Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Россия начинает военное приключение в Сирии. Неясно, с какими целями. Тридцать пять лет прошло с начала войны в Афганистане. Двадцать пять лет с ее конца. Достаточно ли времени прошло, чтобы Россия затеяла новое заграничное приключение? Ведь война в Афганистане стоила Советскому Союзу очень дорого. Она, без сомнения, стала одной из причин падения СССР.

Россия начинает военное приключение в Сирии. Неясно, с какими целями. Тридцать пять лет прошло с начала войны в Афганистане. Двадцать пять лет с ее конца. Достаточно ли времени прошло, чтобы Россия затеяла новое заграничное приключение? Война в Афганистане стоила Советскому Союзу очень дорого. Она, без сомнения, стала одной из причин падения СССР, не говоря уже о других негативных последствиях. Это была не первая заграничная военная экскурсия Советского Союза после Второй мировой войны. Но последняя.

Афганистан произвел такой же эффект в России, как Вьетнам в Америке. Это трагедия, всем известная ошибка прошлого. Это — осуждаемая общественным мнением инициатива дряхлого Политбюро во главе с «нашим дорогим» Леонидом Ильичом, «высокие» политические цели, поданные как «выполнение интернационального долга», так никто толком и не разъяснил мальчикам, которых погнали в Афган, и их родителям.
В прошлом году Украина, в этом году Сирия. Что в будущем?

Не зря гигантские усилия были потрачены на секретность в Украине. Общественное мнение в России не слишком влияет на решения ее президента и правительства, но и абсолютно игнорировать его невозможно. Не зря Кремлевская пропаганда работает без передышки последние пару лет. Россия все более активно вмешивается в конфликт в Сирии. Зачем?

Легко провести параллели между ранними днями войны в Афганистане и событиями в Сирии. Все также началось с оружия. Потом подтянулись специалисты. И вдруг, из ниоткуда, Советская Армия оказалась в Афганистане на Рождество 1979 г. Теперь все задумываются, повторится ли похожая история в Сирии, и будут ли результаты столь же трагичны?

Между тем, опыт Афганистана — один из аргументов, которые российские политики используют, чтобы успокоить Запад. «Россия не может себе позволить участия в полномасштабном конфликте в Сирии. Россия все еще помнит урок Афганистана». Аргумент близкий сердцу американцев, и хорошо понятный. Может быть, даже слишком. Все эти аргументы очень логичны и по-западному разумны. Но насколько можно доверять логике, когда дело идет о России? «Умом не понять...», и тд.

Еще одна параллель, которую легко провести — это геополитическая природа обоих конфликтов. Был бы конфликт, а место найдется. Неважно, драться во дворе или в сортире. Также как Афганистан три десятилетия назад, Сирия лишь дает повод и место для очередного столкновения России и Америки. Как бы ни был важна военно-морская база в Тартусе и еще одна в Латакии, защита Асада и борьба с терроризмом, это предлоги. Какие бы ни были конкретные задачи России в Сирии, главная цель заключается в подрыве авторитета США в регионе, попытке выдавливания Америки из Восточного Средиземноморья, «отжима» Сирии. Но это попытка с никчемными средствами.

У России сегодня нет сил бороться с «Исламским государством», особенно принимая во внимание его ассиметричную стратегию.

Иран усложняет ситуацию еще больше. Как утверждают критики администрации Обамы, недавнее ядерное соглашение уже заставляет союзников задуматься об их доверии США. Теперь Иран помогает России подрывать американский авторитет еще больше, открыв небо для российских транспортных самолетов, летящих в Сирию. Самолетов, которые американцы пытались остановить через своих союзников: Болгарию, Грецию, Турцию.

Это еще больше «напрягает» американских политиков. Они просто не знают, чего ожидать от России, от Ирана и от их кооперации. Обе страны непредсказуемы и опасны. Эскалация на лицо, хотя Обама не хочет войны, тем более за год с небольшим до президентских выборов, назначенных на ноябрь 2016 года. И теперь никто не знает, чего ожидать от хаоса. Ситуация осложняется еще и тем, что хотя Россия, Иран и США поддерживают разные стороны в конфликте, они в то же время все вместе на одной стороне — против ИГ.

Вопрос в том, как далеко дело зайдет кризис, кто еще «подтянется»? Китай? Кто является здесь кризис-менеджером? Его пока не видно. У России нет ни денег, ни времени на полномасштабное вмешательство. Иран будет занят восстановлением своей экономики после снятия санкций. Но подорвать влияние США в регионе они все равно будут пытаться. Если не Америка, то кто? Станет ли это началом новой эры на Ближнем Востоке? Или хаос, начавшийся с шиитской революции Имама Хомейни, и усилившийся после нападения Аль-Каиды на Всемирный торговый центр в Нью-Йорке, будет продолжать сотрясать Ближний Восток от Персидского Залива до Атлантики? Эта историческая буря уже унесла сотни тысяч жизней, сегодня направляет миллионные потоки беженцев в Европу, и лишает сотни миллионов людей нормальной жизни. Россия, США, арабский мир и Европа сделали бы много добра, если бы договорились о сотрудничестве и завершили бы войну в Сирии.

Ариэль Коэн — директор, Центр энергии, природных ресурсов и геополитики Института анализа глобальной безопасности и Директор, International Market Analysis — фирмы, специализирующейся на оценке и менеджменте политических рисков. Старший эксперт Атлантического Совета.