CNN (США): космический корабль «Вояджер» уловил за пределами Солнечной системы «незатухающий шум»

© CC0 / Public Domain NASA/JPL-Caltech / Перейти в фотобанкАппараты "Вояджер-1" и "Вояджер-2" за пределами гелиосферы
Аппараты Вояджер-1 и Вояджер-2 за пределами гелиосферы - ИноСМИ, 1920, 14.05.2021
Один из наиболее удаленных от Земли космических аппаратов «Вояджер-1» зафиксировал «незатухающий шум» за пределами нашей Солнечной системы. Об этом сообщается в недавно опубликованном научном исследовании.

«Вояджер-1» НАСА был запущен 5 сентября 1977 года с мыса Канаверал в штате Флорида с помощью ракеты-носителя «Titan-Centaur» всего через несколько недель после своего собрата — корабля «Вояджер-2». Несмотря на то, что срок их эксплуатации изначально был рассчитан на пять лет, спустя более 43 года после запуска, эти космические аппараты по-прежнему продолжают заниматься исследованием межзвездного пространства и передавать данные на Землю.

Согласно исследованию, опубликованному в понедельник в журнале Nature Astronomy, бортовая аппаратура на борту «Вояджера-1» зафиксировала звуки плазменных волн; напомним, что этот космический аппарат уже пересек границу, отделяющую Солнечную систему от межзвездной среды (эту границу называют гелиопаузой), и устремился в межзвездное пространство.

Коллектив ученых под руководством Корнелльского университета изучил данные, передаваемые космическим аппаратом с расстояния 14 миллиардов миль, и смог зафиксировать выбросы межзвездного газа.

«Они очень слабы и монотонны, потому что находятся в узкой полосе частот, — заявила докторант Корнелльского университета в области астрономии Стелла Кох Окер (Stella Koch Ocker). — Мы уловили слабый, незатухающий шум межзвездного газа».

Прежде чем пересечь в августе 2012 года гелиопаузу, космический аппарат НАСА «Вояджер-1» в 1979 году пролетел мимо Юпитера, а в 1980 году — мимо Сатурна.

После входа в межзвездное пространство прибор Plasma Wave System, установленный на аппарате «Вояджер-1», зафиксировал колебания вещества, излучаемого Солнцем. Но ученые также заметили, что между этими всплесками фиксировался некий устойчивый паттерн.

«Межзвездная среда напоминает еле слышный, слабый дождь, — заявил основной автор упомянутого выше исследования профессор астрономии Джеймс Кордес (James Cordes) из Корнелльского университета. — Во время вспышки на Солнце улавливается нечто, напоминающее вспышку молнии во время грозы, а затем снова продолжается слабый дождь».

Ученые полагают, что в межзвездном газе фиксируется более высокий уровень низкоуровневой активности, чем считалось ранее. Благодаря этому специалисты смогут отслеживать распределение плазмы в пространстве. Кроме того, информация, поступившая от «Вояджера-1», поможет ученым разобраться в том, как происходит взаимодействие между межзвездной средой и солнечным ветром (непрерывным потоком ионизированных частиц, испускаемых Солнцем).

«У нас до сих пор еще не было возможности понять, как это происходит. Теперь мы знаем, что для изучения межзвездной плазмы нам не понадобится ждать наступления на Солнце какого-то случайного события», — поясняет ученый из Корнелльского университета Шами Чаттерджи (Shami Chatterjee).

«„Вояджер" присылает нам информацию независимо от поведения Солнца», — говорит Чаттерджи.

«Вояджер-1» — это наиболее удаленный от Земли искусственный объект из всех когда-либо созданных человеком, и он продолжает работать, несмотря на свой немолодой возраст и гигантские расстояния.

«С научной точки зрения проводимое исследование — достижение выдающееся. Мы наблюдаем поразительную работоспособность космического корабля „Вояджер", — продолжает Стелла Кох Окер. — Это дар, который конструкторы преподнесли науке. И он все еще продолжает передавать информацию».