Заместитель секретаря национальной безопасности Украины, политолог и политический технолог Дмитрий Выдрин специально для Delfi - о замене Верховной рады на двухпалатную, "стойле", грозящем Тимошенко, и политических возможностях партии "Свобода".

- Буквально только что The Economist опубликовал результаты анализа политической нестабильности в 165 странах. Украина заняла 16 место по уровню нестабильности. В то же время, премьер говорит, о том, что у нас в стране все хорошо, Япония вызывается нас финансировать и бюджет перевыполняется. Достоверна ли оценка британского издания?

- Обычно, у западных стран есть три главных критерия, по которым оценивается социально-экономическая и политическая ситуация в стране. Первый - это защита собственности. Второй - это выполнение договорных обязательств в стране всеми институтами внутри государства. Третий критерий - независимость судов. Независимость от власти, коррупции и т.д.

Вот и смотрим - защищена ли у нас собственность? Нет. Возьмем то же "изобретение" рейдерства. До Украины если такое понятие и было известно, то далеко не так широко.

Дальше - выполняются ли у нас в стране договорные обязательства? Вы приходите в банк получать деньги, которые вы договорились с этим банком получить в определенное время. Договора уже не действуют. Вы приходите к соседу, который занял у вас деньги на месяц. Он вас посылает подальше. Вы договорились с ЖЭКом об оплате тепла, а у вас в квартире +12 С. То есть, сами можете оценить уровень договоренности.

То же самое с независимостью судов. Туда могут зайти десять депутатов, вырвать телефон у судьи, и сказать, что не выпустят его до принятия необходимых им решений. Такого нет ни в одной стране. Даже, к примеру, в азиатских странах - том же Таджикистане утверждение независимости после упразднения СССР начиналось с судов.

Поэтому вывод прост - западные эксперты правы, а их рейтинги верны. Они оценивают ситуацию по очевидным показателям, с которыми не поспоришь.

- На ком лежит ответственность за такое положение дел и как его исправить?

- Я думаю, что все виноваты в разной степени. Но, все же, главная ответственность лежит на законодательном органе. Ведь он следит, как за качеством, так и за самими выполнением законов. Если же Верховная Рада не создает качественные законы, которые выполняются, значит нужен другой Верховный совет. Вы видите, в последнее время, если не во всем мире, то по крайней мере, в Европе идет лавина досрочных выборов. Начиная от Черногории - заканчивая Прибалтикой. Это происходит потому, что главная претензия у людей к законодательному органу: "Мы избрали вас для того, чтобы вы создавали нормальные законы, которые будут работать. Хороших законов нет, а существующие не исполняются. Поэтому, мы хотим новый законодательный орган". Украине необходима парламентская реформа.

- Президент уже выступил с соответствующей инициативой. Какие политические силы могут его поддержать? С кем президенту консолидироваться?

- Дело в том, что сейчас главным союзником президента могут стать общественные организации и непарламентские партии, которые имеют амбиции показать более высокий класс игры, чем те партии, которые вошли в парламент и не справились с задачей. По сути и непарламентские партии и общественные организации являются прообразом гражданского общества. То, чего у нас пока нет, но должно быть создано. Поэтому, союзником президента может стать зарождающееся гражданское общество Украины.

- Что может принести стране идея двухпалатного парламента, которую Ющенко хочет воплотить в жизнь?

- Я, к слову, был одним из инициаторов идеи двухпалатности парламента и обсуждал это с президентом. Логика здесь такова - не бывает сильной экономики без конкуренции, не бывает сильной политики без конкуренции, не бывает сильного парламентаризма без конкуренции. А две палаты - это поднятие конкуренции внутри парламента на порядок. Есть партии, которые могут между собой сговориться. Но не бывает такого, чтобы сговорились верхняя и нижняя палаты. У них всегда присутствует конкуренция по качеству законов, их эффективности, и т.д.

- Для того, чтобы отстоять свою позицию по парламентской реформе, а также по дате проведения выборов, на какие меры может пойти президент, есть ли у него возможность распустить парламент?

- У президента такое право есть. Но дело не столько в праве, сколько в причине. Есть причина. По закону, если нет коалиции - нет парламента. То есть все основания есть. Второе - это дата. Дату выборов определяет Конституционный суд.

- В случае роспуска парламента может ли Тимошенко пойти на крайние меры, используя рычаги управления кабмином?

- Конечно, она пойдет на эти меры. Но Украине надо научиться по закону, простите за грубый термин, "ставить в стойло" тех, кто нарушает закон. Поэтому, если представители власти будут действовать в рамках закона, это нормально. И наоборот. Незаконные действия должны быть пресечены.

- В ситуации противостояния властных структур, каковы шансы у Партии регионов на успешность использования инструмента митингов и массовых акций?

- "Партия Регионов" еще должна научиться работать на рейтингах. Выгоду получает тот, кто умеет пользоваться инструментом. Если у вас хороший рубанок, но вы не умеете строгать - вы не сделаете даже простую полочку. Если у вас хорошие умения, вы можете топором, без единого гвоздя построить церковь. Пока Партия Регионов не умеет пользоваться ни митингами, ни уличным потенциалом, ни Майданом. В этом плане им еще многое предстоит выучить.

- Какие новые силы располагают наиболее выгодными обстоятельствами для успеха на парламентском поприще?

- Тернополь показал, что такие силы есть. Я имею в виду их реализацию с точки зрения их прохождения в парламент. Если еще недавно, многие сомневались в силах "Свободы", то сегодня ситуация кардинально поменялась. И практика показала, что "Свобода" вполне может рассчитывать на прохождение в парламент.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.