Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Предпосылок для разрешения приднестровского конфликта сейчас нет

Предпосылок для разрешения приднестровского конфликта сейчас нет picture
Предпосылок для разрешения приднестровского конфликта сейчас нет picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Предпосылок для разрешения приднестровского конфликта сейчас нет. Во многом это связано с текущей парламентской кампанией в Молдавии. Дело в том, что легитимность президента Молдовы исходит от парламента.

Предпосылок для разрешения приднестровского конфликта сейчас нет. Во многом это связано с текущей парламентской кампанией в Молдавии. Дело в том, что легитимность президента Молдовы исходит от парламента. Новый состав парламента будет избран 5 апреля. Прежний парламент свои полномочия сложил, а формирование нового состава еще предстоит. Так что легитимность действующего президента Владимира Воронина под вопросом, хотя формально, согласно ст.80-3 Конституции Республики Молдова, полномочия президента истекают в момент принятия присяги нового президента. Это положение осталось от прежней формы правления, когда президент избирался народом прямым голосованием.

Грандиозные задачи, которые ставили перед собой молдавские коммунисты, не решены, в том числе и по приднестровской проблеме. Состояние переговорного формата - плачевное, степень доверия между переговорными сторонами - на нуле, экономика приднестровского региона, да и Молдовы в целом сильно пострадала из-за финансового кризиса.

В этих условиях визит В.Воронина в Москву не вселяет оптимизма. Прямо скажем, перед Ворониным в ходе визита в Москву стояла сложная задача. Ему нужно было добиться конкретных результатов. И речь даже не о новом плане 'Козак-2', о котором у нас в Молдове сложилось не очень лестное представление, а о том, чтобы каким-то образом остепенить радикальные заявления со стороны смирновской администрации в Тирасполе. Но, кажется, на прорывы и конкретные решения в рамках переговоров рассчитывать не приходится.

Можно говорить о таком факторе, как сопротивление Приднестровья любым попыткам пойти на диалог с Кишиневом. Из-за этого регион опустошается, а население стало пленником 'партии войны' в лице местных дебоширов и бывших советских генералов, сплотившихся вокруг Игоря Смирнова.

Финансовая и военная подпитка Тирасполя со стороны России соответствующим образом сказывается на осознании задач приднестровских лидеров. Тирасполь старается повысить свою роль и значимость в глазах Москвы, чтобы получить больше финансовых вливаний. Если в декабре прошлого года финансовая поддержка Приднестровья составляла 27,5 млн. долларов, в 2009 г. Тирасполь получал ежемесячно более 40 млн. долларов. Конечно, у Смирнова не будет никакого желания находить решение путем переговорного процесса.

У ПМР сейчас катастрофическое положение с бюджетом, буксует экономика, промышленность разваливается. Только потому что Молдова согласилась зарегистрировать приднестровские предприятия, они смогли выжить после 2006 г. и даже экспортировать в ЕС продукцию на 1 млрд. евро в 2007 г. А что будет в 2009 г.? ЕС уже высказался против демпинговых цен на изделия Рыбницкого металлургического завода. Конечно, регион будет выживать, если сумеет адаптироваться и интегрироваться в экономику Молдовы, а последняя будет интегрироваться в ЕС.

На переговорах в Москве у И.Смирнова нет решающего голоса. При этом отказываться от курса на федерализацию Молдовы лидеры ПМР не собираются. Более того, они чуть ли не призывают к новой войне только для того, чтобы выиграть время и дать своим медийным орудиям раскрутить сценарии, которые они хорошо знают. Нужно отметить, что признания независимости ПМР не будет - ни по абхазскому, ни по косовскому сценариям. В любом случае, статус региона будет основан на положениях Конституции Молдовы, а население Молдовы федерализацию не приветствует. 70% респондентов соцопросов подтверждают свое несогласие с федеративным устройством страны. Кто бы ни был избран президентом Молдавии после парламентских выборов, он не сможет поменять Конституцию страны и форму государства без референдума.

Что в такой ситуации мог бы получить В.Воронин от России за пару недель до выборов? Визит в Москву с этой точки зрения - элемент электоральной борьбы. Ему важно показать, что в Москве он еще свой человек, что Кремль благосклонен к нему, что все проблемы в отношениях с Россией в прошлом, что теперь он прилежный ученик, осознавший прежние ошибки. Таково послание В.Воронина электорату Компартии Молдовы.

В.Воронину крайне важно удержать электорат, так как каждые полгода он сокращается на 15 тыс. избирателей. Сторонники Компартии состоят в основном из ностальгирующих по СССР людей (как правило, это пожилые люди), оппортунистов, которые имеют хорошие должности благодаря своей лояльности коммунистам, и, возможно, представителей бизнеса.

Наладив отношения с Москвой, В.Воронин добивается симпатии этих категорий избирателей. Его главный лозунг - стабильный курс и умелое лавирование между Западом и Востоком.

Но другие молдавские партии настроены более радикально и последовательно. Они считают, что Молдова должна четко решить для себя, в чем заключается ее национальный интерес.

Сейчас 70-80% жителей страны считают стратегическим направлением развитие сотрудничества с Евросоюзом. А СНГ считается бездарной и даже ненужной структурой. Таковы реалии, и от них невозможно отгородиться. Даже те парламентские партии, которые входят в неформальную коалицию с коммунистами после 2005 г., солидарны с лозунгом 'ЕС минус СНГ'.

Другие партии выступают за то, чтобы связи с Россией были реформированы. Договор о дружбе и сотрудничестве России и Молдовы от 2001 года фактически не работает. В нем сказано, что Россия признает суверенитет и целостность Молдовы, но при этом Москва подпитывает режим ПМР. Возникает вопрос, почему Москва в отношениях с Молдовой так избирательна.

Более того, несколько лет существовало торговое эмбарго из-за Приднестровья. Повод - появление на границе Молдовы и Украины по просьбе Кишинева и Киева миссии ЕС для соблюдения легального экспортного режима. Москва посчитала, что ПМР в результате оказалась в экономической блокаде, что на самом деле не более чем блеф. Только в прошлом году ПМР экспортировала в ЕС свою продукцию более чем на 1 млрд. долларов.

Решение приднестровского вопроса должно заключаться не в федерализации, а во включении Тирасполя в экономическую и политическую жизнь Молдовы и, прежде всего, жителей ПМР. Ключи к решению лежат не у президента Дмитрия Медведева, а у тех политиков в Кишиневе, которые не бьют себя в грудь, что они патриоты, а способны находить решения там, где другие не смогли их найти.

Это люди, которые верны своим национальным традициям и европейским ценностям и не щеголяют связями и никому не нужными знаниями, полученными в Советском Союзе. Идея реставрации коммунистической власти в отдельно взятой Молдове провалилась. О ней даже самые великие идеологи этой партии предпочитают отмалчиваться или же переводить разговор в другое измерение - экономическую и бизнес-среду вопросов.

Сегодня основная задача Кишинева - дать всем гражданам Молдовы, в том числе живущим в приднестровском регионе, реальную возможность участвовать в жизни Молдовы. Конечно, здесь есть огромное количество трудностей, таких как, например, сверка избирателей, участие политических партий Молдовы в информировании общественности региона, снятие препонов при перемещении граждан Молдовы на своей территории, в том числе в приднестровском регионе.

Серьезно на расклад сил после выборов в парламент это может не повлиять, и еще неизвестно, сыграет ли это на пользу Компартии или нет. Но с точки зрения урегулирования приднестровского конфликта это будет верно.

Игорь Мунтяну - директор Института развития и социальных инициатив 'Вииторул', Кишинев