МИД России отмечает сохранение преемственности переговорного процесса в нагорно-карабахском урегулировании. " В нагорно-карабахском урегулировании удалось сохранить преемственность переговорного процесса, несмотря на особенности внутриполитической ситуации в год президентских выборов как в Армении, так и в Азербайджане", - говорится в обзоре внешнеполитической и дипломатической деятельности Российской Федерации в 2008 году.

Впервые в электоральный период международные посредники - сопредседатели Минской группы ОБСЕ по нагорно-карабахскому урегулированию (Россия, США, Франция) - получили возможность продолжать консультации со сторонами в регионе и за его пределами, говорится в обзоре. В ходе проведенных встреч международные посредники стремились обеспечить продолжение прямых контактов сторон с целью согласования базовых принципов урегулирования. Дважды (6 июня в Санкт-Петербурге и 2 ноября в Москве) состоялись армяно-азербайджанские встречи в верхах.

Неоднократные встречи президента РФ Дмитрия Медведева со своими азербайджанским и армянским коллегами Ильхамом Алиевым и Сержем Саркисяном, в ходе которых детально обсуждалась нагорно-карабахская проблема, способствовали обеспечению ведущей роли России в нагорно-карабахском урегулировании, отмечается в документе.

Итогом встречи президентов конфликтующих стран в Москве, состоявшейся по приглашению и с участием президента России, явилось принятие трехсторонней декларации, нацеленной на достижение мирного урегулирования нагорно-карабахского конфликта политическими средствами, заявляет МИД. Это первый документ, касающийся нагорно-карабахского конфликта , под которым рядом стоят подписи глав государств Азербайджана и Армении, отмечается в документе.

В обзоре также отмечается, что в 2008 году продолжалось стабильное развитие отношений, поддерживался интенсивный политический диалог между Азербайджаном и Россией. В докладе отмечается, что переизбрание Ильхама Алиева президентом Азербайджана создало возможности для более тесного сотрудничества двух стран.

"Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев совершил официальный визит в Баку в июле 2008 года, президенты двух стран подписали Декларацию о дружбе и стратегическом партнерстве. Активно развивались российско-азербайджанские торгово-экономические отношения. Товарооборот между Азербайджаном и Россией достиг за первые 10 месяцев почти 2 млрд. долларов". В докладе также отмечается, что пока не удалось в полной мере задействовать имеющиеся резервы в области инвестиционного сотрудничества, урегулировать некоторые пограничные и имущественные проблемы.

Однако один из ведущих американских политологов Збигнев Бжезинский не так высоко оценивает возможности как США, так и России в урегулировании армяно-азербайджанского конфликта . Разрешение территориальных конфликтов на Южном Кавказе зависит в большей мере от готовности вовлеченных в конфликт сторон идти на компромисс , чем от желания даже таких мировых держав, как США или Россия, считает ведущий американский политолог Збигнев Бжезинский.

"Я уверен, что ни США, ни Россия не могут сами решить этих проблем", - сказал экс-советник по национальной безопасности в администрации президента Джимми Картера.

На Южном Кавказе существуют два неразрешенных конфликта - между Арменией и Азербайджаном из-за территориальных претензий Армении на Нагорный Карабах; недавно вспыхнувший конфликт в Грузии из-за самостоятельно отделившихся от территории Грузии Абхазии и Южной Осетии. Помимо этого, с 1993 года между Арменией и Турцией разорваны дипломатические отношения из-за проводимой Ереваном антитурецкой кампании, связанной с так называемым "геноцидом армян" и оккупацией Арменией 20 процентов территории Азербайджана.

Бжезинский считает, что у стран, непосредственно вовлеченных в конфликты, есть возможность либо стремиться к компромиссу, либо по той или иной причине настаивать на статус-кво. Это, по его словам, не значит, что они могут разрешить конфликты без помощи извне, но важно отношение вовлеченных сторон к процессу разрешения конфликтов.

"Их готовность идти на компромисс - очень важный элемент в этом сложном процессе, - сказал он. - Поэтому не следует переоценивать то, насколько конструктивное решение замороженных конфликтов зависит от Соединенных Штатов или от России".

Несмотря на то, что Москва принимает непосредственное участие в процессах в Грузии, это не дает ей потенциал для решения так называемых замороженных конфликтов, считает Бжезинский. Россия, по его словам, может внести вклад в урегулирование этих конфликтов, проявив дипломатическую инициативу и поддержав существующие международные принципы, к которым относятся территориальная целостность и уважение национального суверенитета.

"Таким же образом могут быть полезны и Соединенные Штаты", - считает Бжезинский. Однако полезность ведущих сопредседателей МГ ОБСЕ в лице России и США, кажется, вообще равна нулю. Дело в том, что они не могут до сих пор выработать подходы к урегулированию конфликта, соответствующие упомянутым выше господином Бжезинским принципам. Но это полбеды. Они даже не находят в себе смелости назвать публично виновника нарушения режима прекращения огня во время международного мониторинга.

Глава миссии США при ОБСЕ Кайл Скотт выступил с заявлением от имени сопредседателей Минской группы ОБСЕ, в котором говорится: "Мы призываем стороны конфликта неукоснительно соблюдать принцип прекращения огня и выражаем наше глубокое сожаление по поводу того, что более 30 человек погибли и около 50 получили ранения в 2008 году в результате нарушения режима прекращения огня.

Мы самым решительным образом осуждаем нарушения режима прекращения огня в ходе мониторинга миссии ОБСЕ, в особенности с учетом того, что местные командиры представили письменные гарантии безопасности для проведения мониторинга ОБСЕ незадолго до начала своей деятельности по наблюдению 26 февраля.

Мы ждем, чтобы стороны объяснили, как такое вопиющее нарушение прекращения огня могло произойти.

Мы сожалеем, что не все стороны согласились с рекомендацией, с которой сопредседатели Минской группы ОБСЕ выступили на заседании Совета министров иностранных дел в Хельсинки в декабре 2008 года о выводе снайперов с линии соприкосновения.

Мы выражаем полную поддержку и восхищение работой личного представителя действующего председателя ОБСЕ Анджея Каспршика и его команды и подчеркиваем важность проведения мониторингов на линии соприкосновения в качестве меры укрепления доверия между сторонами", - отмечается в заявлении.

А некоторые эксперты отмечают возможное влияние турецко-армянского диалога на урегулирование армяно-азербайджанского конфликта вокруг Нагорного Карабаха. Мирные переговоры между Арменией и Азербайджаном через посредничество Минской группы ОБСЕ и беседы на различных уровнях, касающиеся армяно-турецких отношений, это два процесса, которые могут влиять друг на друга, считает менеджер проектов программы по Евразии International Alert Десислава Русанова.

"Улучшения в одном из этих процессов могут позитивно влиять на другой процесс и, в конечном счете, на мирное урегулирование нагорно-карабахского конфликта", - сказала Русанова. "У каждого из этих процессов есть отдельные аспекты. Это две параллели, но отдельные процессы. Успех в них будет влиять очень положительно на динамику в целом", - считает Русанова.

По словам эксперта, мирное урегулирование конфликта может быть достигнуто только в случае, если диалог будет продолжен.

"Нет конкретного рецепта урегулирования нагорно-карабахского конфликта. Решение должно быть согласовано всеми сторонами. Достижение этого решения является трудным процессом и требует ответственных шагов и обязательств всех сторон, их лидеров и обществ", - сказала Русанова.

По ее словам, президенты Азербайджана и Армении выразили свою твердую приверженность продолжению переговоров по достижению политического урегулирования конфликта. "Президенты признают, что урегулирование нагорно-карабахского конфликта является непростой задачей и предполагает создание условий по укреплению доверия между сторонами", - сказала эксперт.