Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Диалог во имя будущего: новая «мягкая» дипломатия Кремля

Центр изучения Ирана и Евразии IRAS

© РИА Новости Валерий Мельников / Перейти в фотобанкДед Мороз на Красной площади во время встречи главной новогодней елки страны
Дед Мороз на Красной площади во время встречи главной новогодней елки страны
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Хотя в международной политике термин «публичная дипломатия» употребляется в последние годы часто, возник он еще на заре человеческой истории, когда правители, стараясь расширить власть, предпринимали разные меры для подчинения сердец и умов народов, проживавших как в дружественных, так и во враждебных странах. А «мягкая власть» и «мягкая война» превратились в важный элемент внешней политики разных стран.

Хотя в международной политике термин «публичная дипломатия» употребляется в последние годы гораздо чаще, чем когда-либо, возник он еще на заре человеческой истории, когда некоторые правители, стараясь расширить свою власть, предпринимали самые разные меры для подчинения сердец и умов народов, проживавших как в дружественных, так и во враждебных странах. В наши дни ввиду активных изменений в международной системе, активности новых игроков, участвующих в мировой политике, необходимости использовать нетрадиционные механизмы для защиты национальных интересов, значимость публичной дипломатии возрастает двукратно, а само это понятие, тесно связанное с такими феноменами как «мягкая власть» и «мягкая война», превратилось в важный элемент внешней политики разных стран.

Не является исключением из этого правила и Россия. Несмотря на то, что в данной сфере эта страна не может похвастаться успешным опытом, в последние несколько лет для укрепления собственного престижа на международной арене и особенно для противостояния мягкой войне, которую ведет против нее Запад, она стала уделять гораздо большее внимание публичной дипломатии, чем когда-либо. В качестве примера этой деятельности можно привести поддержку и усиленное внимание финансируемым Россией международным средствам массовой информации, особенно англоязычным, помощь русским неправительственным организациям, работающим в международной сфере, а также проведение встреч разного формата как в самой России, так и за ее пределами при участии представителей разных стран.

В связи с этим российский Фонд поддержки публичной дипломатии имени А. М. Горчакова при поддержке Министерства иностранных дел России с 8 по 12 декабря этого года провел в Москве пятидневную конференцию под названием «Диалог во имя будущего». Помимо российских экспертов из Москвы и других городов страны, в ней приняли участие молодые специалисты из разных приграничных с Россией стран Центральной Азии, Южного Кавказа, Прибалтики и Восточной Европы, включая Украину, Белоруссию, Польшу, Венгрию, Иран, Турцию, Индию и Китай. В ходе конференции участники обсудили как самые общие вопросы российской дипломатии, так и ее частные аспекты, в том числе внешнеполитические вызовы России, ее противостояние с Западом, антироссийские санкции, напряженность на Украине, евразийскую интеграцию, восточный вектор внешней политики Москвы, проблемы Афганистана и Ближнего Востока в целом.

Несмотря на то, что на подобного рода конференциях, как правило, обсуждаются частные проблемы внешней политики России, основная позиция Фонда Горчакова заключается в попытке активизации российской публичной дипломатии. В связи с этим примечательной особенностью данной конференции, особенно неожиданной для представителей Ирана, стало то, что для участия в ней были приглашены эксперты, придерживающиеся самых разных политических взглядов, из таких стран Восточной Европы, Прибалтики, Украины и Грузии, которые на данный момент не могут похвастаться хорошими отношениями с Россией. По этой причине в первый день конференции глава Фонда Горчакова подчеркнул, что его организация приветствует выражение разных точек зрения, даже самых критических, и не желает слышать только восторженные отзывы в адрес своей страны. Убедиться в этом помогло то, что в ходе конференции представители некоторых стран позволяли себе критику, и подчас весьма резкую, в адрес внешней политики России.

Как уже бы отмечено, подобного рода практика проведения конференций отсутствует в Иране. Дело в том, что сейчас невозможно себе представить, чтобы на какую-либо конференцию в Тегеране были бы приглашены специалисты, не согласные с внешней политикой Исламской Республики в Евразии и на Ближнем Востоке, и им бы предоставили возможность заявить о своей позиции по этому вопросу. Разумеется, такой формат конференций, при котором допускается участие не согласных с действиями Ирана, был бы не только полезным, но и просто необходимым для выяснения слабых сторон иранской дипломатии, устранения недостатков и корректировки тактики и стратегии внешней политики Исламской Республики.

Еще одной особенностью последней конференции Фонда Горчакова стало создание благоприятных условий для знакомства российских специалистов с их коллегами из других стран и сближение их взглядов на нынешние события в мире. Данное обстоятельство непременно отразится на эволюции их убеждений и в долгосрочной перспективе будет иметь положительный эффект. В связи с этим особый интерес представляли дискуссии, на которых своими мнениями обменялись представители Армении и Азербайджана, Абхазии, Осетии и Грузии, России, Украины, Польши и стран Прибалтики.

К сожалению, подобного рода условия немыслимы в Иране, где отсутствует база для тесного общения не только с иностранными коллегами, но и между самими иранскими специалистами, поэтому для выработки такого подхода и использования его преимуществ предстоит еще многое сделать. На этом основании Россия заслуживает больших похвал, чем некоторые другие страны. Конечно, здесь не следует идеализировать, ведь и в России существуют некоторые ограничения на выражение тех или иных взглядов. Вместе с тем объективная оценка не только последней конференции Фонда Горчакова, но и других аналогичных мероприятий, проводимых в России, позволяет сделать вывод о том, что там иностранным специалистам, зачастую критически настроенным в адрес российской политики, предоставляется больше возможностей для участия в дискуссиях, чем в некоторых других странах.

Однако вопреки такой открытости и усилиям, предпринимаемым в этом направлении за последние годы, участники конференции отметили, что Россия так и не смогла добиться значительного успеха в плане публичной дипломатии. Более того, после украинского кризиса и начала информационной войны Запада против России имидж этого государства сильно пошатнулся как в регионе, так и во всем мире. Одной из важных преград на пути продвижения публичной дипломатии и мягкой силы России является консервативное мышление кремлевского руководства. Его представители по-прежнему разделяют мнение российского императора Александра III о том, что лучшим союзником России на международной арене является ее флот, а военная сила куда важнее публичной дипломатии.

Размышляя подобным образом, один из докладчиков конференции, занимающий, кстати, высокий государственный пост, заявил, что в принципе не признает понятия «мягкой силы», считая, что оно противоречит само себе. Дело в том, что, на его взгляд, всякая сила, по сути, должна быть крепкой, а эпитет «мягкая» идет вразрез собственно понятию «силы». С этой точки зрения, публичная дипломатия, культурное влияние и способность убеждения той или иной страны возможны только с опорой на крепкую силу, а без этого мягкая сила и публичная дипломатия не будут иметь никакого эффекта.

С разных точек зрения о противоречивости мягкой силы России рассуждал и американский политолог Джозеф Най. По его мнению, в этой стране данный термин вообще понимается неправильно, поэтому все проекты Кремля в этом отношении остаются бесплодными. Одна из важнейших проблем, на которую при этом указал Най, состоит в том, что механизмы реализации мягкой силы действуют в рамках неправительственных организаций, фондов и компаний (при поддержке правительства, конечно), однако в России исполнительные функции в этой области переданы государственным объединениям, которые, правда, работают под видом общественных объединений.

Как бы то ни было, несмотря на всю критику по поводу российской публичной дипломатии, организация правительственными и неправительственными фондами разного рода конференций, пользующихся финансовой и политической поддержкой российского государства, свидетельствует о том, что эта страна теперь уделяет данной проблеме еще большее внимание и считает ее важным инструментом укрепления собственного международного престижа и противостояния русофобской мягкой войне Запада, особо усилившейся после начала украинского кризиса. Тот факт, что в последний день конференции ее посетил министр иностранных дел России Сергей Лавров, позволяет сделать вывод о том, что высшее внешнеполитическое руководство этой страны активно участвует в подобного рода процессах.