Недавно Европейский Союз взял курс на 'конструктивное взаимодействие' с Беларусью. Давно пора. Прежде ЕС пытался изолировать Минск - который как раз сам и стремился к самоизоляции.

Главным результатом этой политики стало укрепление позиций авторитарного лидера Беларуси - президента Александра Лукашенко. С запозданием и некоторой неохотой лидеры ЕС осознали: если они хотят способствовать реформам в Беларуси и вывести эту страну с 'ближней орбиты' России, по отношению к Лукашенко необходим прагматический подход.

Это осознание не означает, что объединенной Европе следует закрывать глаза на характер его режима. Страны-участницы ЕС справедливо озабочены нарушением прав человека в Беларуси, которую окрестили 'Кубой Восточной Европы'. В стране остаются обычным делом политические репрессии и ограничение свободы печати. Однако то же самое - и, вероятно, в еще большей степени - можно сказать и о Китае. Тем не менее ЕС вкладывает в стратегическое, многогранное партнерство с его руководством немалый политический капитал.

Беларусь - недостающее звено в цепи постсоветской демократизации и реинтеграции Восточной Европы. Чиновники ЕС стараются не допустить, чтобы расширение Союза создало новые разделительные линии между Беларусью и ее соседями на западе и севере - Польшей, Литвой и Латвией, вступившими в его ряды в 2004 г. На деле именно эти страны активнее всего выступают за улучшение отношений с Беларусью, с которой они тесно связаны в историческом и коммерческом плане, а также на уровне контактов между людьми.

Кроме того, ЕС вдруг посетило озарение относительно необходимости выработки единой политики в плане внешней энергетической безопасности, не в последнюю очередь в целях диверсификации источников снабжения, в настоящее время завязанного на Россию. Учитывая, что до 20% российского газа, экспортируемого в Европу, транспортируется через территорию Беларуси, стабильные и структурированные отношения с Минском приобретают приоритетное значение для Брюсселя. Лукашенко, в свою очередь, по экономическим соображениям пришел к выводу, что его страна нуждается в поддержке ЕС, и что зависимость исключительно от Москвы обходится ей весьма дорого в политическом плане.

Однако необходимо, чтобы в основу 'оттепели' в отношениях между ЕС и Беларусью легли шаги, предпринимаемые обеими сторонами на постоянной основе. В конце концов, Евросоюз ни с кем не устанавливает стратегического партнерства безоговорочно. В то же время, Брюссель должен быть готов отреагировать на серьезные признаки, свидетельствующие о возможных внутриполитических реформах, большей открытости и уважения к фундаментальным демократическим правам в Беларуси.

К примеру, недавнее освобождение Минском политзаключенных устраняет одну из главных причин негативного отношения ЕС к Лукашенко. Этот жест, как и устранение препон для публикации одной из оппозиционных газет - именно те шаги, что должны повысить заинтересованность Брюсселя в улучшении отношений с Беларусью. В свою очередь, Минску следует позитивно отреагировать на шаги ЕС по нормализации отношений - одним из этих шагов должно стать снятие ограничений на въезд Лукашенко и других высокопоставленных белорусских чиновников в европейские страны.

Конечно, освобождение политзаключенных не дает Лукашенко индульгенции за прежние эксцессы. Однако политическая оппозиция нынешнему режиму безнадежно расколота, раздирается внутренними распрями и неспособна всерьез бросить вызов президенту. Более того, Лукашенко, судя по всему, пользуется в стране реальной популярностью. Сельские жители и пожилая часть населения страны, как и в других республиках бывшего СССР, похоже ставит экономическую стабильность и общественный порядок выше развития демократии.

Некоторые наблюдатели считают, что зондаж Лукашенко в отношении Запада продиктован циничным расчетом - вызвать обеспокоенность России и добиться от нее увеличения помощи, в которой он особенно нуждается в условиях экономического кризиса. Что ж, возможно, белорусский президент и вправду действует по принципу 'разделяй и властвуй', однако рано или поздно ему придется сделать выбор.

Чем больше он сблизится с ЕС, тем сильнее будет тревога в Кремле. Россия необычайно чувствительно относится к вызовам ее влиянию в 'ближнем зарубежье' - бывших странах-сателлитах СССР. Августовская война с Грузией и ставшие уже рутиной попытки Кремля дестабилизировать прозападное правительство Украины наглядно демонстрируют, что ждет Лукашенко, если он будет торопить события.

В ситуации, когда белорусская экономика трещит по швам, а рынки сбыта сокращаются, Кремль ищет способы воспользоваться слабостью и уязвимостью Лукашенко. Так, в ноябре Москва предоставила Минску стабилизационный кредит в 1 миллиард долларов. В марте Беларусь получила от России еще один кредит, на 500 миллионов долларов, а в четверг в ходе переговоров на высоком уровне в Минске обсуждался очередной полумиллиардный транш. На этой встрече должен был также обсуждаться вопрос о строительстве первой белорусской атомной электростанции при помощи 'Росатома'. Однако за эти займы и техническое содействие Минску скорее всего придется заплатить дорогую политическую цену - например, перейти на российский рубль, хотя бы в качестве резервной валюты.

Возможно, Россия будет настаивать и на расширении военного сотрудничества - в том числе размещении на белорусской территории своих ракет в ответ на планируемое развертывание американской системы ПРО в Польше и Чешской Республике. Не исключено, что премьер-министр Владимир Путин и президент Дмитрий Медведев будут добиваться от Минска также признания независимости Абхазии и Южной Осетии, зная, что это несомненно вобьет клин между Беларусью и ЕС и сорвет осуществление ряда их планируемых совместных проектов.

Лидерам ЕС пора предложить Лукашенко четкую альтернативу зависимости от России. Первым шагом в этом направлении стало включение Беларуси в европейское 'Восточное партнерство' - новую программу развития отношений с шестью странами бывшего СССР.

После многих лет атрофии в белорусско-европейских отношениях появилась некоторая надежда на лучшее будущее. Немалая доля ответственности за их осуществление лежит на Лукашенко, но и ЕС должен сделать все возможное, чтобы привлечь Беларусь в европейскую семью наций, к которой она по праву принадлежит.

Чарльз Тэннок - уполномоченный фракции британских консерваторов в Европарламенте по внешнеполитическим проблемам и вице-председатель делегации Европарламента по вопросам отношений с Украиной

__________________________________________________________

Последняя диктатура в Европе ("The Wall Street Journal", США)

Россия предрекает экономике Беларуси скорый крах? ("Белорусские Новости", Белоруссия)

Обсудить публикацию на форуме

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.