Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Как свидетельствуют сенсационные сообщения о хакерских атаках, предпринятых против США осенью прошлого года, Россия ведет постоянную и беспощадную разведывательную войну против Запада. Как заявил, выступая недавно в Сенате, директор Национальной разведки США Джеймс Клаппер, российская угроза оказалась «гораздо серьезнее, чем мы думали раньше».

Как свидетельствуют сенсационные сообщения о хакерских атаках, предпринятых против США осенью прошлого года, Россия ведет постоянную и беспощадную разведывательную войну против Запада. Другими объектами кибератак со стороны России являются Германия, Эстония, Румыния, Украина и Грузия. Как заявил, выступая недавно в Сенате, директор Национальной разведки США Джеймс Клаппер (James Clapper), российская угроза оказалась «гораздо серьезнее, чем мы думали раньше». Способность российских хакеров успешно взламывать компьютерные сети Госдепартамента и Белого дома должна стать для нас предупреждением. США и их союзники по НАТО должны предпринять ответные меры, разработав более эффективный набор средств для противостояния этой угрозе.

По всей Европе и в евроатлантическом регионе наступление российских разведслужб осуществляется все более решительно и с использованием усовершенствованных технологий. Это — современная интеллектуальная война, которая далеко не ограничивается традиционной для разведслужб «необходимостью доступа к секретной информации» в отношении намерений враждебных стран, к которым в представлении президента Владимира Путина относится любая страна, выступающая против его экспансионистских амбиций. Эта война основана на традициях российской разведки, которые зародились еще в царские времена и включают в себя методы ведения политических войн в сочетании с постоянным сбором секретной информации. ЧК — большевистская служба государственной безопасности — называла это «активными мероприятиями» и использовала их для популяризации своих революционных целей за границей. К таким мероприятиям относилось все, что угодно — от политических убийств до скрытой пропаганды.

Тактические цели российской кибервойны могут быть различными — в зависимости от обстоятельств. Как и в случае с прошлогодними атаками на США, целью хакерских атак, предпринятых против Румынии и других стран НАТО в 2013 году, было получение секретной информации. Служба государственной безопасности Румынии смогла выявить и пресечь эти действия. Сетевая атака на правительственные сайты Эстонии, приведшая к отказу серверов, была предпринята с тем, чтобы наказать страну за перенос памятника советскому солдату, и осуществлена таким образом, чтобы хакерские действия можно было легко отрицать. Другие кибератаки преследовали пропагандистские цели. Ответственность за предпринятую в этом году хакерскую атаку на правительственные сайты Германии взяла на себя группа, называющаяся «КиберБеркут», и, как было заявлено, стала возмездием за поддержку, которую Германия оказывает Украине.

Подобные действия — это лишь часть гораздо более широкого спектра активных мероприятий, направленных против западных стран, среди которых — финансирование политических партий, создание пророссийских блогов и вебсайтов, манипуляция массовым сознанием в социальных сетях и использование агентов влияния. Все эти действия преследуют одну и ту же цель — дестабилизировать предполагаемых врагов России, держать их в напряжении, посеять среди них рознь и распространять дезинформацию.

Несмотря на многочисленные хакерские атаки против США и стран Европы, главной целью России остаются страны, распложенные непосредственно у ее границ. Стратегия Путина в этом отношении вполне очевидна — дестабилизация и подрывная деятельность, направленная против избранных демократическим путем правительств соседних государств с целью получения возможности оказывать на эти страны политическое, экономическое и стратегическое влияние. Наращивая внутри страны поддержку политического курса России за счет привлечения представителей политической элиты, деятелей культуры и средств массовой информации, Путин надеется восстановить сферу влияния в Европе и контролировать процесс принятия решений по вопросам стратегически важным для России. Подобная тактика, как и сама разведывательная война, не является чем-то новым, однако их использование достигло масштабов, сопоставимых разве что с масштабами разведывательных войн в разгар холодной войны.

Этот процесс начался в начале 2000-х годов, когда после окончания холодной войны началось постепенное восстановление и модернизация служб безопасности и военной разведки России. Вдохновителем и организатором этих реформ был сам Путин, который в советские времена был офицером КГБ, а затем возглавил созданную на его основе ФСБ. Больше, чем кто-либо другой, он поспособствовал возрождению традиций ЧК и внедрению его методов работы в повседневную деятельность российской государственной машины и в систему внешних отношений России. Даже его советские предшественники делали больше для того, чтобы различные службы безопасности и разведки подчинялись в своей работе гражданской власти. Однако в путинской России основные рычаги власти давно находятся в руках бывших и действующих работников разведслужб. Именно те значительные преобразования, которые были проведены во внешнеполитических и силовых структурах России с целью внедрения современных средств получения секретной информации и осуществления разведывательной деятельности, и является основным источником новой современной угрозы для Запада.

США и ряд европейских стран (особенно Великобритания, а также Польша и Румыния) предупреждали о последствиях агрессивных действий российской разведки. Меры, принимаемые в ответ на эти предупреждения, как правило, недостаточны и не сопоставимы с теми оперативными ресурсами, которые задействуют службы внешней разведки (СВР), государственной безопасности (ФСБ) и военной разведки (ГРУ). В результате такой беспечности Россия получила в разведывательной игре начальное преимущество, внедрившись в общественную жизнь западных стран в такой степени, что власти этих стран отказывались это признавать, а также ведя подрывную деятельность с целью воспрепятствовать в выработке странами Евросоюза единой политики в отношении России. До кризиса на Украине это было наиболее заметно в энергетическом секторе, где контроль над жизненно важной инфраструктурой позволял России сохранять положение основного поставщика энергоресурсов на европейский рынок, находившийся в полной от нее зависимости.

Долго так продолжаться не может. Европе и НАТО пора начинать действовать более жестко. В ответ на скрытую войну России необходимо предпринимать решительные и слаженные меры с целью противодействия и нейтрализации деятельности разведслужб в странах альянса и ЕС. Для этого потребуется политическая воля, а также более серьезные ресурсы и более эффективные средства — в том числе соответствующие правовые инструменты, которые обеспечили бы безопасность и защиту свобод в Европе. Служба государственной безопасности Румынии уже принимает активное участие в противостоянии этой угрозе, помогая союзникам в регионе — например, Украине — модернизировать систему защиты от киберугроз и осуществлять контроль на случай внедрения российских спецслужб в особо важные сферы деятельности.

Но более существенную работу предстоит делать совместно странам ЕС и НАТО. Необходимо развивать сотрудничество в рамках этих двух организаций с тем, чтобы предпринимать ответные действия с учетом масштабов угрозы. И если этого не сделать, Запад никогда не сможет эффективно противодействовать реализации Россией своих амбиций. Западу необходимо срочно разработать новую контрразведывательную стратегию, учитывающую характер угрозы и позволяющую вернуть Россию в рамки международного права и принципов дипломатии XXI века.