Береговая охрана Грузии задержала теплоход 'В.Успенский', на борту которого находятся 14 граждан России, членов экипажа. В российском медиа-сообществе сразу провели параллель между действиями грузинских формирований береговой охраны и сомалийских пиратов. По сути информации пока никакой не поступало, а страсти уже стали накаляться.

Действительно, в ночь на 7 апреля, стало известно о задержании кораблем береговой охраны Грузии теплохода 'В.Успенский', с российским экипажем на борту (14 человек). Судно, как сообщил 'Морской бюллетень', следовало из турецкого порта Хопо в порт Азов. Его оператором является компания "Волго-Дон Шиппинг" (Ростов-на-Дону), теплоход плавает под флагом Камбоджи.

Малозначительный инцидент с задержанием сухогруза в считанные часы после публикации первого сообщения стал одной из главных тем российских СМИ. Последние живописали, как на борт корабля высадился десант из 13 человек, вооруженных автоматами, были изъяты судовые документы и паспорта моряков. Произведен досмотр и судно поставлено на рейде порта Батуми до выяснения обстоятельств. Как досмотровая группа покинула борт судна, забрав всю судовую документацию, оставив на судне четырех представителей береговой охраны Грузии.

Правда, Svpressa.Ru, связавшаяся с главным редактором издания 'Морской бюллетень-Совфрахт' Михаилом Войтенко, опубликовала признание последнего, что 'нарушение режима плавания в мировой практике дело нередкое'. И обычно, по словам того же Войтенко, вопрос решается по-мирному, ограничиваясь обычным предупреждением. Поскольку сразу видно, что судно - это не браконьер и не контрабандист. Собеседник 'Свободной Прессы' признался, что не только Грузия прибегает к практике 'задержания' судов. Грешат этим в Северной Корее, в некоторых странах Африки, 'да и наши тоже иногда так действуют'. Поэтому стоило ли собратьям по перу искать сенсационность там, где ее нет?

Наконец, стали поступать официальные сведения. И все выяснилось. О происшествии грузинская сторона сразу проинформировала секцию интересов РФ при посольстве Швейцарии в Грузии. Оказывается, для экономии топлива, по версии грузинской стороны, сухогруз решил пройти через закрытую для судоходства зону. За что и был задержан. 'Члены экипажа не задержаны и имеют право свободного передвижения и выхода в город Батуми, но владельцам судна в соответствии с законами Грузии придется заплатить штраф', - сказали представители Службы береговой охраны Грузии (СБОГ). По предварительным данным, судовладельцам грозит штраф в размере 50 тысяч лари (около 30 тысяч долларов).

Конечно, в нынешней кризисной ситуации компаниям приходится считать каждую копейку. Возможно, что у судна неприятности возникли и впрямь из-за стремления что-то сэкономить. Настоящая причина, по которой теплоход оказался в запретной зоне - по официально изложенной версии или по другой причине: из-за поломки или вследствие непогоды - конечно, будет выяснена. Можно сетовать теперь на то, что Грузия поступает не по-соседски. Что, на их месте можно было бы, мол, составить бумагу и отпустить теплоход восвояси. Но можно и предложить излишне экономным хозяевам сухогрузов и другую тактику - не нарываться.

В конечном итоге, разве никто не знал о нынешней напряженности в отношениях с Грузией. Или практика грузинской береговой охраны - для кого-то новость? Нет. Всем все известно. И прецеденты были. Грузия и раньше неоднократно задерживала суда под флагами России, Украины, Турции. Например, охрана задержала 'за нарушение правил судоходства' теплоход 'Родонит' под российским флагом. Грузия согласилась освободить судно лишь после того, как ей был уплачен штраф. За последние несколько лет Грузия задержала таким образом ('за нарушение правил судоходства', 'загрязнение моря' и 'незаконный лов рыбы') около 70 судов. Подавляющее их большинство было освобождено после выплаты штрафа, однако несколько судов Грузия конфисковала за неуплату положенной суммы. В июле 2007 года, например, Грузия реализовала с аукциона за 96 тысяч долларов украинский сухогруз 'Пингвин', который был задержан в грузинском порту Поти в середине мая, а затем конфискован по решению суда.

Хотя подобный 'промысел' ни симпатии, ни уважения не вызывает, с ним приходится считаться, особенно в период кризиса. А вот нагнетать напряженность в и без того сложных отношениях двух стран уважающим себя журналистам не к лицу. Особенно там, где на кону - судьбы живых людей. Не честнее ли будет попенять судовладельцу за излишнюю скаредность, навлекшую неприятности на 14 россиян, чем, не разобравшись, бросаться на защиту его кармана?

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.