XXI век резко изменил лицо эпохи: возникли новые вызовы, потому что до 21-го века на геополитической арене господствовал относительный баланс: технологически развитые страны были сильны своими современными технологиями, сырьевые страны — сырьевыми ресурсами. Но технологический прогресс изменил это равновесие.
Место и положение России в Евразийском союзе
Россия очень поздно почувствовала резкое влияние геополитических переходов, в частности тогда, когда постсоветские страны начали активные переговоры с Евросоюзом, а также с Соединенными Штатами Америки.
Первое.Зона военной безопасности. Россия — равнинная страна, ее зона безопасности не может быть ограничена какими-либо естественными преградами, например, горными хребтами. Для защиты своих зон влияния Россия имеет единственный оплот — размещение военных баз. Прозападно настроенная Украина (в европейской части) и Грузия (на Южном Кавказе) сократили зону безопасности России.
Россия, кроме военной гарантии, к сожалению, не обеспечила себя другими гарантиями — не создала гарантии внутренне устойчивой экономики, сильного и крепкого общества, гарантии быть передовой страной в тренде технологического прогресса, и этим заблокировала свои пути.
Второе. Экономические возможности. Одновременно с зоной военной безопасности, Россия стала терять также экономические возможности.
Россия долгое время использовала нефтегазовое «оружие» как политическую «дубину» против стран Восточной Европы, а также для давления на постсоветские территории, искусственно завышая цены на газ. Это очевидным образом проявляется на примере Армении: в результате политических давлений официальный Ереван отдает предпочтение российскому горючему, имея возможность покупать по дешевой цене газ из Ирана. К тому же, Россия тоже знает, что использует экономические рычаги в политических целях, поэтому целевые страны имеют одинаковое право не поддаваться политическим соображениям, и стремиться к своим экономические выгодам. Именно по этой, второй причине, Россия чувствует угрозу своим евразийским амбициям.
Третье. Претензия на роль сверхдержавы. Цели, чтобы быть сверхдержавой, можно достичь с помощью двух факторов: первое — обеспечение в разных регионах с помощью экономической экспансии глобализационного культурного, экономического присутствия, и второе — физическое присутствие с вертикальной структурой, для чего нужно подготовить общественное мнение как внутри страны, так за ее пределами. Российская машина пропаганды довольно эффективно реализует подготовку к созданию такого мнения для внутренней аудитории.
Отражение внутренней ситуации России внутри страны и за ее пределами
Российское общество не в курсе о состоянии как своей финансовой, экономической и военной ситуации, так и в соседних с ней странах. Откровенно раздувается миф о России как о сверхдержаве, чему есть две основные гарантии:
Первое. Образ Путина, который представлен как символ поднимающейся из руин империи, как человек, который смог дать второе дыхание империи и, естественно, расширил ее границы, завоевал Крым, встал в преддверии завоевания Донецка и Луганска. Можно сказать, что восхваление по российскому телевидению атрибутов Советского Союза составляет обязательную составляющую, имеющую свою квоту по времени в государственном финансировании первого и второго каналов России.
Второе. Исторические реалии призваны выполнять роль актуальной политики, в результате чего широко рекламируются победы во Второй Мировой войне или, как ее нарекли в советское время, Великой Отечественной войне — по новостям, в телепередачах, эпизод за эпизодом пытаются восстановить прежнюю славу советской символики и институтов. Первый из этих институтов — лишенный публичного рейтинга советский КГБ, секретная служба безопасности.
Третье. Другая попытка реализации имперских амбиций — создание Евразийского экономического союза уже вне границ страны. У этого, конечно, есть одна цель — защита границ России. Одно из редких мест, где она защищена, это граница Армения — Турция. Рассматривая это, часто забывается, что это граница прежнего Советского Союза и НАТО. Соединенные Штаты Америки заинтересованы в вопросе их открытии, а Россия — в том, чтобы вечно держать их закрытыми.
Путин не может заразить своими амбициями номенклатурных диктаторов суверенных республик, которые на протяжении 70-и лет были знакомы с политикой, проводимой со стороны Советского Союза, и склонны не доверять обещаниям России, в частности в то время, когда у них более или менее стабильна экономика, достаточно мощные сырьевые ресурсы, и они могут выдержать глобальные требования, понимая, что без иностранного финансирования (капитала) они не в состоянии встать на ноги.
Четвертое. Российские амбиции блокируются также благодаря примененным западным миром успешных культурных и военно-дипломатических экспансий, результат которого — соглашение «Шестерки» с Ираном, благодаря которому Иран станет политическим партнером, перестанет быть игральной картой в руках той же Турции, улучшит отношения также со странами цивилизованного мира, естественно, в рамках западного видения.
Новый статус России в контексте мировых вызовов
Россия остается вне возможности участия в противостоянии глобальным вызовам мира, даже и не выражает желания защитить свое участие. Во время последнего саммита G7 было заявлено о том, что РФ никогда не сможет вернуться в этот формат, если не вернет Крым. Принимая во внимание позицию России в вопросе Крыма, очевидно, что Россия еще долгое время в высоких форматах не примет участия в обсуждениях мировых вызовов, в числе которых также вопрос о терроризме. Мишенью для терроризма являются как США, как Россия, так и Европа.
Другие такие мировые вызовы, как глобальное потепление, борьба с эпидемиями, вопросы защиты природы и др. отмечаются чисто формальным присутствием российской стороны, поскольку Россия не рассматривается как партнер, способный дать эффективное решение этим проблемам.
Особенности партнерства Армении и России
Конечно, для укрепления собственных экономических возможностей Армения имеет проблему отсоединения от российского имперского поля.
Постепенное улучшение отношений с западными странами непосредственного соседа — Ирана, может стать серьезным фактором для экономической и политической независимости Армении.
Совместные действия исламского мира, богатого энергоресурсами, и западного мира в деле системного снижения мировых цен на нефть оставляют Россию на довольствии Турции и Азербайджана.
Фактически, попытки России сохранить европейские границы обречены на абсолютный провал: Украина уже безнадежно потеряна.
В отличие от Украины, мнение армянского населения по поводу русской экспансии в основном положительное или нейтральное, что обусловлено: а) историческими факторами, б) односторонностью телепропаганды, в) слабостью прозападного фактора на политическом поле, низким уровнем представленности общевропейски ориентированных сил в правящем и оппозиционном сегментах политического поля.
Фактически, борясь против НАТО, Россия автоматически приближает НАТО к своим границам. Кольцо постепенно сжимается, тогда как Россия этому давлению может противопоставить только политические действия имитационного характера:
Первое. На политической арене России победа 9 мая 1945 года представляется как самое важное событие. Как и парад, посвященный его 70-летию, исторические победы и вообще — представление исторических событий как политический приоритет. На том же примере в Армении использовались как политическая повестка дня Геноцид и его столетие. Современная политическая реакция на исторические события свидетельствует о международном рейтинге государства в мире. В Армении такая нацеленная на рейтинг политика была достаточно успешной, тогда как отношение к России проявилось политикой ее игнорирования со стороны цивилизованного мира.
Второе. Другое имитационное действие на фоне экономического спада в ответ на примененные со стороны западного мира санкции — это реализация нереалистичной экономической политики. Россия «применила свои экономические санкции», которые очевидным образом не могут повлиять на какой-либо мировой экономический процесс. Другой экономический «блеф» — заявление о замещении импорта товара эквивалентами российского производства по аналогичной цене — «импортозамещение». Тогда как очевидно, что Россия не способна производить не только продукцию потребительского назначения — телефоны, компьютеры, но и самое важное — она не способна обеспечить доступность передовых технологий, программного обеспечения, микросхем.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
Лучшие
Показать новые комментарии (0)
Все комментарии

| 0 �Классики зарубежной арменистики с критикой армянских первоисточников� Продолжаем серию статей, посвященных анализу книг известного французского ориенталиста, кавказоведа XIX века А.Ж. Сен–Мартена, в частности, его труда �M�moires historiques et g�ographiques sur l'Arm�nie� (1) Отметим, что Антуан Жан де Сен-Мартен (1791-1832 гг.) является для армян важным авторитетным источником, на который они очень часто ссылаются, стремясь доказать древность своей истории, в том числе и на Кавказе. Ценното, что Сен-Мартен дал перевод и обширные комментарии к трудам, приписываемым армянскому автору V века Моисею Хоренскому (Мовсесу Хоренаци – прим. Р.Г.). Ведь поздние армянские переводчики, мягко говоря, лукавили: не только неверно переводили труды Хоренского, но даже �подправляли� их названия, в частности,перевели как �История Армении� труд Хоренского, который в оригинале назывался �Патмутюн Хайоц� - то есть �История Хаев�. Тем самым армянские исследователи пытаются скрыть истинную историю и самоназвание нынешнего армянского народа. Ведь неискушенные читатели, да и многие специалисты, до сих пор не знают разницы между армянами и хаями. Дело в том, что самоназванием нынешних армян является слово �хай�, а страной Хаястан, которые не имеют отношения ко всей древней армянской культуре, истории и географическому ареалу. Многие годы эта путаница позволяет нынешней армянской науке ловко фальсифицировать и приписывать себе культурно-историческое наследие различных древних ныне исчезнувших народов, не имеющих никакого отношения к хайскому народу, перекочевавшему в результате длительного исторического процесса с Балкан в Малую Азию, а оттуда на Кавказ. 
| 0 �Классики зарубежной арменистики с критикой армянских первоисточников� Продолжение Французский ориенталист А.Ж.Сен-Мартен во втором томе �M�moires sur ľArm�nie� выявил большое количество подлогов, несоответствий и фальсификаций в трудах, приписываемых Моисею Хоренскому. Речь идет о географическом труде М. Хоренского �Ашхарацуйц� (арм. Աշխարհացույց, букв. �Показ мира�), французский перевод которого был опубликован Сен-Мартеном во втором томе его книги �Записки об Армении�. (2)Во вводной статье �Записка об эпохе создания �Ашхарацуйц�, приписываемой Моисею Хоренскому� (3),Сен-Мартен показывает, что �География� содержит целый ряд сведений, названий и словоупотреблений, которые не могли появиться ранее X века, а потому эта книга не могла быть написана Хоренским, жившим в V веке. Становится ясно, что над книгой Хоренского �трудилось� не одно поколение армянских мистификаторов (4),в частности, мхитаристов - представителей конгрегации армянских церковников, основанной в 1701 году монахом Мхитаром Себастаци, которые с 1717 года обосновались при Католической церкви около Венеции на острове Сан-Ладзаро (Св. Лазаря). Позже часть организации обосновалась в Вене, где продолжает существовать поныне. Основной целью мхитаристов было переписывание древних книг, создание армянской истории и многочисленные компиляции, фальсификации и использование цитат из трудов античных авторов, без указания первоисточника, чтобы они выглядели как древнеармянские труды. Деятельность мхитаристов,в основном, служила укреплению влияния Ватикана на Ближнем Востоке. (5) Утверждения Сен-Мартена сподвиглимхитаристов �исправить� свои прежние недочеты и выпустить в 1843 г. в Венеции новое издание �Географии� М. Хоренского, где уже не было большей части прежнего фальсификата. Между тем и этот текст оставлял ряд неустранимых свидетельств того, что Хоренский, живший в V веке, написать его не мог. В этом ряду можно показать прямые ссылки нажившего в VI веке Косму Индикоплова и другие источники и события, произошедшие на много веков позже периода жизни Хоренского. Обоснованность доводов французского востоковеда Сен-Мартена о фальсификациях трудов, приписываемых �отцу армянской истории и географии� М. Хоренского частично признавал и армянский исследователь К.Патканов в предисловии к своему переводу �Ашхарацуйц�. 
| 0 �Классики зарубежной арменистики с критикой армянских первоисточников� Продолжение К.Патканов признавал оправданность многих положений, приведенных французским ученым относительно труда Хоренского, который в итоге с тех пор в мировой науке перестал считаться серьезным источником по истории. В том, что Моисей Хоренский – или те, кто под его именем писали армянскую историю, подвергали этот труд многочисленным изменениям, можно убедиться, прочитав, ныне практически забытый первый перевод труда М.Хоренского на русский язык, осуществленный в 1809 году армянским архидьяконом Иосифом Иоаннесом (7). (�Арменская история, сочиненная Моисеемъ Хоренскимъ съ краткимъ географическимъ описанiемъ древней Арменiи�, переведенная на русский язык архидьяконом Иосифом Иоаннесом. СПб – 1809г.) Приведем некоторые выдержки из второго тома труда Сен-Мартена, посвященного личности, трудам различных армянских деятелей и летописцев, в том числе и Моисея Хоренского В частности, Сен-Мартен утверждает, что проведя исследование труда Моисея Хоренского, он пришел к выводу, что это труд написан значительно позже V века (8).Сен-Мартен часто называет автора этого труда �переводчиком с армянского�, давая знать, что сомневается в том, что этот труд написан Моисеем Хоренским. Удивление французского кавказоведа вызывает то, что в труде, приписываемом М.Хоренскому, целые главы взяты из различных античных книг. К примеру, использованы большие фрагменты �Географии� Птолемея (9), к тому же взятые не из оригинала, а из других источников, ссылавшихся на Птолемея. 
| 0 �Классики зарубежной арменистики с критикой армянских первоисточников� Продолжение Затем Сен-Мартен пишет о том, кто составил труд под именем М.Хоренского: �Армянский переводчик был родом из Галлии, местным франком… и насколько верно говорить (в труде М.Хоренского) о местности Франков, и жителях Галлии, хотя тогда, в 460 году, она не была еще достаточно могущественна; и тому, кто поведал об этом, трудно поверить, что он видел и знал в то время Армению (10).То есть французский ученый указывает на то, что не мог живший в V веке М.Хоренский знать и описывать еще неизвестную Галлию (старое название западной и южной части Европы) и ее жителей франков, точно так же, как и поздний переводчик труда Хоренского не мог знать о существовании географически далекой Армении. Сен-Мартен приходит к выводу, что все это поздние вставки в труд, приписываемый М.Хоренскому, в связи с чем еще раз становится ясным, что этот труд никак не может претендовать на достоверность и древность. Еще большие сомнения в достоверности труда М.ХоренскогоуСен-Мартена вызывает тот факт, что в нем упоминаются и описываются �русские�, хотя такого названия или народа в V веке еще не могло быть. Французский кавказовед верно подмечает, что живший в Армении в V веке Моисей Хоренский не мог знать, как о франках, Галлии, так и о русских, которые не были известны в тот период. Первое упоминание в средневековых источниках о руссах, но никак не о русских, относится к X веку в связи с нападениями руссов на Константинополь, на земли вокруг Черного, Каспийского морей и на Кавказе. То есть не мог М.Хоренский описывать народ и события, произошедшие на 500 лет позже периода своей жизни. 
| 0 �Классики зарубежной арменистики с критикой армянских первоисточников� Продолжение Сен-Мартен указывает на то, что у М. Хоренского встречаются некоторые фрагменты из трудов арабских историков средневековья, живших на 5-7 веков позже М.Хоренского. Это вызывает недоумение у французского кавказоведа, который также отмечает, что некоторые цитаты из арабских источников приведены у М. Хоренского вместе с ошибками, имевшими место в названиях рек и населенных пунктов. По этому поводу Сен-Мартен пишет: �Я думаю, следовательно, что это название не совсем соответствует обычаям коренных жителей юга России, которые являлись, как было установлено, Татарами…� (11). Так, М. Хоренский даёт Херсонесу Таврическому название Крим (Крым) или Криме, которое не имело хождения в V веке. �Это название, без всякого сомнения, произошло от древнего Киммерия; но это изменение не совсем соответствует обычаям, бытующим в ту эпоху…�, - пишет по этому поводу Сен-Мартен(12). Французский кавказовед отмечает еще одну позднюю компиляцию в труде, приписываемом М.Хоренскому, где относительно Сарматии (древнее название Восточной Европы и Причерноморья – Р.Г.), говорится, что там имеются христиане, принявшие религию от Рима. Сен-Мартен по этому поводу пишет, что в период жизни Моисея Хоренского Сарматия и ее область Таврида не были в составе Римской империи; �и, следовательно, было бы очень сомнительно, что их (ее жителей – Р.Г.) обратили в христианство: это могло быть в эпоху, более позднюю… Русские не были обращены в христианство к 986 году: к тому времени Таврида была единственным регионом христиан севера; и это доказывает, как мы уже говорили, что данная книга была сочинена именно к 950 году�, - констатирует Сен-Мартен 
| 0 �Классики зарубежной арменистики с критикой армянских первоисточников� Продолжение Говоря о народах, составляющих Азиатскую Сарматию, и среди них тех, которые жили в горах Кавказа, М.Хоренский упоминает про Ширван. По мнению Сен-Мартена, несколько странно, что автор V века дает о Ширване сведения, которые в его время еще не были известны. По этому поводу Сен-Мартен пишет: �название (Ширван – Р.Г.), которое в настоящее время носит Албания, более древнее, и оно не начинается с правления известного нам царя персов Хосров-Нуширавана, c середины IVвека�.То есть М.Хоренский ну никак не мог знать о том, что европейские ученые, спустя много веков, будут спорить о происхождении топонима Ширван и ошибочно связывать его с именем сасанидского шаха Хосрова Ануширвана, хотя это название существовало задолго до Хосрова. Как пишет французский кавказовед: �так называемый Моисей Хорен� путает названия рек, местностей и дает их так, как они не назывались еще в V веке. Получается, что Моисей Хоренский летал на машине времени в будущее на 5-7 веков вперед, где узнавал названия и события, которые потом, вернувшись, описал в своих трудах? Далее Сен-Мартен находит еще один поздний армянский ляп - Моисей Хоренский описывает местность Садакх (Садах) в Армении, на территории нынешней Турции недалеко от Эрзинджана, тогда как в V веке там не было никакой Армении, а сама местность называлась Ардшкх (Арташ). Согласно �Истории Дарона�, написанной епископом Жаном Мамиконяном(14),эта местность стала называться Садах намного веков позже периода жизни я Хоренского. К тому же, будучи уроженцем Дарона (Тарона), он, казалось бы, лучше всех должен был знать названия в своей родной местности. 
| 0 �Классики зарубежной арменистики с критикой армянских первоисточников� Продолжение Дальше – больше! Моисей Хоренский, описывая область Арабская Петрея (Хиджаз – окрестности Мекки, Медины и других земель в Аравии – Р.Г.) рассказывает, что здесь жил пророк Авраам (Ибрагим) и описывает некоторые факты из его жизни. На это Сен-Мартен справедливо замечает, что о жизни и деятельности здесь пророка Авраама жившие по соседству народы, а тем более христианский мир, в V веке и даже много веков спустя не могли знать, ибо об этом стало известно после ниспослания Корана в VII веке. О пребывании пророка Авраама в Мекке и ее окрестностях до этого могли знать только местные жители, а христианский мир об этом узнал много веков спустя, когда появились переводы смыслов Корана на другие языки. То есть армянские фальсификаторы, писавшие от имени Моисея Хоренского, слепо позаимствовали факты жизни пророка Авраама у поздних мусульманских средневековых авторов и выдали их от имени М.Хоренского, жившего на несколько веков раньше появления и распространения Корана! Сен-Мартен отмечает еще один нонсенс: �Говорят, что в городе Бабилоне (Вавилон), так называемый Моисей Хорен упоминает о городе Басра (ныне в Ираке – Р.Г.), который не мог быть основан до установления мусульманства� (15). То есть у М.Хоренского есть упоминание о Басре, основанной спустя 200 с лишним лет после его смерти, когда распространился Ислам и был создан Арабский Халифат! Сен-Мартен пишет, что еще до него факт об упоминании Басры в труде М.Хоренского обнаружил другой французский исследователь М. Сент-Круа, который �делал уже примечание о том, что Басра упоминается в нашей географии Армении, дающей повод считать, что его автором не является Моисей Хоренский; но ни он, ни кто-нибудь другой, не могут указать того, как в том же параграфе имеется вопрос о другом городе, основанном равным образом после возникновения мусульманства, и это Куфа, которая была построена после взятия Мадаина, столицы империи Персов, в 17 году хиджры (638 от Р.Х.)� (16). Значит мало того, что у Хоренского есть упоминание о Басре, так еще там повествуется о городе Куфа, также основанном через несколько веков после его смерти в период Арабского Халифата! 
| 0 �Классики зарубежной арменистики с критикой армянских первоисточников� Продолжение Сен-Мартен перечисляет еще целый ряд городов, топонимов и событий, о которых Моисей Хоренский не мог знать, поскольку они имели место на много веков позже, и по мнению французского кавказоведа, труд, приписываемый Моисею Хоренскому, в лучшем случае можно отнести к X-XI вв. Но далее Сен-Мартен высказывает сомнение даже в этой датировке, поскольку у М.Хоренского приводятся события и названия и более позднего периода! Сен-Мартен обнаруживает, что у М.Хоренского - автора V века, описывается город Рован, Реван, который был построен азербайджанскими правителями в XVI веке! Французский кавказовед по поводу этого ляпа с удивлением пишет в комментарии: �Я примечаю (в �Географии� Моисея Хоренского – Р.Г.) ещё название Рован, данное одному из регионов Адербайджана, которое возможно является Реваном, и ему это название присвоили мусульмане, это часть Армении Эриван, является столицей, которая под их властью была всегда частью Адербайджана� (17). То есть Сен-Мартен и ученые его времени прекрасно были осведомлены о тюркских мусульманских основателях и дате построения ими города-крепости Ревана (Иревана), являвшегося �всегда частью Адербайджана� и нигде не упоминают о древнеармянском Эребуни-Ереване, миф о котором армянские ученые придумали в середине XX века. Несмотря на то, что Сен-Мартен старается назвать эти земли �частью Армении�, он тем не менее вынужден признать, что в действительности это искони азербайджанские земли и всегда были таковыми. 
| 0 �Классики зарубежной арменистики с критикой армянских первоисточников� Продолжение Напомним, что на территории нынешней Армении в средние века располагался Чухур Саад - одно из четырех бейлярбекств азербайджанской династии Сефевидов. В 1504-м году сефевидский шах Исмаил поручил своему полководцу Ревангулу-хану построить на этой территории крепость. Крепость была возведена за 7 лет на скалистом берегу в юго-восточной стороне реки Занги, ныне переименованной армянами в Раздан. Построенная крепость была названа Реван в честь Ревангулу-хана, а позже стала произноситься как Иреван, поскольку в тюркских языках в начале слова перед согласной буквой �р� часто произносится гласная �и�. Эриванская крепость прославилась на Востоке как город минаретов. В крепости было 8 мечетей, 800 домов, и там жили только азербайджанские тюрки. Эриванская крепость была административно-политическим центром Эриванского ханства и символом его мощи в течение 300 лет, пока в XIX веке не началось продвижение царской России на Южный Кавказ. Началась серия кровопролитных войн между Россией, Османской и Персидскими империями за господство в этом регионе. В течение 23 лет Российская империя не могла взять стратегически важную Эриванскую крепость, находившуюся на стыке Османской и Персидской империй. И лишь в октябре 1827-го года 12-тысячная русская армия под командованием генерала Паскевича, в результате кровопролитных боев смогла взять Эриванскую крепость. Несмотря на взятие Эриванской крепости, русская армия не стала ее разрушать. Даже после упразднения ханства, образования Армянской области, а затем Эриванской губернии крепость оставалась сердцем города, его главной достопримечательностью. Основательное разрушение Эриванской крепости произошло в советское время, после того, как на исконно азербайджанских землях была образована Армянская ССР. Стены, похожие на стены Бакинской крепости, были разобраны, стерты с лица земли Дворец сардара, мечети, бани и постройки, напоминавшие о мусульманском и тюркском прошлом Эривани. Кладбища были уничтожены, названия кварталов изменены, а мусульманские жители - азербайджанские тюрки, курды и персы - были выселены. В 1936 году армяне переименовали город в Ереван, и тем самым стерли и само упоминание о том, кем был создан город, и кто жил в этом центре азербайджанской и мусульманской культуры на Кавказе. В Ереване не пощадили даже уникальный по своей красоте дворец Эриванского хана (сардара), где ссыльными декабристами в 1827 году была впервые поставлена бессмертная пьеса А.Грибоедова �Горе от ума� в присутствии самого автора 
| 0 �Классики зарубежной арменистики с критикой армянских первоисточников� Продолжение И только после уничтожения Эриванской крепости был придуман в 1960-е годы миф об Эребуни-Ереване, якобы основанном в 782 г. до н.э. Все началось с того, что в 1950-х годах советские археологи на приличном расстоянии от Еревана нашли остатки урартской крепости, где была обнаружена табличка с клинописью, расшифрованной как �РБН�. Эти буквы �РБН� незамедлительно были преподнесены армянской стороной как слово �Эребуни� - Ереван. Так найденная клинопись с �РБН� и была притянута за уши к истории Еревана, что вызвало жесткую критику со стороны именитых советских и зарубежных ученых, в том числе участвовавших в раскопках этой урартской крепости. Более того, эта табличка не была признана как достоверный аргумент ни одной авторитетной международной организацией, в частности, ЮНЕСКО. Однако, несмотря на это, власти Армянской ССР в 1968 году отпраздновали 2750-летие Еревана. Хотя до сих пор в источниках и архивных материалах нет никакого сообщения о существовании такого города, как Ереван до начала XVI века, т.е. до того времени, когда реально была заложена Эриванская крепость(19). Эриванская крепость и ее постройки напоминали бакинский Ичери Шехер, ханский дворец в Шеки и ныне почти уничтоженный армянами на оккупированных азербайджанских землях ханский дворец в Шуше. Все эти и многие другие архитектурные памятники, в том числе и Эриванская крепость, ясно показывают ареал распространения азербайджанской средневековой культуры, что видимо, не дает покоя армянской стороне. Иначе бы не был уничтожен исторический центр армянской столицы - Еревана. Ведь у многих древних городов есть свой исторический центр, который является гордостью и жемчужиной, охраняемой со стороны властей и народа. Исторический центр есть у Москвы, у Тбилиси, Баку и множества других старых городов мира, но его ныне нет у Еревана…
Показать новые комментарии (0)Extrasens
Extrasens
Extrasens
Extrasens
Extrasens
Extrasens
Extrasens
Extrasens
Extrasens
Extrasens
в ответ(Показать комментарийСкрыть комментарий)