Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Голодная Литва

Голодная Литва picture
Голодная Литва picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В Литве каждый пятый человек бедный, тысячи засыпают голодными. Это по истине страшные цифры. Кажется, что это не про Литву, но в действительности страна задыхается от бедности.

'В Литве каждый пятый человек бедный, тысячи засыпают голодными. Помоги их накормить'. Такой лозунг может каждый увидеть в фонде пожертвований 'Банк продуктов'. Это по истине страшные цифры. Кажется, что это не про Литву, но в действительности страна задыхается от бедности.

'В Литве каждый пятый человек бедный, тысячи засыпают голодными. Помоги их накормить'. Такой лозунг может каждый увидеть в фонде пожертвований 'Банк продуктов'. Это по истине страшные цифры. Кажется, что это не про Литву, но в действительности страна задыхается от бедности. Трудно назвать пятую часть всего государства асоциальными личностями - это нормальные люди, которые в силу обстоятельств оказались за чертой бедности. Но самое страшное, что с каждым днем людей, которым не на что поесть, становится больше.

Подключился средний класс

27-28 марта во всех крупных торговых центрах Литвы (IKI, Rimi и Maxima) пройдет масштабная акция в помощь людям, которые ежедневно борются за свое выживание и по статистике имеют только четыре лита в сутки на продукты питания. Это кажется дикостью, но таких людей в Литве множество. Каждый пятый человек, по статистике, бедный, и десятки тысяч недоедают. Накануне этой акции 'Литовский курьер' встретился с директором организации, которая ежедневно помогает тысячам людей получить элементарные продукты питания. Дейманте Жебраускайте - директор 'Банка продуктов' - уже не первый год занимается помощью бедным людям.

'Нашей организации очень не хватает рабочих рук. В последнее время работы, которую выполняют добровольцы, стало гораздо больше. Очень много продуктов надо раздать, распределить, расфасовать и так далее, а рук мало, - начала рассказывать руководитель организации. - Самое удивительное, что нам стали помогать не только пенсионеры, которые могут для общественной деятельности потратить больше времени, или студенты, но и люди так называемого среднего класса'.

Во время ежегодных акций, как та, которая планируется на следующие выходные, по всей Литве работает около 4 тыс. добровольцев.

Разное бывает. Продукты отдают как те, кто набрал себе полную корзину, так и те, кто сам еле сводит концы с концами. Больше всего впечатление производят уже совсем пожилые бабушки, которые пришли в магазин купить себе один пакетик макарон, но которые, когда видят добровольцев, покупают еще один пакет для тех, кому нечего есть. Они покупают эти продукты на последние центы.

'Последнюю подобную акцию мы делали в конце осени. Она проводилась в 28 городах. Везде у нас была поддержка самоуправлений. Тогда мы собрали почти 190 тонн продуктов, общая цена которых превышала 740 тыс. литов. Это очень много. Мы хотели собрать продуктов на сумму около полумиллиона литов. Еще одна хорошая тенденция, которая наметилась во время прошлой акции, - это то, что все больше пожертвований делают семьи. Еще несколько лет назад нам продукты отдавали чаще всего студенты, у которых у самих нет денег, но они понимают, что многим людям просто есть нечего, и пенсионеры. А те, у кого самая высокая покупательская способность - средний класс, - они как-то меньше участвовали в акции. Но в прошлом году произошел перелом. Мы просим заполнять анкеты тех, кто отдает нам еду, чтобы понять, кто этот наш типичный спонсор. Оказалось, что людей с достаточно значительным заработком прибавилось. Они семьями приходят в выходные в магазин за продуктами и не забывают какую-то часть пожертвовать. Это очень радует. Бывает так, что семейная пара покупает для нас продукты, но добровольцам их несут дети. Таким образом, родители учат своих детей доброте, приучают, что нужно делиться, и так далее', - продолжала Дейманте.

Специально ради акции мало людей приходит в магазин. Чаще всего они просто приходят купить продукты на неделю, видят добровольцев и вспоминают, что, да, мы же слышали про эту акцию. В анкетах чаще всего пишут, что услышали про акцию от добровольцев в магазине. Добровольцы рассказали, ну а они просто взяли и купили. Пожилые люди говорят, что услышали по радио. Планировать специально такие походы в магазин могут только те, кто имеет свободное время.

'Конечно, мы беспокоимся по поводу нашей ближайшей акции, - рассказывала директор организации. - Очень много людей осталось без работы, цены выросли. Поэтому тем же пожилым людям гораздо труднее покупать продукты, которые можно отдать нам.

Если в этот раз получится собрать продукты, то только из-за людей, которые имеют работу и могут вытянуть акцию. Просить сейчас пенсионеров нам помочь у меня язык не поворачивается. Помогать надо им'.

Число нуждающихся растет

Первая категория, которые больше всего нуждаются в помощи, - это одинокие многодетные мамы, безработные, пенсионеры, инвалиды.

Больше всего впечатления производят нуждающиеся в помощи мужчины. Им тяжелее всего признаться, что они не могут прокормить семью. Бывает так, что звонит мужчина и говорит - я потерял работу и единственный человек, который содержит семью, - это жена. Она может получать и неплохую зарплату. Пусть, например, две тысячи литов. Но семья может рассчитывать на помощь, если их доходы не превышают 525 литов на человека. То есть семья из четырех человек, где работает только один человек и получает две тысячи литов, уже может рассчитывать на нашу помощь. Если две тысячи поделить на четверых, то получается меньшая сумма, чем 525 литов.

'В этом и есть проблема нынешнего года, - говорит директор 'Банка продуктов'. - Появилось очень много людей, которые до этого никогда не обращались за помощью. Некоторые, услышав про нас, просто приходят и говорят: нам нужна еда. Это очень тяжело. Мы в руки просто так не можем отдавать еду. Мы работаем по спискам из самоуправлений, мы до того как начинаем оказывать помощь, проверяем уровень доходов семьи и так далее'.

Организация оказывает помощь около 30 тыс. человек. Но это нерегулярная помощь. Регулярно помогают около 8 тыс. человек. Это в прошлом году. В этом году таких людей стало гораздо больше - 16 тыс. Количество растет.

'Помощь мы выдаем каждые два месяца - т.е. шесть раз в год, - говорила Дейманте. - Но даже это количество - капля в море. Реально в ней нуждается гораздо больше людей. Если считать все организации в Литве, которые занимаются подобной помощью - Красный Крест, 'Каритас', другие - то общее количество около 290 тыс. человек.

В конце прошлого года количество нуждающихся было 230 тыс. К марту этого года оно выросло на 60 тыс. человек'.

Только в Вильнюсе количество нуждающихся удвоилось. Этому могут быть разные объяснения. С одной стороны - организация стала работать активнее, с другой - Вильнюс то место, где люди больше всего потеряли работу.

Нынешний кризис больше всего повлиял на людей, которые раньше жили хорошо. Те семьи, которым уже давно помогали, они как жили до кризиса, так и живут сейчас. Для них ничего не изменилось, им и до этих тяжелых времен было очень трудно прокормить семью. Больше всего кризис задел тех, кто жил нормально. Очень много появилось людей, которые до сегодняшнего дня никогда не сталкивались с тем, что у них нет денег, чтобы купить продукты.

Труднее всего тем, у кого в семье есть дети. Они уже привыкли к обычному ритму. Кушать каждый день, например, фрукты и овощи, а теперь маме надо говорить, что извини, но сегодня мы не можем тебе купить это яблоко. Это очень трудно психологически.

'Недавно я видела в магазине такую картину: мама купила одну грушу, а дочь, которой было около четырех лет, спрашивает маму, неужели ты себе не купишь тоже грушу. Мама ответила, что мы с тобой поделимся, - продолжала директор организации. - Сейчас люди стали более понимающие. В нашей работе я вижу только хорошие тенденции в этом вопросе. Раньше случались такие ситуации, когда доброволец подходил к покупателю и просил что-то купить для нуждающихся и получал злой ответ, что, мол, просите это у Бразаускаса или Ландсбергиса. Или вообще, идите к Сейму. То есть все переходило на политику. Мол, идите к тем, кто привел страну к такому положению. Сейчас тоже такое встречается, но гораздо реже. Стало больше людей, которые отзывчивые, и понимание в обществе этой проблемы растет'.

Делиться не спешат

Все продукты принимаются только по списку. Конечно, этот список формируют из непортящихся продуктов. Но если приносят скоропортящееся продукты, то их тоже принимают. За это ответствен координатор акции в каждом магазине. По каждому пожертвованному товару отчитываются в конце дня. А через несколько дней продукты уже раздаются.

Во всех магазинах бывает так, что люди приносят торт или пирог. Такие товары, которые очень быстро портятся, раздают самим добровольцам.

'Нам очень часто помогают обычные школьники, которые потратили все выходные, помогая нам, - говорила Дейманте. - Сразу после сбора продуктов у нас обычно проходят своеобразные вечера благодарности, на которые собираются все участники акции, где подводятся цифры и результаты. Там мы стараемся хоть как-то отблагодарить тех, кто нам безвозмездно помогал.

У нас были отклики, когда люди говорили, что вот, добровольцам мы отдали конфеты, наверное, они их и съели. Ну, нет такого. Конечно, я не могу ручаться за то, что все работающие люди в нашей сети во время акции святые. Бывают разные, но они пришли не для того, чтобы съесть конфету, а чтобы помочь. Тем более что каждый отданный товар фиксируется в списке'.

Организация старается сотрудничать с предпринимателями и особенно с производителями продуктов. Это делают все 'Банки продуктов' в мире. Но в Литве пока сложно получается. Все производители боятся за свою репутацию. 'Мы говорим одной фирме, не утилизируйте плохие продукты, отдайте их нам, а они отвечают - нет, у нас нет плохих товаров - у нас все качественное. Но мы же говорим не о продуктах, которые плохие как таковые или негодные к применению, - рассказывала директор 'Банка продуктов'. - Мы говорим, которые, например, пострадали при транспортировке, упаковки, например, помялись, или расфасовали один тип продуктов в упаковку другого - такое часто происходит на производстве, но сам товар от этого хуже не становится, просто его уже не продать. Нам очень нужны такие продукты, но производители пока сложно идут на контакт и боятся за свою репутацию'.