Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Университеты — по-прежнему мир мужчин

© AFP 2016 / Jonathan NackstrandБюст Альфреда Нобеля возле Каролинского института в Стокгольме
Бюст Альфреда Нобеля возле Каролинского института в Стокгольме
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Даже не каждый четвертый профессор — женщина. Но академический мир неравноправен во многих отношениях. Исследования, проведенные женщинами, ценятся менее высоко. Женщины получают меньшие исследовательские гранты, и им труднее сделать карьеру. То, что у женщин возникают сложности в академической карьере, подтверждается рядом исследований.

Даже не каждый четвертый профессор — женщина. Но академический мир неравноправен во многих отношениях. Исследования, проведенные женщинами, ценятся менее высоко. Женщины получают меньшие исследовательские гранты, и им труднее сделать карьеру.

Примерно половина людей с докторской степенью — женщины, и так было всегда на протяжении последних 10 лет. Но после получения степени академическая карьера развивается по-разному для женщин и для мужчин.

Из всех, кто получил степень доктора наук в 1991 году, 8% мужчин и только 4% женщин стали профессорами через 12 лет, по данным Научного совета.

Что касается академических должностей более низкого уровня, то там дело обстоит иначе: примерно равное число мужчин и женщин стали научными сотрудниками или ассистентами преподавателей в течение шести лет после экзамена. Однако женщинам сложнее найти и такую работу.

То, что у женщин возникают сложности в академической карьере, подтверждается рядом исследований.

«Очень многие исследования в области науки указывают на это. Не случайно так мало профессоров-женщин. Академический мир — последний бастион, который сложнее всего преобразовать», — поясняет исследователь Стина Пауэлл (Stina Powell) из Национального аграрного университета.

Статистики зарплат недостаточно

Она как раз написала диссертацию, которая, в том числе, показывает, что методы присвоения должностей и продвижения по службе в высших учебных заведениях не выполняют свою задачу. Они не только не делают академические круги более равноправными, но и способствуют обратному процессу.

В вопросе назначений действует меритократия. Смысл в том, что только объективные и измеримые заслуги решают, кто получит должность или продвижение по карьерной лестнице. Вера в то, что это работает, противодействует развитию более равноправного академического сообщества.

«Меритократия не работает. Суждение редко бывает объективно. Когда вера в противоположное сильна, неравенство процветает. В то же время, в мире высших учебных заведений все сознают, что равноправия нет, и считают, что проблемы лежат в других областях», — говорит Стина Пауэлл.

В результате такой установки, работа в сфере равноправия часто состоит из нескольких отдельных друг от друга проектов. Речь может идти о статистике заработных плат или гендерного соотношения в вузах. Все это важно, но, по мнению Стины Пауэлл, имеет тенденцию скрывать истинную проблему.

«Особенно пугает мнение, что проблема в самих женщинах. Якобы им не хватает амбиций, они не уверены в себе. Им самим надо измениться. Но основу сложившейся ситуации найти гораздо сложнее. Это проблема не индивидуального, а структурного плана».

Связи играют роль

Из-за той же структуры работа женщин ценится ниже, чем работа мужчин.

Новое международное исследование Гарварда показывает, что когда женщины-экономисты публикуются совместно с мужчинами, работа оценивается как результат мужского труда. Для мужчин публикации — карьерный шаг вперед, в отличие от женщин.

Гендерный исследователь и профессор социологии в университете Гётеборга Лена Вэнгнеруд (Lena Wängnerud) хотела бы увидеть результаты аналогичного исследования в Швеции. Для академической карьеры требуется ряд публикаций с определенным индексом цитирования.

Чтобы добиться равноправия, необходимо изучить роль социальных связей, считает Лена Вэнгнеруд.

«Окружение человека играет определяющую роль. Многое показывает, что женщины не имеют столь обширных связей, как мужчины. Молодых ученых часто отбирают более старшие исследователи того ж пола. Это приводит к совместным публикациям, но также и к тому, что молодые мужчины получают другую поддержку, нежели женщины».

«Проблема демократии»

В вопросе о грантах многие исследования показывают, что женщин финансируют гораздо реже.

70% грантов Научного совета в период 2009-2013 годов получили мужчины. Как правило, деньги перечисляют в те области знаний, где мужчин-исследователей больше, чем женщин.

И Лена Вэнгнеруд, и Стина Пауэлл уверены, что неравноправие пронизывает весь академический мир и приводит к серьезным последствиям.

«Если в обществе существует гомогенная группа, которая решает, какие вопросы необходимо поднять и кто это сделает, а потом и проведет анализ, если эта группа получает большую часть огромных финансовых ресурсов научного мира, то теряется масса интересного опыта, вопросов и ответов. И это проблема демократии», — говорит Стина Пауэлл.

К 2017 году должен быть план

В конце прошлого года правительство обязало все вузы и университеты проработать аспект равноправия. В течение четырех лет на это будут выделяться средства в размере пяти миллионов крон в год.

Не позднее мая 2017 года каждый университет и институт должен представить план, который покажет необходимость изменений, цели и текущую деятельность в области равноправия. Планы должны показать, как внедрение равноправия становится частью повседневной жизни высших учебных заведений.

Все больше женщин становятся докторами наук

24% профессоров — женщины. В стокгольмской Бизнес-школе женщины занимают 9% профессорского и 27% преподавательского состава. А больше всего женщин-профессоров в университете Мальмё (35%). Средний показатель по Евросоюзу равняется 20%.

В последние пять лет примерно половину из всех сдающих экзамен на докторскую степень составляют женщины, в отличие от 32% в 1995-1996 годах.