будто бы мне не хватает воздуха. Когда я пишу эти строки, по всем телеканалам говорит кандидат в президенты от Партии справедливости и развития Реджеп Тайип Эрдоган...

Какое счастье, что мне не нужно слушать и комментировать это выступление. Хотя бы на несколько минут я перенесу вас в Эрмитаж — музей, который считается истинным храмом искусства.

Причина моего визита в Санкт-Петербург — открытие европейской биеннале современного искусства Manifesta 10. В поездке, организованной ассоциацией SAHA, я участвовала не как журналист, а как частное лицо. Данная ассоциация была создана три года назад с целью поддержки деятельности художников, кураторов, журналистов, пишущих об искусстве, на международных платформах. Для своих членов SAHA организует профильные поездки и встречи по обмену опытом. Иностранных кураторов, занимавшихся организацией значимых международных выставок, она приглашает в Турцию на недельную программу.

При поддержке Сороса...

Manifesta — первая и единственная передвижная биеннале в мире, которая стала результатом усилий по сближению Западной Европы со странами социалистического блока в Восточной Европе в мире, пережившем холодную войну. Страны сближаются с помощью искусства.

Первая биеннале состоялась в 1996 году в Нидерландах при финансовой поддержке известного биржевика венгерского происхождения Джорджа Сороса. Восемь таких мероприятий были проведены в странах Западной Европы и только одно — в Словении. Таким образом, то, что 10-я биеннале проводится в России и, более того, местом ее проведения стал отмечающий свое 250-летие Эрмитаж, имеет особое значение (вместе с тем ни одну из других девяти биеннале не принимал какой-либо значимый музей).

При посещении постоянной экспозиции Эрмитажа от вашего взора не ускользнет заметное влияние Запада. Как отметил директор музея Михаил Пиотровский на гала-приеме по случаю 250-летия, когда совсем рядом с полотнами Анри Матисса, которые в такой коллекции вы не сможете найти ни в одном другом музее, выставляются произведения немецких или российских современных художников, это действительно придает Manifesta 10 особый смысл.

В гостях у Екатерины...

Эта биеннале может послужить поводом не только для слияния Востока и Запада, но и для того, чтобы установить связь между далеким прошлым России и ее настоящим. История последних ста лет в значительной мере оторвала Россию от Западной Европы. Даже, когда мы говорим «Россия», первое, что приходит на ум, — некое противоположное Западной Европе общество. И, как мы можем судить по украинскому кризису, даже спустя 23 года после перестройки эта ситуация не изменилась.

Тем не менее при посещении Эрмитажа вы можете наблюдать, как глубоко в Россию — особенно с начала XVIII века в период правления Петра I до Октябрьской революции 1917 года — проникло западное искусство.

В состав музейного комплекса входит бывший дворец Романовых. В постоянную экспозицию Эрмитажа входят произведения искусства, которые покупала или принимала в дар императрица Екатерина II, много лет правившая Россией. На гала-приеме по случаю 250-летия музея сначала был приведен в действие механизм подаренных царице часов «Золотой павлин». Затем в том здании, где для императрицы проводились представления и спектакли, мы слушали арии Баха и Генделя, любуясь костюмами и украшениями того времени. Это была удивительно насыщенная нюансами программа. Словно царица Екатерина тоже была с нами...