SpaceX произвел революцию в космонавтике в 2017 году, когда эта компания произвела запуск и посадку ракеты многоразового использования типа Falcon 9.


В настоящее время Франция и Германия работают вместе над собственной ракетой многоразового использования по имени Callisto. «Нам не хватает опыта операций, которые спасают ракету и запускают ее снова. Именно это мы хотим сделать у Callisto»,- говорит руководитель директората по ракетам Французского центра космических исследований CNES Жан-Марк Астор (Jean-Marc Astorg) в беседе с онлайн-изданием SpaceNews.


Французский центр космических исследований CNES должен разработать систему управления и программное обеспечение. Германский аэрокосмический центр DLR участвует в работе со своими экспертами по динамике траекторий, тепловой и аэро-динамике. Емкости для водорода будут разрабатываться совместными усилиями, двигатель будет поставлен частной промышленностью.


Callisto будет участником-малышом


Конкуренция с частными американскими компаниями частично объясняет направленность этих работ. «Нет никакого сомнения в том, что SpaceX и Blue Origin оказали влияние на мыслительные процессы в Европе», — объясняет директор подразделения компании Kongsberg Space & Surveillance Кристиан Хаугли-Ханссен (Christian Hauglie-Hanssen) корреспонденту E24.


Callisto будет, согласно проекту, ракетой многоразового использования длиной в 13,5 метров и весом более 10 тонн для запуска небольших спутников. «Callisto настолько мала, что не сможет нести особенно большую полезную нагрузку, это будут, вероятно, спутники весом примерно 50 килограммов. Но в настоящее время растет потребность в таких небольших ракетах, потому что быстрыми темпами идет развитие микроспутников. Как бы там ни было, Callisto — это осторожный шаг вперед для проверки многоразового использования. В ближайшие годы наиболее важными для Европы будут большие ракеты», — подчеркивает Хагули-Ханссен.


Ariane 5 зарабатывает миллиарды


Сегодня европейская транснациональная компания Arianespace использует на частном рынке главным образом одноразовую ракету Ariane 5 для продажи запусков спутников с космодрома Куру Французской Гвианы. Группа Конгсберг в течение ряда лет поставляет для нее компоненты стартовых двигателей или «boosters».


«Мы участвуем в проекте Callisto, но уже более 20 лет поставляем механизмы сцепки и отделения для Ariane 5, и у нас ни разу не было сбоя», — говорит Хаугли-Ханссен.


В 2017 году у Arianespace, где компания Kongsberg Defence & Aerospace AS является акционером, было заказов более, чем на 10 миллиардов крон, а 2018 год, видимо, станет рекордным годом со своими 14 запусками, пишет Reuters.


«Ariane 5 сегодня совершенно незаменима для Европы, но на мировом рынке существует явная нехватка коммерческих космических ракет, поэтому телеоператоры и другие подобные компании вынуждены ждать почти год, чтобы получить место в очереди. В этой связи ставка на разработку ракеты следующего поколения, Ariane 6, становится очень важной».


Ariane 6 станет рабочей лошадкой будущего


Более дорогая следующая ракета Ariane 6 в настоящее время разрабатывается Европейским космическим агентством (EКA) и его промышленным партнером ArianeGroup, материнской компаний Arianespace, с более 600 частными партнерами из 13 европейских стран. Конгсберг получил контракты на производство высокотехнологичных компонентов для механизмов сцепки и отделения, а также авионики.


«Мы, в частности, разработали новую технологию для отделения стартовых двигателей, в которой используются лазеры и волокно вместо подрывного заряда, что позволило увеличить полезную нагрузку и надежность. Мы затратили примерно десять лет на то, чтобы разработать эту технологию», — говорит Хаугли-Ханссен.


Ariane 6 должна обеспечить Европе лидерство на частном рынке ракетных запусков. Для сравнения, на Callisto тратится 1-2% бюджета Ariane 6.


«Ariane 6 остается по-прежнему рабочей лошадкой для вывода на орбиту более тяжелых коммерческих спутников в конкурентной борьбе, в частности, с Falcon 9. Мы полностью уверены в этой ракете!»


Возможность разработать двигатель многоразового использования


«Ожидается, что работы над Ariane 6 и Callisto будут закончены к 2020 году. Поэтому многие опасаются, что Европа слишком поздно выйдет на рынок, но это может иметь и свои преимущества. На этих ракетах могут быть установлены более современные двигатели, где используется водород и метан вместо керосина, что позволит подойти вплотную к SpaceX», — говорит руководитель программы Ariane 6 Патрик Бонге (Patrick Bonguet) в беседе с изданием SpaceNews.


В будущем Ariane 6 также может иметь двигатель многоразового использования под названием Promotheus (Прометей), который разрабатывается в настоящее время.


«Конгсберг участвовал в разработке двигателя Vulcain, который используется у Ariane 5, но не работает с Promotheus. Я знаю, что этот двигатель будет гораздо больше, и что сейчас проходят эксперименты с 3D-принтерами, чтобы снизить затраты», — говорит Хаугли-Ханссен.


Маск не выдержит многочисленных сбоев


На сегодняшний день многоразовое использование не является главным приоритетом Европы. Это может нанести ущерб индустриальной базе, так что игра не стоит свеч.


«Чем больше деталей ты производишь, тем дешевле становится одна деталь. Если Европа выберет многоразовое использование, производство может упасть до одной-двух ракет в год. В этом случае каждая ракета становится дороже», — объясняет Хаугли-Хансен. Он признает, что SpaceX сбила рыночную цену на запуск спутников, во многом благодаря прямым денежным вливаниям и гарантированным заказам американских властей, но также указывает, что философия многоразового использования имеет и оборотную сторону.


«Работу SpaceX отличает хорошая регулярность запусков, но у этой компании также и неудач было больше, чем у Arianespace. Поэтому часть операторов, работающих со спутниками, сбежала от Falcon 9 и вместо этого заказала места на Ariane 5. Илон Маск не выдержит слишком большого количества сбоев, и он хорошо это знает».

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.