То, что Владимир Путин, пришедший к власти после отставки президента России Бориса Ельцина 31 декабря 1999 года, играет активную роль в управлении государством на протяжении 15 лет, является несомненным преимуществом с точки зрения понимания того, какие реформы нужны стране. 

Реформы, которые Путин практически сразу после своего прихода к власти обобщил в форме «сильная экономика, сильная армия, сильное государство», по некоторым оценкам, можно сопоставить с жесткими и радикальными преобразованиями других лидеров в российской истории. Сегодня экономические и административные институты России вновь ускорили принятие мер, чего требует, прежде всего, многостороннее воздействие украинского кризиса. 

Преобразования, которые российские цари стали регулярно проводить после избавления от монголо-татарского ига в попытке догнать сильные страны того времени, сопровождали Россию примерно с XVI по XIX века. Во времена таких лидеров, как Иван IV, Петр I, Екатерина II, Россия осуществила свои важнейшие реформы.

В эпоху Ивана IV (Ивана Грозного, 1530-1584) государство перешло к царизму. В 1550 году был учрежден «собор», представлявший собой совет гражданских и духовных старейшин. На его собраниях принимались решения по насущным вопросам, касающимся государственных законов, церковных канонов, устройства страны.

Взгляд на реформы из петровского периода

Петр I и Екатерина II — одни из самых активных реформаторов России. При правлении этих лидеров на передний план вышли инновации, на которые повлияла, главным образом, эпоха Просвещения и последующий культурный прогресс. 

Петр был глух к комментариям о том, что сближение с Западной Европой опасно, и с первой половины XVIII века он стремительно начал процесс европеизации. Этот царь, веривший, что для того, чтобы Россия смогла встать в один ряд с сильными государствами Европы, нужна сильная армия и господство на морях, приступил к полному обновлению армии и созданию флота. 

На юге России были построены крупные судоверфи. Между тем сам Петр отправился в длительное европейское турне, где он приобрел знания о науке и ремесле в той сфере, которая его интересовала. Для Петра, желавшего познакомить свою страну с практиками сильных развитых стран Европы и провести радикальные реформы в России, эта поездка стала важным переломным моментом. Петр с нуля построил город, который ничем не отличался от европейских городов. 1 января 1700 года Россия перешла к григорианскому календарю. Царь провел модную революцию, введя европейский стиль одежды для знатных слоев населения. Он завез оборудование и большое количество технических устройств для их применения в таких областях, как оборона, производство, экономика. 

При поддержке Екатерины II, придававшей особое значение женскому образованию, в 1764 году был создан Смольный институт. Вольное экономическое общество, учрежденное в 1765 году по желанию Екатерины II, занималось аграрными исследованиями и проблемами сельского хозяйства России. Период правления Екатерины II способствовал тому, что такие получившие распространение в трудах французских литераторов и просветителей понятия, как «естественное право», «свобода», «равенство», снискали популярность у интеллектуального слоя (интеллигенции) России, одновременно подготовив почву для его возникновения. 

Путинский период, как это не раз бывало в истории, стал временем всеобъемлющих реформ. В январе 2000 года правительство одобрило «Концепцию государственной политики Российской Федерации в области международного научно-технического сотрудничества». На дальнейшей стадии это решение, ставшее государственной политикой, преследовало следующие цели: содействие переходу России на инновационный путь развития; создание российской инновационно-технологической составляющей мира; полноправное и экономически эффективное участие России в глобальных процессах в научно-технической области; выход России на мировой рынок интеллектуальных продуктов и повышение уровня конкурентоспособности; усиление роли российской инновационно-технологической составляющей в международном научно-техническом сотрудничестве. Переход к свободной рыночной экономике опять же в это время, а также активные инвестиции в научно-техническую сферу обеспечили стремительный выход России на международные рынки.

В последние 10 лет правительство РФ постоянно поддерживает науку. С 2002 по 2012 годы расходы на научную сферу возросли в 10 раз (с 31 миллиарда рублей в 2002 году до 355,9 миллиарда рублей в 2012 году). В то же время, если в 2002 году расходы на отечественные исследования и разработки в академической и научной областях составляли 135 миллиардов рублей, то к 2012 году эта цифра достигла 699 миллиардов.

План России по борьбе с кризисом

Недавно в рамках борьбы с угрозами внешней конъюнктуры по причине украинского кризиса правительство России одобрило антикризисный план. Этот план подчеркивает необходимость избегать незапланированной траты существующих международных резервов и, исходя из этого, преследует цель оптимизации бюджетных расходов и проведения структурных реформ. План борьбы российского руководства с кризисом основан на трех направлениях: активизация экономического роста; поддержка предприятий малого и среднего бизнеса; обеспечение социальной стабильности. Кроме того, план учитывает такие меры, как предоставление субсидий для промышленных предприятий и увеличение финансирования аграрного сектора.  

Спустя 22 года после распада Советского Союза РФ наращивает военную мощь и вновь повышает свое региональное влияние. Россия, которая по объемам расходов на оборону в 2005 году была девятой, а в 2010 году — пятой, в 2013 году при оборонном бюджете 87,8 миллиарда долларов заняла третье место после США и Китая. Притом, что на долю новых систем вооружений в 2005 году приходилось 42,9% всего оборонного бюджета страны, в 2013 году эта цифра возросла до 68,1%. В рамках военной модернизации, которую Россия планирует завершить к 2020 году, на вооружение российской армии поступит 400 ракет наземного и морского базирования, 20 подводных лодок, 50 боевых кораблей, 600 военных самолетов. Бюджет, предусмотренный на новые военные реформы, равен 770 миллиардов долларов или порядка 72 миллиардов в год.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.