Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Правозащитник Игорь Лебедев: «В детдомах России казарменное положение»

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В одном из детдомов тренер по физической культуре изнасиловал одну из наших подопечных девочек, которая страдала тяжелым инфекционным заболеванием. Мы целый год добивались того, чтобы этого педофила посадили. Было возбуждено уголовное дело. Директор и весь коллектив стал на сторону насильника. Уголовное дело закрыли за недоказанностью обвинения. Такие случаи происходят по всей России.

В конце апреля Следственный комитет России возбудил уголовное дело в связи с сообщениями о принудительной госпитализации сирот в психиатрическую больницу № 15 города Москвы. В СМИ попали снимки, сделанные одним из воспитанников детского дома «Радуга», которого поместили в это лечебное заведение, в то время как подросток не страдал психическими заболеваниями. Этот скандал получил широкую огласку и привлек внимание правозащитников. В прессе появились публикации о том, что аналогичные случаи были зафиксированы по всей России. Игорь Лебедев, руководитель общественной организации «Прорыв Северо-Запад», которая занимается защитой прав детей-сирот, объяснил в интервью RFI, почему проблема воспитания детей-сирот и нарушения их прав носят глобальный характер в России.

Игорь Лебедев: Такая проблема существует в каждом регионе России, в каждом детском доме, особенно это происходит в областях. Вышеупомянутый случай не единичный. Такое явление в России носит массовый характер. Просто это единственный случай, который всплыл и привлек внимание СМИ и правозащитников.

— Он стал поводом для того, чтобы вспомнить ряд нарушений прав детей, которые были зафиксированы в других регионах России. Хотелось бы понять, что является причиной такого поведения воспитателей в детдомах и медперсонала психиатрических больниц.


— Я могу рассказать историю из своего личного опыта. Мы помогали нескольким детдомам в Санкт-Петербурге, в частности № 1 и № 40. В одном из этих детдомов тренер по физической культуре изнасиловал одну из наших подопечных девочек, которая страдала тяжелым инфекционным заболеванием. Мы целый год добивались того, чтобы этого педофила посадили. Было возбуждено уголовное дело. Директор и весь коллектив стал на сторону насильника. Уголовное дело закрыли за недоказанностью обвинения. Такие случат происходят по всей России. Детей содержат не только в психиатрических стационарах. Система воспитания в детских сиротских учреждениях отсутствует. Там казарменное положение. Если ребенок кому-то не подчиняется или чего-то не случается. С ним сводят счеты очень быстро, либо отправляют в психиатрический диспансер, либо переводят в другой детский дом.

— То есть, проблему вы видите именно в системе воспитания. К примеру, можно услышать такие объяснения, мол, у детдомов не хватает средств. Есть какой-то комплекс причин, которые...

— Самое лучшее средство для ребенка, который оказался в детдоме, это побыстрее попасть в семью. Все детдома в российских городах-миллионниках укомплектованы полностью. Финансирование поступает более чем достаточное. Я приведу пример, лишь для одного детдома в Санкт-Петербурге выделяется более 50 миллионов рублей на год. Там 80 воспитанников. Если посчитать, получается, что государство тратит 75 000 рублей на ребенка. Это очень большие деньги для России. Не каждая семья даже может выделить эти деньги на содержание своего ребенка. Деньги тут совершенно ни при чем. Здесь все дело в социальной составляющей, в отношении людей к самой проблеме сирот. Государству выгодно содержать детские дома, потому что чиновники кормятся за этот счет. Проблема сиротства в России выгодна.

— Таким образом, проблема носит системный характер, и даже правозащитники не могут справиться?

— Проблема носит глобальный характер для России. Можно назвать лишь единицы детдомов, где сирот воспитывают с надеждой на то, что они выйдут из детдома, получат профессию, создадут семью. Большинство детей-сирот являются асоциальными элементами после того, как покидают детские дома.

— В ряде случае мы видим даже, что детям, которых из интернатов отправляют в психиатрические больницы с так называемой воспитательной целью, вкалывают неизвестные лекарства, с ними жестоко обращаются. В некоторых случаях можно говорить даже о применении пыток?

— Нужно вещи называть своими именами, это делается не в воспитательных, а карательных целях. С ребенком реально сводят счеты. Ни о каком воспитании ребенка в психиатрической больнице, за которого никто не может заступиться, не может быть и речи. Воспитатели не могут вести диалог с детьми. Нужно работать с детьми, а не зарабатывать на них. По факту, работники этих детдомов, как пиявки. Гуманитарную помощь, пособия — они берут все, что можно «высосать». Не будет детей в детдомах, не будет всех этих привилегий. Ни в коем случае не нужно отправлять деньги в детдома, они не доходят туда, куда надо. Если вы хотите как-то помочь сироте в России, лучше усыновить ребенка.