Евразийской инициативе президента Нурсултана Назарбаева исполнилось 15 лет. В 1994 году, выступая в Московском государственном университете имени Ломоносова, глава нашего государства впервые озвучил идею о создании нового интеграционного объединения - Евразийского союза. Сегодня, в условиях, когда страны СНГ заняты поиском путей противодействия мировому кризису и приходят к пониманию, что поодиночке решить их невозможно, интеграционные инициативы президента Казахстана обретают новое актуальное звучание и в очередной раз убеждают в непреходящей ценности идеи объединения стран на евразийском пространстве.

Тогда, спустя три года после развала СССР, инициативу Н.Назарбаева восприняли неоднозначно: лидеры бывших союзных республик упивались независимостью и слышать не хотели о том, чтобы объединяться вновь. Идея интеграции на евразийском пространстве казалась утопичной.

Однако посмотрим на современную карту мира. Мы увидим Европейский союз, объединяющий нынче 27 государств и играющий все большую роль в международных отношениях. Увидим мы также и Африканский союз, организация которого началась еще в 1999 году. Сейчас эта международная организация объединяет 53 африканских государства. Создание АС означает безусловный шаг вперед в развитии идеи и практики африканской интеграции и может способствовать выработке государствами континента единой позиции перед лицом глобальных вызовов современности.

Если говорить о постсоветском пространстве, то здесь была создана международная интеграционная организация - ЕврАзЭС, объединяющая крупнейшие экономики регио┐на для эффективного продвижения процесса формирования государствами - участниками Таможенного союза, Единого экономического пространства, а также для координации их подходов при интеграции в мировую экономику и международную торговую систему. В рамках этой структуры сделаны существенные шаги по формированию режима свободной торговли. Это позволило увеличить объем взаимного товаро┐оборота стран - участниц сообщества в 3,5 раза. Общий объем взаимных инвестиций увеличился пятикратно.

В ЕврАзЭС обсуждаются конкретные экономические проекты: создание общей транспортной и энергетической системы, единый цикл в области производства и другие. А Казахстан, Россия и Беларусь стоят на пороге единого Таможенного союза. То есть фактически - в шаге от образования полноценного экономического союза.

Современный мир последовательно идет по пути интеграции, в русле тех объединительных тенденций, зачатки которых полтора десятка лет назад видел казахстанский лидер, которые он продвигал, несмотря на непонимание некоторых политиков.

Все 15 лет теория евразийства воплощалась в практические дела, и сегодня можно говорить о трех измерениях интеграции евразийского пространства - экономическом, военно-политическом и культурно-гуманитарном.

В экономической сфере создаются реальные механизмы интеграции в рамках ЕврАзЭС. В военно-политической - ОДКБ, ШОС и СВМДА. К слову, именно СВМДА дало старт целенаправленному процессу формирования перспективной системы безопасности в Азии. Страны - участники совещания рассматривают его как уникальный азиатский форум, включающий в себя государства различных культур и традиций, что делает его одним из наиболее важных механизмов для продвижения диалога между цивилизация┐ми и культурами. Они намерены всесторонне и активно развивать такой диалог, принимая во внимание тот факт, что Евразия не только была колыбелью некоторых крупнейших мировых цивилизаций, но и служила мостом между ними.

ШОС, созданная на основе Соглашения 1999 года об укреплении доверия в военной области между Казахстаном, Россией, Кыргызстаном, Таджикистаном и Китаем, сегодня приобрела репутацию эффективной платформы для взаимодействия не только в сфере безопасности и трансграничных связей, но и в области образовательных, социальных и культурных проектов.

Продолжением этих процессов станет то, что в качестве коллективного выдвиженца стран СНГ на посту председателя ОБСЕ Казахстан будет стремиться, чтобы самый большой материк планеты стал общим пространством мира и взаи┐мопонимания народов. В этом же ключе следует рассматривать и указание главы государства о разработке программы 'Путь в Европу'. Таким образом, Казахстан сегодня фактически позиционируется в мире не только как азиатская страна, но и как потенциально европейская, точнее, азиатско-европейская. То, что новое евразийство не отождествляется с какой-либо одной страной, что оно принципиально многосубъектно, имеет для мировой политики XXI века принципиальное значение.

Могло ли быть иначе? Вряд ли. Тем более что зерна, посеян┐ные первым президентом Казахстана, падали на подготовленную почву, ибо культурно-гуманитарное измерение единства уже существовало.

Ныне, в свете глобального кризиса, евразийская инициа┐тива обретает новое поле для приложения. Нурсултан Назарбаев предлагает мировому сообществу план радикального обновления. Глубинные противоречия мировой валютно-финансовой системы ясно указывают нам и путь реформирования ее архитектуры. Они задают простую и понятную повестку дня как для форумов формата Большой восьмерки и Большой двадцатки, так и интеграционных объединений стран на региональном уровне. Выступая одиннадцатого марта на открытии II Астанинского экономического форума, президент сказал: 'Я убежден, что основой развития новой гармоничной системы должна стать новая мировая валюта... Сегодня у стран ЕврАзЭС, впрочем, как и у ШОС, есть все основания, чтобы максимально снизить кризисную нагрузку генетически дефектной мировой валюты на экономики наших стран'.

Базовые предложения президента в этом направлении поддерживают видные экономисты и финансисты как в нашей стране, так и в мире. В пользу единой мировой валюты высказывались принимавшие участие в форуме лауреаты Нобелевской премии по экономике Эдмунд Фелпс и Роберт Манделл.

Данная актуальная инициатива президента Казахстана, вне всякого сомнения, пополнит глоссарий современной политической мысли. Впрочем, как и иные интеграционные инициа┐тивы Главы государства, которые, успешно разрушая старые подходы, на деле доказывают свою жизнеспособность.

В заключение хочется сказать, что основатели классического евразийства в начале 20-х годов ХХ века основной своей идеей видели понимание России не как Европы и не как Азии, а как особой, своеобычной славяно-тюркской цивилизации. Однако Нурсултан Назарбаев, предлагая идею евразийства, видит в ней не только философско-культурологическую, а, скорее, прагматическую сторону, и в этом прагматизме заключается суть подхода Президента. Он говорит: 'Моя идея формирования Евразийского союза, помимо других вопросов, предполагает цивилизованное решение как межнациональных, так и межгосударственных проблем и противоречий. Интеграция народов через сохранение политической независимости и этнической уникальности современного государства - единственно разумная и цивилизованная формула мирного развития евразийского пространства'.

Этот прагматизм приобретает особое актуальное звучание в мире, охваченном кризисом, а следовательно, идея евразийской интеграции не только не исчерпала себя, но и в долгосрочной перспективе фактически не имеет альтернативы. В этом убежден президент Казахстана, в планах которого твердый курс на дальнейшее продвижение интеграции стран Содружества. И все более широкую поддержку среди политиков этих стран находят интеграционные инициативы Главы нашего государства. Как отметил Н. Назарбаев в своей статье 'Евразийский экономический союз: теория или реальность' в газете 'Известия': 'Я глубоко убежден, что основанное на равенстве, добровольности и прагматичном интересе евразийское сообщество может стать глобальным фактором мировой экономики и политики XXI века'.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.