Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Достойна ли Украина членства в ЕС?

Достигнутое при посредничестве Брюсселя соглашение о кредите может заставить Киев навести порядок в своем коррумпированном газовом секторе.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Европейский Союз только что помог создать консорциум из международных банков, который предложил Киеву заем на сумму до 3,6 миллиарда долларов для закупки российского газа. Смысл сделки заключается в том, чтобы предотвратить повторение январского кризиса 2009 года, когда Москва перекрыла подачу газа на Украину в связи с тем, что Киев не расплатился по счетам за него.

Европейский Союз только что помог создать консорциум из международных банков, который предложил Киеву заем на сумму до 3,6 миллиарда долларов для закупки российского газа. Смысл сделки заключается в том, чтобы предотвратить повторение январского кризиса 2009 года, когда Москва перекрыла подачу газа на Украину в связи с тем, что Киев не расплатился по счетам за него. Поскольку 80 процентов российского экспортного газа проходит транзитом в Европу через украинскую территорию, прекращение поставок привело к тому, что замерзать начали и многие страны-члены ЕС. Украина серьезно пострадала от экономического кризиса, и сегодня ей гораздо труднее, чем обычно расплачиваться за российский газ. Если Киев согласится с условиями кредита, то эти деньги помогут предотвратить кризис в ближайшем будущем и будут способствовать проведению столь необходимых Украине реформ. Однако эти средства будут одновременно способствовать "европеизации" следующего газового спора, что может подорвать отношения ЕС и Украины.

Кредитные средства, которые могут предоставить Украине Международный валютный фонд, Всемирный банк, Европейский банк реконструкции и развития, а также Европейский инвестиционный банк, позволят Киеву продолжить заполнение своих газовых хранилищ. Хотя физически газ будет принадлежать Украине, страны ЕС, направив кредитные средства для его закупки, будут рассчитывать на то, что Украина обеспечит бесперебойные поставки. Если вновь разразится кризис, и Киев начнет использовать "европейский" газ для собственных нужд, страны ЕС разозлятся, и шансы Украины на вступление в ЕС уменьшатся. Таким образом, газовые кредиты могут стать для Украины самой важной проверкой на предмет ее пригодности к членству в Евросоюзе, поскольку Брюссель будет рассчитывать на то, что эта страна выполнит свои договорные обязательства по доставке газа в Европу. В этом будет состоять коренное отличие от январского кризиса 2009 года, в котором ЕС выступал в качестве "заинтересованной третьей стороны". Тогда он считал перебои с поставками коммерческим и политическим спором между Украиной и Россией, помогая в достижении договоренности между двумя сторонами.

Россия явно возьмет это себе на заметку, поскольку ей не очень нравится стремление Украины вступить в ЕС. Отключив Украине газ, Москва может поставить Киев перед очень сложным выбором: либо перекачивать топливо из своих хранилищ в Европу, неся экономический ущерб, либо поставлять его на нужды собственной промышленности за счет европейских потребителей, уничтожая этим все надежды на вступление в ЕС.

К счастью для Киева, у России сегодня гораздо больше причин для предотвращения новой драки. Главная газодобывающая компания России "Газпром" в результате январского кризиса потеряла более 1 миллиарда долларов, а с тех пор ее финансовое положение еще больше ухудшилось, что вызвано в основном падением цен на газ в условиях мирового финансового кризиса. Этим также объясняется более конструктивное поведение Москвы в последние месяцы. Она авансом заплатила всю свою ежегодную пошлину за право транзита газа через территорию Украины, и не требует от Киева выплаты штрафов (на что имеет полное право) за то, что он забирает газ в меньших объемах, чем предусмотрено контрактом.

Однако российские энергетические маневры это лишь часть проблем Киева. Газ для Украины - все равно что кокаин для Колумбии. Он развратил целое поколение политиков, которые обогатились, снимая пенки с прибылей от газовой торговли. Миллиарды исчезают в карманах таинственных посредников, занимающихся продажей газа на Украину. Но еще больше денег уходит через черную торговлю, в которой используется разница в розничных ценах на газ на украинском рынке. Трейдинговые компании покупают газ якобы для бедного жилищно-коммунального хозяйства со скидками, дешевле, а затем перепродают его какому-нибудь сталеплавильному предприятию гораздо дороже. Москва, конечно, с радостью вступает в сговор с украинскими политиками, имея от этого свою долю краденого. ЕС все чаще начинает задаваться вопросом: а сможет ли вообще Украина стать надежной страной-транзитером вне зависимости от того, что делает Россия?

Чтобы развеять страхи Евросоюза по поводу поставок газа, Украина предоставила европейским инспекторам широкий доступ к своим газовым объектам. Но этого недостаточно. Украине необходимо реформировать свой газовый сектор, чтобы покончить с коррупцией и дорогостоящими субсидиями ЖКХ, которые доводят страну до банкротства. Если ей не удастся это сделать, Европа усилит свое давление на Украину, добиваясь для себя еще более жесткого контроля над украинской газовой системой. Чиновники из ЕС уже намекают на возможность создания совместного консорциума Евросоюза и Украины, подталкивая европейские газовые компании к приобретению акций нефтегазового монополиста страны "Нафтогаза".

Однако вступление Европы в совместный газовый консорциум было бы далеким от совершенства решением. Те страны ЕС, которые традиционно близки с Москвой, например, Германия и Италия, не захотят вступать в борьбу с Россией и, скорее всего, будут настаивать на ее включении в состав консорциума. Но это все равно, что пустить лисицу в курятник. Россия не очень-то высоко ценит украинский суверенитет, и она, конечно же, постарается воспользоваться своим контролем над газовой системой страны для подрыва попыток Украины сблизиться с ЕС.

Для Украины намного целесообразнее сохранить газопроводы в своей собственности. Для достижения этой цели ЕС было бы гораздо лучше избегать прямого участия и вмешательства, а вместо этого оказывать на Украину давление с тем, чтобы она вносила изменения в свои газовые законы в интересах борьбы с коррупцией и сокращения потребления. Прозвучавшее недавно предложение о предоставлении кредита это шаг в правильном направлении. Но чтобы получить право на кредит, Украине необходимо сначала провести реформы.

Киев в прошлом, конечно же, не выполнял свои обещания о реализации реформ. На сей раз обстановка изменилась. Украине нужны иностранные деньги, чтобы получать газ. Кроме того, до недавнего времени украинские лидеры могли, пусть и весьма неубедительно, заявлять, что ведущие к повышению внутренних цен реформы должны подождать до улучшения состояния экономики и до намеченных на январь 2010 года выборов. Но Всемирный банк уже готов потратить часть своего предложенного кредита на 500 миллионов долларов для облегчения социальных последствий повышения газовых цен. Поэтому такие опасения уже не столь актуальны, как прежде.

Правительство Украины начало повышать цены на газ для населения, хотя некоторые субсидии сохраняются. После выборов не останется никаких оправданий и оснований для откладывания дальнейших реформ. Чтобы остаться платежеспособной и по-настоящему независимой, Украине необходимо потреблять меньше газа и наводить порядок в своей системе торговли "голубым топливом". Поскольку Европа вскоре может стать "владелицей" части газовых запасов Украины, отказ от реформ способен привести к серьезному противостоянию между Киевом и Брюсселем во время очередного газового спора и похоронить украинские планы на вступление в ЕС. Будем надеяться, что предоставляемые при помощи Евросоюза кредиты помогут Киеву задуматься.

Томаш Валасек - директор по внешней политике и обороне в Центре европейских реформ (Center for European Reform).

___________________________________________________________

Обсудить публикацию на форуме