Статья Александроса Петерсена (Alexandros Petersen) 'Вялые европейские поиски энергоресурсов' 'Europe's Listless Quest for Energy' (11 августа) вышла в ключевой для геополитической борьбы за контроль над поставками энергоресурсов в Европу момент. Однако г-н Петерсен переоценивает роль Туркмении как источника сырья для трубопровода Nabucco. Туркмения связана с Россией 25-летним экспортным соглашением, подписанным в 2003 году, к тому же она строит трубопровод на восток, в Китай, пропускной способностью 40 миллиардов кубометров. Это означает, что к 2014 году она вряд ли сможет обеспечить дополнительные объемы поставок. Даже если этот прогноз не подтвердится, неопределенный правовой статус Каспийского моря и жесткая позиция Ирана и России по этому вопросу делают будущее транскаспийского трубопровода весьма туманным. Именно поэтому ранее в этом году Брюссель и Вашингтон в качестве основного источника снабжения Nabucco газом предпочли Азербайджан. Однако даже такой вариант связан с определенными проблемами - как экономического характера, так и в сфере безопасности.

Азербайджан - главный экспортер нефти в каспийском регионе, и в 2013-2014 годах объемы добычи на его месторождениях начнут снижаться. Существует опасность, что уже к 2020 году страна окажется неспособна обеспечивать себя нефтью. Если это произойдет, значительно возрастет использование газа на внутреннем рынке - особенно в свете планов правительства по развитию неэнергетических отраслей национальной экономики, - и, таким образом, для Nabucco останется меньшее газа, чем сейчас планируется.

Этнополитические конфликты на Южном Кавказе, такие как спор Армении и Азербайджана за Нагорный Карабах также несут в себе фундаментальную угрозу для попыток Европы диверсифицировать поставки энергии. Оборонные расходы Азербайджана стремительно растут, державы-посредники пытаются убедить страну ни в коем случае не прибегать к силе, однако их попытки пропадают втуне - конфликты в Косово и Грузии уже создали опасный прецедент. В современной Европе (в широком смысле) успеха в самоопределении все чаще добиваются силой, а не благодаря компромиссам или принципам международного права. Чтобы достичь мира между Арменией и Азербайджаном, на переговорах по Нагорному Карабаху посредникам следовало бы сфокусироваться на примирении принципов территориальной целостности и самоопределения. Это могло бы открыть перед Азербайджаном возможность участвовать в международных энергетических проектах в регионе.

________________________________________________________

Обсудить публикацию на форуме

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.