CNN (США): животное, выжившее после 24 000 лет заморозки в сибирской вечной мерзлоте

Бделлоидная коловратка - ИноСМИ, 1920, 08.06.2021
Этих микроскопических животных нашили российские ученые в сибирской вечной мерзлоте. Бделлоидная коловратка ожила, проспав 24 тысячи лет. Она не единственный выживший после заморозки организм, но первое более сложное животное. Что нового поведала древняя коловратка ученым о том, как сохранить жизни после тысячи лет сна в замерзшей земле, — читайте в статье.

Микроскопическое животное бделлоидная коловратка ожило, проспав в арктической вечной мерзлоте 24 000 лет.

Обычно бделлоидная коловратка живет в водной среде и обладает невероятной способностью к выживанию. Российские ученые нашли их в слое замерзшей почвы, извлеченной из сибирской вечной мерзлоты с помощью бурения.

«Наш отчет является самым убедительным на сегодняшний день доказательством того, что многоклеточные животные могут выживать десятки тысяч лет в криптобиозе — состоянии, при котором метаболизм почти полностью останавливается», — сказал ученый из лаборатории криологии почв при Институте физико-химических и биологических проблем в Пущино Стас Малавин.

Более ранние исследования других научных коллективов показали, что коловратки в замороженном состоянии могут жить до 10 лет. В своем новом исследовании российские ученые воспользовались для определения возраста радиоуглеродным методом и сделали вывод, что извлеченные из вечной мерзлоты создания имеют возраст около 24 000 лет.

Данные исследования были опубликованы в понедельник в журнале Current Biology.

Древняя жизнь возрождается в вечной мерзлоте отнюдь не впервые.

Из антарктического мха тысячелетнего возраста, пролежавшего во льду около 400 лет, удалось вырастить новую поросль. Из ткани семян, сохранившихся в останках арктической белки, которая 32 000 лет пролежала в вечной мерзлоте, удалось вырастить живой цветок смолевки. Простые черви нематоды были возрождены из вечной мерзлоты в двух местах в северо-восточной части Сибири. Они пролежали в отложениях возрастом свыше 30 000 лет.

Из вечной мерзлоты также удается извлекать давно умерших, но хорошо сохранившихся млекопитающих, в том числе, исчезнувших пещерных медведей и мамонтов. Случается это тогда, когда мерзлота в результате климатического кризиса начинает таять.

Малавин сказал, что более крупные формы жизни вряд ли смогли бы выжить таким способом в замороженном виде.

«Вывод следующий: многоклеточный организм можно заморозить и хранить в течение тысяч лет, чтобы затем вернуть его к жизни. Это мечта многих писателей-фантастов», — отметил Малавин в своем заявлении.

«Конечно, чем сложнее организм, тем труднее сохранить его живьем в замороженном состоянии. Что касается млекопитающих, то такое в настоящее время вообще невозможно. Тем не менее, переход от одноклеточного организма к организму с кишечником и мозгом, пусть микроскопическим, это большой шаг вперед».

В исследовании говорится, что когда коловратка оттаяла, она вновь обрела способность к воспроизводству. Эти крошечные беспозвоночные также смогли питаться.

Дабы понять, каким образом это животное выжило в мерзлой земле в анабиозе с прекращением жизненных функций, ученые замораживали, а потом размораживали современных коловраток, живущих в районах вечной мерзлоты. Они выяснили, что эти животные при медленной заморозке выдерживают формирование кристаллов льда.

Процесс заморозки пережили не все коловратки, однако новое исследование указывает на то, что у них имеется некий механизм, защищающих их клетки и органы от повреждений при очень низкой температуре.