Со скоростью более 500 километров в час он летит над самой поверхностью воды, как аппарат на воздушной подушке. Он может взлететь, как самолет, и плыть, как корабль. Экраноплан — идеальная машина для десантирования и молниеносных нападений. Россия вновь планирует производить эти дорогие, но действенные боевые средства.
В 90-е годы прошлого века Россия закрыла проект производства экранопланов из-за недостатка финансирования и всеобщего хаоса. Теперь «Каспийский монстр» и его собратья возвращаются на сцену.
На свет уже появился 60-тонный макет, и одновременно начались работы по созданию 500-тонной машины, как сообщило руководство российского ВМФ. Производство должно начаться после 2020 года в Нижнем Новгороде. Благодаря таким экранопланам, как «Орленок», «Лунь», «Волга-2» и прежде всего КМ, «Каспийскому монстру», Россия является крупнейшим производителем этого примечательного типа техники, самолета, аппарата на воздушной подушке и корабля в одном. Но это не означает, что Россия – единственная, кто их создает.
Идеальны для десантирования
Россия начала разработку экранопланов в 60-е годы прошлого века. В советские времена их конструированием занималась группа Ростислава Алексеева. Экраноплан представлялся многообещающей военной технологией. Он двигался в нескольких метрах над поверхностью воды, как обычные аппараты на воздушной подушке, а благодаря динамичному приземному эффекту мог развивать скорость до 500 километров в час. На небольшие расстояния он мог подняться на высоту полета обычного самолета. Упрощенно говоря, на скорости до 70 км/ч (38 узлов) он вел себя, как корабль, в районе 100 км/ч — как аппарат на воздушной подушке, а когда скорость достигала более 150 км/ч, он взлетал в воздух как обыкновенный самолет.
Эти характеристики превращали экраноплан в потенциально идеальную машину для десантных операций. Вторая мировая война была еще жива в памяти, как и успехи западных союзников, а также японцев, которые, кстати, одни из первых начали конструировать специальные десантные корабли. С другой стороны, советское военное командование хорошо понимало, что его собственные десантные операции во время Второй мировой войны не увенчались блестящими успехами, а в случае десантирования на территории рушащейся японской монархии так и вообще, говоря объективно, речь шла о фиаско.
Благодаря высоте полета до 10 метров над поверхностью экраноплан сумел обойти мины и заграждения. Вместе с этим он был неуязвим для торпед и выпускаемых с земли зенитных снарядов и противокорабельных ракет. Поразить его могли практически одни только высокоточные крылатые ракеты — так, по крайней мере, полагали конструкторы, которые, как и всегда в СССР, были полны оптимизма, доходящего до наивности. Это касалось и предположения, что экраноплан будет практически неуловим для радарной техники. Возможно, так оно и было с советскими радарами, но совершенно неясно, как экраноплан со своими габаритами повел бы себя с западными радарами того времени.
«Монстр с Каспийского моря»
Советский ВМФ начал строительство первого настоящего экраноплана в 1963 году. На судоверфи «Волга» под Нижним Новгородом началось строительство экраноплана КМ (Корабль-макет), который должен был стать полномасштабным макетом будущего боевого экраноплана. Это была огромная машина с корпусом длиной 90 м и взлетной массой 544 т. В то время это было самое большое авиационное средство в мире.
В «Каспийском монстре», как начали называть машину, использовались наработки испытаний опытных экранопланов СМ. Концептуально это был среднеплан с хвостовыми Т-образным оперением, оснащенный двумя двигателями Добрынин ВД-7 с тягой 107,8 кН, которые размещались по обеим сторонам вертикальной хвостовой поверхности. Оптимальная высота полета колебалась в районе 4-14 метров над уровнем моря, крейсерская скорость составляла 430 км/ч, а максимальная — 500 км/ч. Во время летних испытаний КМ продемонстрировал хорошую стабильность и управляемость.
Несмотря на внушительные размеры, этот экраноплан мог выполнять удивительно резкие повороты с большим наклоном, во время которых конец крыла на внутренней стороне поворота касался поверхности воды.
В результате многолетних испытаний КМ несколько раз перестраивался — в последний раз в 1979 году. Это изменение было связано, с одной стороны, с сильным износом авиационных двигателей и бустеров, а с другой — с необходимостью опробовать новые двигатели для будущего боевого экраноплана «Лунь». Последним переоснащение стало также и потому, что через год КМ стал жертвой аварии.
«Лунь»
«История экраноплана „Лунь“, единственного, который имел наступательное вооружение, началась в 1970 году, когда Центральное конструкторское бюро по судам на подводных крыльях им. Алексеева („ЦКБ по СПК им. Р. Е. Алексеева“) получило заказ на разработку экраноплана, вооруженного противокорабельными крылатыми ракетами, способного достигать скорости 500 км/ч», — рассказывает о рождении «Луни» публицист Радек Панхартек.
Целью конструкторов было создать средство, способное в быстром полете на малой высоте атаковать крупные объекты на поверхности моря или малые морские группировки и караваны судов. Наступательным оружием был арсенал из шести противокорабельных крылатых ракет 3M80 Москит. Учитывая размеры ракетных контейнеров, единственным местом для их размещения могла стать верхняя часть корпуса экраноплана. Это обусловило его конструкционные ограничения. Все восемь двухконтурных двигателей Кузнецов НК-87 с тягой 127,4 кН были размещены на небольшом пилоне сразу за кабиной экипажа. После достижения летной высоты и скорости в работе оставались лишь два двигателя, а другие — отключались. Бустеры же включались лишь при акселерации или преодолении препятствий.
Для защиты экраноплана на корме и под первой парой ракетных контейнеров были установлены артиллерийские установки УКУ-9К-502-11- такие же, как на самолете Ил-76.
Испытания проводились на Каспийском море в 1990-1991 годах 11-й авиагруппой, подчинявшейся командованию Черноморского флота. Частью испытаний было также использование крылатых ракет Москит.
После 1992 года полеты экранопланов были очень ограничены из-за финансовых проблем. «Лунь» стояла на базе в Каспийске и постепенно ветшала. В 1998 году по решению начальника штаба ВМФ 11-я отдельная авиагруппа была реорганизована в «Авиабазу по сохранению экраноплана», которая законсервировала экраноплан «Лунь» и занималась его хранением.
Это могло бы стать концом истории экранопланов, многообещающей технологии, которая просто оказалась слишком сложной с технологической точки зрения и слишком затратной финансово, чтобы ее могла сохранить пошатнувшаяся постсоветская экономика.
Перемены настали в связи с политической и геополитической динамикой администрации Владимира Путина. Аппетиты, направленные на черноморский коридор в Средиземноморье, в определенном смысле продолжили планы, которые связывал с экранопланами советский ВМФ. Ведь советские экранопланы были созданы как раз для использования во внутренних морях. Транспортные экранопланы «Орленок» призваны были неожиданным десантированием морской пехоты обеспечить блокаду входов или выходов из внутренних морей — прежде всего из Черного моря через Босфор и Дарданеллы.
Ракетный экраноплан «Лунь» в таком случае должен был прикрывать их операции от нападения с судов противника или уничтожить патрули больших групп судов, тем самым открыв путь более крупным соединениям ВМФ.
И именно эту роль могли бы играть машины, которые российский ВМФ хочет поставить на вооружение после 2020 года. Рассматривается и иное использование этих средств. Когда-то в Сибири испытывали Буревестник-24, гражданский транспортный и спасательный экранолет. И велика вероятность того, что в российских конструкторских бюро разрабатываются и планы океанских военных экранопланов. Они стали бы ответом на Pelican, концепт экраноплана «Боинга», о котором с 2002 года нет никаких новостей, что, однако, отнюдь не значит, что разработки не продолжаются. Кстати, экранопланы набирают популярность и за пределами их русской прародины. Скажем, Иран сформировал несколько частей из этих оснащенных оружием машин, продемонстрировав их на военном параде в 2010 году.
Экранопланы называются Bavar 2, и они невелики. Но для полноты картины отметим, что об иранских экранопланах с тех пор нет никакой информации. Само по себе это ничего не значит, хотя, возможно, у Ирана те же проблемы, что были у России. После больших ожиданий — масса трудностей и в итоге разочарование.
Но никто не может сказать, что экраноплан закончит свои дни среди других странностей, которых в военной истории было немало. Как минимум до тех пор, пока не завершится проект, над которым сегодня ломают головы инженеры на судоверфях в Нижнем Новгороде.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
Лучшие
Показать новые комментарии (0)
Все комментарии

| 0 Азербайджан и Иран пугать пойдет. А больше он нигде и не нужен. Раскрыть всю ветку (6 сообщений в ветке) 
| 0 Неее. Ну вам виднее. Хотя думаю если он пролетит пару раз по периметру сша при проходе стратегов это будет хорошим способом передать привет и наилучшие пожелания. 
| 0 про периметр США По периметру он не пролетит, т.к. прожорлив. Топливо ему слишком много надо, потому экранопланы и не развиваются. 
| 0 А больше он нигде не нужен. Вам кроме подушки на диване ничего не надо 
| 0
А больше он нигде и не нужен Орлёнок предназначен для переброски морских десантов на дальность до 1500 км, значит не только Иран. 
| 0 А ещё приболтов и холопов в Белорусском море...))) 
| 0 Эту леталку с самого начала именовали "Убийца авианосцев". Подробности вам пережевать? А теперь вопрос: имеются у Ирана и Азербайджана авианосцы. 
| 0 ох, неужто! вот бы здорово! хотя конечно труд великий - это же еще пилотов готовоить необычных если бы не эта пара медуз гадких, и был бы жив орленок, может и выживших моряков с курска могли бы спасти. хотя если бы не предатели, может и курск бы "не утонул". сослагательного наклонения у истории нет. а новость хорошая - есть Раскрыть всю ветку (1 сообщений в ветке) 
| 0 C "Курска" врядли, а вот с "Комсjмольца" - точно 
| 0 как и всегда в СССР, были полны оптимизма, доходящего до наивности ага. глупенькие такие все были... куда уж там... Раскрыть всю ветку (2 сообщений в ветке) 
| 0
как и всегда в СССР, были полны оптимизма, доходящего до наивности Алексеев был мало похож на глупого человека, может с Вами что-то не так? "В 1951 году Алексеев и его помощники за разработку и создание судов на подводных крыльях были удостоены Сталинской премии второй степени. Коллектив начинает работать над невиданным до тех пор пассажирским судном на подводных крыльях (СПК), получившем символическое имя Ракета. Летом 1957 года Алексеев представил Ракету на суд мировой общественности, приведя корабль в Москву в дни Международного фестиваля молодёжи и студентов. С этого момента в мире началось скоростное судостроение. Катера Волга, Метеор, Комета, Спутник, Буревестник, Восход — ежегодно новый проект и каждый — лучший. В 1962 году несколько сотрудников во главе с Алексеевым получают Ленинскую премию за создание нового транспортного средства". 
| 0 да головастый дядя был: сначала проектировал суда на подводных крыльях, но когда из за скорости вода становилась сильно густая и крылья начали отламываться, изучил эффект экрана (кстати он есть у всех достаточно протяженных и гладких поверхностей ну типа степи, пустыни, льды) и приступил к проектированию экранопланов 
| 0 Замечательно! Как мне нравятся эти машины! В охотском море группировка таких аппаратов пригодилась бы. Интересно, максимальная волна при которой он сможет лететь? Раскрыть всю ветку (3 сообщений в ветке) 
| 0 любая экраноплан может переходить в режим самолёта, только жрать много начинает. 
| 0 Насколько я понимаю физику полета экраноплана, высота полета в режиме воздушной подушки там однозначно зависит от размеров и крейсерской скорости. В частности сверхбольшие экранопланы вообще не нуждаются в поверхности могут летат на высоте в несколько тысяч метров, создавая эту самую подушку специальной аэродинамикой корпуса и двигателя. Конкретно для Северного Ледовитого Океана экраноплан в режиме полета - идеальное устройство. НО! Его старт и приземление жрет чуть ли не две трети энергоресурса. Потому и рассматриваются проекты экранопланов постоянного режима полета (сверхбольших), курсирующих вдоль северного побережья. Проект предусматривает "подсадочные" модули, стыкующиеся с экранопланом в полете. Летать такая "мама"-громадина должна все свою жизнь без остановки. Приземляется только на капремонт. Подсчеты показали, что рентабельность грузо- и пассажирских перевозок получается вроде бы в разу выше. 
| 0 Не совсем правильно. Экраноплан имеет преимущества перед самолетом только на сверхмалых высотах при полете в режиме экрана.На высоте нескольких тысяч метров самолет однозначно превосходит экраноплан по ВСЕМ параметрам. Полет экраноплана это практически полет самолета в режиме взлета или посадки.А поскольку аварии самолетов в 99% происходят именно в этих режимах, то делайте выводы о надежности. Лично я бы сам в экраноплан не сел и родственникам бы не позволил. Вообще это идея списанная.Только неспециалисты воспринимают ее в серьез. 
| 0 уберите у американских "тамагавков" ракетный двигатель и поставьте реактивный... будет то же самое!))) Раскрыть всю ветку (8 сообщений в ветке) 
| 0 будет то же самое!))) Если-бы бабушке ... - был бы дедушка. А десант на Томагавке будет ехать верхом... 
| 0 ну... прецеденты были мюнхгаузен же летал на ядре 
| 0 als025:будет то же самое!))) 20/08/2015, 06:58 Если-бы бабушке ... - был бы дедушка. А десант на Томагавке будет ехать верхом... Товарищ ДартВейдер смотрел фильм про мачете, а его интеллект сформирован Голливудом... эх, украинцы)) 
| 0 На американских томогавках как и на анологичных трактатах других стран стоит реактивный двигатель а ракетный только для разгона 
| 0 это такой тонкий троллинг или вы серьезно? на томагавке ракетный двигатель??? в смысле раз томагавк на колбасу похож то двигатель ракетный, а что такое вобщче "ракетный" двигатель. Помню у меня в институте приглашенный препод был, узбек по национальности, вел курс "безопасность труда" так он серьезно думал и нас убеждал что самолеты могут поворачивать потому что у него одно крыло тяжелее другого, я до сих пор не знаю шутил он или серьезно говорил, а когда ему сказали что у самолета вообще одно крыло, он в ступор впал. так вот вы мне сейчас того узбека напомнили 
| 0 вы достойны своего таджика... если утверждаете,что "тамагавк"-не ракета... 
| 0 Ваш тамагавк обнаружим со 150 км, а экраноплан вы увидите лишь за секунду до вашей смерти. И ещё: для вас существенна разница между дидкостным и твёрдотельным движком? Второй всегда выигрывает! 
| 0 вообще-то я про скорость подумал... стёб был в адрес "тамагавка" и литовских шпионов,которых я здесь вскрыл!))) 
| 0 Очередное бумажное супероружие?:) Раскрыть всю ветку (8 сообщений в ветке) 
| 0 Ага, у нас и зеленые человечки бумажные И экономика бумажная, иначе как бы ее разорвали в клочья. И медведи в лесу сплошь бумажные и балалайки тоже из картона. 
| 0 у нас и зеленые человечки бумажные Почему, зелёные человечки у вас настоящие. Супероружие у вас бумажное. Как это выглядит? 1.Пишутся статьи под названием "Россия под мудрым руководством Путина собирается построить Марсианский Дезинтегратор". 2.Прилагается рисунок Дезинтегратора, с описанием его ттх, сводящихся к "это круто!" 3.Выделяется 100 миллиардов рублей, и на эти деньги из картона и палок строится модель Марсианского Дезинтегратора. 4.Выделяется ещё энное количество миллиардов рублей, которые пилятся- и даётся обещание, что к 2050-ому году Дезинтегратор ну точно будет построен. 5.Поцреоты восторженно рукоплещут, и грозятся забороть НАТО. Так делается постоянно- авианосцы, суперподлодки, неуязвимые ядерные ракеты, и теперь вот такая вот штука. Пофигу, что ничего этого в армии нет, и непонятно, когда будет. Пофигу, что никто не испытывал этого оружия в боевых условиях- по понятной причине. Главное- помахать макетом, чтобы НАТО забоялось, деньги попилились, а поцреотня впала в экстатическое состояние "горжусьроссией". Что, неправда?:) 
| 0 Ну отчего же? Хваленые мерикански "чинуки" - это ЯК то ли 41 то ли 49.., хваленый мериканский В22 - это тоже советская разработка. Да даже "климатическое воздействие ССА" - проект "сура" из нижегородских лесов...)) Так что, дорогой друг Шмуль, не надо крошить батон, если ничего не смыслите в военно-морском юморе... ))) 
| 0 это тоже советская разработка Следуете примеру Великих Укров, которые изобрели колесо, и выкопали Чёрное море?:) 
| 0 ну, ну, рпг-7 тоже оружием не считался и су-24, пока экипаж дональда кука не обделался 
| 0 просто они... не были готовы... 
| 0 надо сказать, что пассажирский экраноплан Орленок показал супер живучесть. В одном из рейсов ударился кормой о высокую волну и хвост отвалился, так он без жертв и потерь долетел до базы. Кстати евреям бы тоже пригодилась такая адская машина над пустыней летать палестинцев пугать, но видно те кто к вам уехали уже не такие гениальные стали из за тепла и сытости. 
| 0 пассажирский экраноплан Орленок показал супер живучесть Вашим инженерам на заметку: плане живучести круче всех- лесовоз. Как его ни топи- не тонет.:) 
| 0 пацанам из подворотни ребята сделайте хороший гражданский самолет хорошую свою автомашину компьютер что вас все на танки ракеты и вот эти ненужные монстры тянет ну прямо как пацаны из подворотни двоечники собираются курят ругаются хвастаются кастетами рогатками и самопалами Раскрыть всю ветку (9 сообщений в ветке) 
| 0 борис50:пацанам из подворотни ..."все куплю - сказало "злато"..." ..."Все возьму - сказал "булат"..." Наивный...Сделать самолет ...машину ...компьютер ...это не проблема.. рынок сбыта для них ни кто добровольно не даст... Хорошо что еще не вляпались... санкции то накладывать не на что .. а свой Российский рынок ...для такой индустрии просто маловат... 
| 0 у тебя ник вообще то нормальный а суть моего поста не уловил военную штуку каждый агрессивный пацан сможет сделать ну например самопал или северная корея а вот создать какую то духовность в которую поверило бы человечество а не просто мы великие мы святые это пацанам не по силу 
| 0 что вас все на танки ракеты и вот эти ненужные монстры тянет ну прямо как пацаны из подворотни Не, мой юный либеральный друг второсортного розлива, танки и ракеты нам необходимы как раз для того, чтобы никто не мешал нам строить духовность, машину, самолёт и компьютер. 
| 0 борис50 Откройте тайну, Вы состоите в какой-то секте где знаки препинания считаются делом греховным и безнравственным? 
| 0 Опаньки! Да ты же укр каклосраный! 
| 0 Да ты же укр каклосраный! не, тут другой диагноз: абсолютный прозападный либерал с комплексом неполноценности и хронической обидой на весь мир за не признанность (нереализованное тщеславие). Возможно в детстве родители использовали похвалу как наживку, типа "Борис, ты же хороший мальчик, а хорошие мальчики доедают кашку" и т.д. Не признанный "гений" ))) 
| 0 Чего-то вы,Боренька, без запятых и точек строчите.Не из Рамштайна ли случайно? 
| 0 без запятых и точек строчите за то гласные буквы использует ))) 
| 0 что вас все на танки ракеты и вот эти ненужные монстры тянет Вам нужно побольше почитать по истории техники, паренек. Первый компьютер был создан для составления таблиц стрельбы, первый автомобиль проектировался как артиллерийский тягач, первый самолет финансировался армейским ведомством как воздушный разведчик на смену наблюдательному аэростату, первое радио как средство военно-морской связи и т.д. И не надо недооценивать роль "хулиганов из подворотни" - с китайских самопалов начиналась история стрелкового оружия, с рогатки Архимеда - история артиллерии, с самокатной игрушки - автопром, с детского воздушного змея - аэронавтика, с пороховых шутих - космонавтика и проч. проч. Говоря современным языком, подавляющее большинство технологий были технологиями двойного применения - сперва в военном деле, потом для гражданского потребления. Поэтому очередной технологический цивилизационный прорыв начинался именно во время войн - от греческого огня до топливной промышленности, от атомной бомбы до ядерной энергетики. Перечислять можно по посинения. Думаю, возле первого наскального рисунка тоже стоял первый умник, который говорил: "Пацан! Чем изобретать письменность, лучше иди помоги матери мамонта жарить. Гррррр... ик!" 
| 0 Хорошая добротная статья Без слов "Владимир Путин" в печать бы всё равно не вышла))) И по теме: тактических задач для экранопланов хватает. А проблемы, которые встали при их производстве в 20-м веке, думаю решаются с помощью современных технологий. Раскрыть всю ветку (1 сообщений в ветке) 
| 0 Без слов "Владимир Путин" в печать бы всё равно не вышла))) тоже обратил внимание о столь "уместной" эмпатичной ремарке автора ))) 
| 0
В 90-е годы прошлого века Россия закрыла проект производства экранопланов из-за недостатка финансирования и всеобщего хаоса. Всего было построено пять экранопланов типа Орлёнок. Планами развития ВМФ СССР предусматривалось строительство 120 Орлят. В 1984 году умер министр обороны Д. Ф. Устинов, который поддерживал идею строительства флота десантных экранопланов. Новый министр обороны С. Л. Соколов закрыл программу, пустив освободившееся деньги на строительство атомных подводных лодок. Четыре изготовленных экземпляра Орлёнка до 2007 года находились (в разной степени разукомплектованности) на базе ВМФ в городе Каспийск. В июне 2007 года наиболее уцелевший экземпляр был отбуксирован по Волге в Москву, где был установлен в музее ВМФ. Раскрыть всю ветку (3 сообщений в ветке) 
| 0 @@ Немного про девайсы: 1) Экраноплан значительно экономичнее самолёта сравнимой грузоподъёмности - за счёт "эффекта экрана" резко растёт подъёмная сила крыла. Собственно, именно это и привлекло в своё время к ним интерес; 2) Использование его, как десантного аппарата, для высадки массовых десантов, ИМХО, бессмысленно. Так как дорого. И ещё одна вещь, на которую никто почему-то не обращает внимания - десант ведь нужно не только высадить, но и ещё и посадить на корабли, а вот с этим у экранников проблемы, в первую очередь, выражающиеся в малом радиусе действия Вот если нужно молниеносно высадить группу спецов так, что противник и чухнуться не успел, то да, это будет даже лучше специально подлодки; Кстати, я в своё время, ещё в СССР, поработал на том самом заводе в Каспийске, правда, на морской его части. И как-то пришлось за стаканом потолковать с военпредами, в том числе и на тему этих аппаратов. Так вот, мореманы сказали следующее - с их точки зрения, как десантные корабли, эти посудины пока (а это было 30 лет назад) работать пока не в состоянии. Но! Есть две задачи, которые они могут решать вполне успешно - это оборона баз ВМФ в качестве носителя ракетного вооружения быстрого реагирования и противолодочная оборона того же района моря. Вот смотрите - носитель ПКР уже был построен и испытан. И даже вполне успешно запускал эти самые ПКР. Так что это уже явь. Насчёт второй задачи - грузоподъёмность, дальность действия и досягаемость у такого аппарата куда выше, чем у любого палубного вертолёта из серии Ка. По сравнению с аэропланами - теми же Ил-38 или Бе-12 - экранник однозначно выигрывает, причём во всём - и полётное время, и масса вооружения, и незаметность для РЛС. В то время были две нерешённых до конца проблемы. Это стойкость авиационных материалов в агрессивной морской среде и, главное - сложность управления здоровенным аппаратом на малой высоте. Из-за этого, кстати, и движки на носу, и специальные профили крыла и фюзеляжа, и высокая утомляемость экипажа при таком полёте. Но вот теперь, с огромным ростом возможностей электроники, и это всё таки перестало быть неразрешимой проблемой. Ну вот как-то так это всё виделось из кругов, близких к проблеме, но со стороны моря, так сказать:)) 
| 0
Отличные у Вас мысли. Я очень удивился в статье про 90-е, поэтому и написал. У орленка очень приличная дальность тогда была, - до 1500км. Если "реанимировать" все удачные разработки СССР и "переложить" их на уже новые технологии и материалы, как Вы написали, может много чего хорошего получится. Да, и характеристики могут вырасти. 
| 0 я так полагаю, что если он на берег сядет, то оттуда уже никуда не улетит ибо не разгонится, как тогда десант высаживать? Или десантные будут одноразовыми? 
| 0 А остались в России авиаконструкторы? Если да, то зачем заниматься реставриционными работами? Ну хоть что новое предложите, ребята, только не тот суперсоник самолет-фикцию, что недавно по инету гулял. Ну хоть посмотрите что BAE Systems делает. Или посмотрите ресурс DAPRA. Информауция открыта, почувствуйте, куда движется прогресс! Ну хоть чуть отработайте свою зарплату. А то вытаскиваете на свет разработку 40-летней давности. Ту-160 еще куда не шло, но этого лебедя... Восемь газотурбинных двигателей по 8 тонн тяги каждый! Топливная река! Так до уровня Ильи Муромца можно скатиться. Стыд... Раскрыть всю ветку (6 сообщений в ветке) 
| 0 кстати этот нк8 модификацией которого служит нк87 настолько прожорлив что от него еще в 70е годы отказались заменив на пс так вместо ил62 с нк82 ста летать ил62м с пс и у ту 154 с нк84 заменили 
| 0 Вы не забывайте технологии ушли вперед и теперь существуют двигатели с тойже тягой но более экономичные. 
| 0 @@ Стыд не в том, чтобы использовать хорошее старое, но доработанное на новом уровне. Стыд - не знать элементарного, но корчить из себя фиг знает что. Помните, в "Собачьем сердце" - про космическую глупость? Вот то-то. Дело в том, что видел эти аппараты своими глазами, в том самом Каспийске. Так вот, те восемь движков нужны только для того, чтобы оторвать аппарат от воды. Летит-то он на экране всего на двух, работающих в крейсерском режиме. Для того, чтобы подняться выше, туда, где экран не работает (это примерно выше половины размаха крыла, но это много от чего зависит - там хитрая аэродинамика), надо, чтобы работали 4-6 движков. А вот чтобы оторвать аппарат от воды нужны все и во взлётном режиме - поверхностное натяжение, знаете ли. yandex.ru/images/search?source=wiz&img_url=http%3A%2F%2Ficdn.lenta.ru%2Fimages%2F2013%2F10%2F22% Это - "Орлёнок". А это - т.н. подъёмные двигатели в носу. yandex.ru/images/search?source=wiz&img_url=http%3A%2F%2Ficdn.lenta.ru%2Fimages%2F2013%2F10%2F22% С их помощью он отрывается от воды и дальше летит только на турбине на хвосте. Вы ведь знаете, да, что ТВД будет поэкономичнее ТРД? Вот потому в качестве маршевого там и стоял именно ТВД. Любуйтесь, тут много всего красивого: yandex.ru/images/search?text=%D0%BE%D1%80%D0%BB%D1%91%D0%BD%D0%BE%D0%BA%20%D1%8D%D0%BA%D1%80%D0%B0%D 
| 0 А лететь-то куда? И зачем? И какие задачи решать? Или просто лететь? А вы бы посмотреоли, что супостаты конструируют, все открыто для любопытных. Тепрь я понимаю, почему российские военные институты засекреченные - чтобы супостат не узнал, насколько Россия отстает. Ну не все институты в отвале, конечно, но в области авиационных двигателей ситуация плохая. Уже 2 года Рыбинск не может освоить производство судовых двигателей, технологии 70-х годов. Результат - фрегаты спускают на воду без движков. Если Safran прекратит поставку двигателей к суперджету, то это будет полная катастрофа. 
| 0 Какие реставрационные работы? Вы думаете что задача возрождения экранопланов состоит в том чтобы клепать копии тех экранопланов, 70-х годов разработки? Серьёзно? Авиаконструкторов конечно нет. Откуда они возьмутся? 
| 0 Топливная река! Экраноплан по сравнению с самолётом такой же грузоподъёмности экономичнее в несколько раз. Это связано с тем, что экраноплан летает за счёт наличия динамической воздушной подушки, образуемой крылом аппарата и поверхностью земли.Именно поэтому экраноплан летает только в нескольких метров от поверхности земли.На высоте нескольких метров аэродинамическое качество аппарата много больше чем на высоте.На больших высотах этот эффект пропадает.Поэтому ни о какой "топливной реке" речи быть не может.
Показать новые комментарии (0)Наставник Ъ
Nickvgg
ruthenian
9717269
крымнаш
Александр Глушков
isha
yerm
somov_am
ортодокс
Непроходимый Проходимец
Дружелюбный вампир
Opozdavshiy
bootlegger
1 1
als025
isha
p_rate
govsep
rumb
1 1
Александр Глушков
1 1
Борух Шмуль
ffialka
Борух Шмуль
крымнаш
Борух Шмуль
Karim
1 1
ортодокс
Борух Шмуль
борис50
За гуманизм
борис50
drr
krezozavr
Rudipanzer
Supo Stat
wilitatosh
Supo Stat
ОлегА
Всегда один
Supo Stat
Jackson 57.1
ортодокс
Херсонский
борис50
ДНК-79
Jackson 57.1
Херсонский
Walker_78
леонид56
в ответ(Показать комментарийСкрыть комментарий)