'Про Литву никто ничего не знает. В мире ее нужно представлять как вдумчивую, надежную и романтическую страну', - говорил на прошлой неделе в Вильнюсе всемирно-признанный специалист по маркетингу, руководитель компании Saffron Brand Consultants Уолли Олинс, который разрабатывает новую концепцию имиджа Литвы.

Распрощались со смелостью

Не так давно нашу страну предлагалось рекламировать в мире как 'смелую'. Разработчики той концепции видели смелость Литвы буквально во всем: в спортивных победах, особенно в баскетболе, в характере нации, которая, как утверждали авторы идеи 'смелой Литвы', 'развалила СССР' и т. д. Но как-то это идея не нашла отклика. Более того, та концепция стала предметом многочисленных шуток, которые особенно остро звучат сейчас, во время экономического кризиса. 'Вот мы смелые, за одну ночь в декабре поменяли все законы и пустили к чертям всю экономику', - иронизировали противники идеи.

Позже появилось предложение всеми силами избавиться от советского географического термина 'Прибалтика'. Он и так в Литве не был в почете и усиленно заменялся на 'страны Балтии', но авторы следующей концепции пошли дальше - они предложили загнать в подсознание населения мира, что Литва не просто не Прибалтика или страна Балтии, но и вовсе страна не Восточной, а Северной Европы. Тогда над идеей привязать Литву к скандинавам тоже изрядно шутили, но от нее так в итоге и не отказались. Литва, именно как северная страна, как раз и представлена в новой стратегии.

На смену смелости - романтика

'Наличие экономического имиджа страны - одна из важнейших мер для привлечения инвестиций и развития экспорта товаров, а это очень нужно, особенно в такой тяжелый период. Наша стратегия представляет из себя план на двести страниц, в котором разработана вся экономическая концепция', - говорил на прошлой неделе руководитель Литовского агентства экономического развития Мантас Ноцюс.

'Самый большой недостаток экономического имиджа Литвы - это ее слабый общий имидж. Вы даже не представляете, как мало о вас знают. Из-за тяжелого экономического положения формирование имиджа становится еще более актуальным', - говорил Олинс.

Литву лучше всего представлять как жизнеспособную и романтическую, а также вдумчивую и надежную страну Северо-Восточной Европы. Как пишет Delfi, эти две темы должны стать основными в формировании экономического имиджа, однако они должны быть отражены в рассказах, анекдотах и в виде поясняющих фактов, считают специалисты по бренду.

'Если у тебя не было никаких связей с Литвой, ты ничего о ней не знаешь. У меня есть друг, который работает в Индии. Он образованный человек. Когда я сказал ему, что еду в Литву, он стал смеяться, подумав, что я упомянул название несуществующей страны', - сказал на пресс-конференции Уолли Олинс, напомнив, что в мире о Литве почти никто ничего не знает.

Представляя Литву, он предложил использовать привлекательные факты или сравнения, к примеру, Литва создает около 50% всего ВВП Балтийских стран; смелые заявления, к примеру, 'Второй дом Nokia', 'Литва - крупнейшее европейское государство XV века', 'Самая большая возможность в Европе XXI века'.

Уолли Олинс предлагает, говоря о Литве, не использовать заявления о том, что Литва - это одна из Балтийских стран, стран региона Балтийского моря или Восточной Европы.

По его словам, это ничего конкретно не говорит, таких стран много, поэтому больше пользы будет, если говорить, что Литва находится в Северо-Восточной Европе.

'Это и поясняет, и привлекает внимание. Вместе с тем и практично, и эмоционально. Одним предложением сказано и где Литва находится, и какая она', - считает эксперт.

По его словам, сейчас Литве самое время действовать, поскольку соседние страны в этой области неактивны. К процессу создания имиджа призывают присоединиться Литовское агентство экономического развития, посольства, Департамент туризма, политиков, правительство, важные литовские компании и т. п.

Выслушали сотни мнений

Услуги международного эксперта обошлись сравнительно недорого - полмиллиона литов. Тем более, что все деньги выделил Евросоюз. Экспертная группа компании за время работы в Литве старалась как можно больше разъезжать по стране и выслушивать мнения как чиновников разного калибра, так и предпринимателей.

Созданная концепция теперь ляжет на стол к чиновникам и теперь властям уже решать - положить ее в дальний ящик стола, или начинать реализовывать. По мнению Олинса, главное сейчас сказать миру, что Литва - главная из трех стран Прибалтики. Из-за своего размера, самостоятельности, крепкой национальной идентичности, интересной истории и т. д.

Шутить над концепцией Олинса, конечно, можно, но в профессионализме ему не откажешь. Он создавал имиджевую стратегию для Польши, Португалии, таких городов как Лондон, Рио-де-Жанейро и т. д. За время своей работы над концепцией Литвы специалисты компании встречались с различными экспертами в Вильнюсе, Каунасе, Клайпеде, Лондоне и Копенгагене.