СМИ Украины

Решение американской администрации отказаться от расположения элементов системы ПРО в Польше и Чехии вызвало странную реакцию в нашем регионе Европы. Политики ведут себя так, будто испытали серьезное поражение - конечно ж, на фоне России, которая празднует победу, пишет обозреватель газеты 'Главред'. И вот уже президент Польши Лех Качиньськи упрекает правительство Дональда Туска, что он не сделал достаточно для того, чтобы американские противоракеты появились на территории его страны. А Президент Украины Виктор Ющенко обещает объяснить американскому президенту, откуда главная причина новой нестабильности в регионе. Очевидно, что и Ющенко уверен - Соединенные Штаты пошли навстречу России. А не следовло, так как решение Москвы признать независимость Абхазии и Южной Осетии привело к новым угрозам. Не скрывал разочарования бывший глава правительства Чехии Мирек Тополанек. И если он опасается за безопасность Чехии, то от кого эта угроза - от Ирана или все же от России? Российским руководителям нравится быть победителями при любых условиях - даже тогда, когда они не получают никаких побед. А среди украинской и польской элиты нет недостатка политиков, которые любят чувствовать себя оскорбленными и побежденными - даже тогда, когда никто не старается их победить. Между тем международная ситуация Польши или Чехии сегодня просто блестящая - могу сказать, такого не было из времен расцвета Речи Посполитой или чешских королей. Страны вошли в НАТО и Евросоюза, стали частью могущественного политического объединения и военного союза. Ситуацию Украины с польской или чешской не сравнить. И все же, может, следует попробовать? 20 лет тому и Польша, и Чехословакия были независимыми государствами, пусть и в сфере влияния Советского Союза. Украина же была одной из консервативнейших союзных республик, от своеволия местной номенклатуры мыслящие люди убегали...вплоть до Москвы. А сегодня Украина - независимое государство, в котором идет дискуссия о том, какими должны быть ее внешнеполитические ориентиры. Это разве поражение? Политикам Украины важно не приучать население к вере, что Украину преследуют поражения на международной арене, что ее судьбу решают за ее спиной, что вот-вот договорятся между собой Вашингтон и Москва, Берлин и Москва... Все это, скорее, иллюзии, чем реальность. Украинское поражение может быть только украинским. Как и победа.

Идиллия в газовых отношениях Киева и Москвы может быть нарушена. В ее основе - ситуативные политические договоренности, а не экономический расчет. Сотрудничество с российским 'Газпромом' по поставкам и транзиту газа все чаще становится топовой темой в выступлениях премьера Юлии Тимошенко и ее соратников. Не стал исключением и саммит Ялтинской европейской стратегии, прошедший в минувшие выходные. Это мероприятие госпожа Тимошенко использовала для того, чтобы в очередной раз донести свои тезисы политической и деловой элите, прибывшей в Крым из стран дальнего и ближнего зарубежья, указывает обозреватель 'Экономических известий'. В частности, она выразила уверенность, что в начале 2010 г. удастся избежать очередного газового конфликта с Россией, который может привести к перебоям в поставках газа украинским и европейским потребителям. 'В первый раз отпразднуем Новый год и Рождество дома по-нормальному. Я - точно не в аэропорту и не в 'Газпроме',- сказала премьер. По ее словам, предпосылки для газовых конфликтов между странами отсутствуют: Украина располагает запасами газа в подземных хранилищах перед отопительным сезоном в размере 25 млрд. куб. м и потребление импортного газа по итогам 2009 г. снизится до 27 млрд. куб. м (в 2008 г. составляло 53 млрд. куб. м). Кроме того, госпожа Тимошенко считает, что ценообразование в отношениях 'Газпрома' и 'Нафтогаза Украины' строится на 'рыночных условиях', поскольку стоимость голубого топлива определяется поквартально с учетом изменений на рынке нефтепродуктов, к которым привязана цена газа. Однако этих условий недостаточно, чтобы отношения 'Газпрома' и 'Нефтегаза' считались рыночными. По мнению консультанта правления 'Газпром банка' Андрея Конопляника, который будучи замгенсекретаря Энергохартии в Брюсселе зимой 2005-2006 гг. участвовал в урегулировании газового конфликта между Москвой и Киевом, украинско-российские газовые договоренности на данный момент основаны на 'полурыночном' уровне цены на газ для украинских потребителей, поскольку до 2011 г. действует условие о трехлетнем переходном периоде. 'Чрезвычайно важно понимать, что 'рыночный уровень' контрактных газовых цен не есть величина постоянная. Она есть результат действия ценовой формулы и поэтому подвержена колебаниям, хотя и сглаженным',- сказал 'i' господин Конопляник. Определенные неточности в экономических трактовках Юлии Тимошенко не помешали ее другу, бывшему послу России в Украине Виктору Черномырдину высказаться в поддержку тезиса об отсутствии предпосылок для очередного обострения в газовом сотрудничестве между Москвой и Киевом. 'Думаю, что больше новогодних плясок не будет. Правительство Украины может спокойно праздновать и Новый год и Рождество',- сказал господин Черномырдин. Он отметил, что в России прекрасно понимают экономические сложности в Украине и поэтому идут на определенные уступки: 'Газпром' рассчитался с 'Нафтогазом' за транзит газа по первый квартал 2010 г. и не применял штрафные санкции за недобор Украиной газа в 2009 г. Очевидно, эти обстоятельства позволили Юлии Тимошенко публично принести извинения странам Европы за дискомфорт, который им принес 'процесс перехода на рыночные механизмы в газовой сфере' между Россией и Украиной, и заверить, что такая ситуация не повторится. Андрей Конопляник считает естественным, что 'Газпрому' и 'Нефтегазу' не получается мгновенно перейти на отлаженные рыночные отношения. 'Но я исхожу из того, что и в 'Нафтогазе', и в 'Газпроме', в энергетических ведомствах и правительствах обеих стран действия направлены на то, чтобы найти равновесные действующие механизмы. Пока этот поиск происходил в значительной степени интуитивно. Но интуитивность все больше опирается на выверенные европейской и российской практикой экономические реалии, которые дают возможность постепенно снижать риски и ошибки, постепенно увеличивать темп нахождения равновесных решений',- отметил он.

СМИ Белоруссии

Рассказывая о хронологии событий, связанных с визитом Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, автор издания "Белорусы и рынок" обращает особое внимание на оценки, высказанные предстоятелем РПЦ Беларуси: "Беларусь расположена между Россией и западным миром", но "является частью православной цивилизации". При этом патриарх Кирилл не согласился с утверждением, что Беларусь - это мост между этими цивилизациями: "Так договориться можно, что мосты будут восточнее Смоленска". По определению предстоятеля РПЦ, "православная страна Беларусь, в которой также живут люди и других религий, других конфессий, - оставаясь православной, одновременно несет на себе печать самой западной части Святой Руси, пограничной зоны. Она соприкасается с другими мирами, с другими цивилизациями". Был в выступлении затронут и политический вопрос отношений Беларуси и России, а также декларируемое ими строительство Союзного государства. Патриарх Кирилл сказал: "Этот союз создан с согласия народа и одобрен церковью. Если мы его потеряем, то проиграем и экономически, и политически, проиграем не только как народы и государства, но и как личности".

Военный аналитик газеты "Белорусы и рынок" рассказывает об итогах заседания Координационного комитета по вопросам ПВО при Совете министров обороны государств - участников СНГ, на котором согласованы проект Основных направлений развития Объединенной системы противовоздушной обороны государств - участников СНГ на 2011-2015 гг. Он отмечает, что 'первой по времени образования (и значимости) структурой такого рода (прообразом аналогичных образований на Кавказе и в Центральной Азии) должна была стать Восточноевропейская, она же Единая региональная система (ЕРС) противовоздушной обороны Союзного государства РБ и РФ. ЕРС в условиях складывающейся ситуации на евроазиатском субконтиненте российским военно-политическим руководством отводится роль краеугольного камня в фундаменте всей Объединенной системы ПВО СНГ, способной эффективно прикрыть Россию по всему периметру ее воздушных границ. Важность ЕРС ПВО РБ и РФ для Кремля состоит еще и в том, что она должна стать не только полигоном для отработки соответствующих юридических и технических процедур, но и примером взаимовыгодного и равноправного военного сотрудничества стран СНГ'. Автор приводит слова командующего ВВС и ПВО Вооруженных Сил РБ генерал-майора Игоря Азаренка о том, что 'в настоящее время разрабатывается необходимый комплекс плановых организационных документов, необходимых для ратификации этого соглашения нашими странами'. При этом отмечается, что 'если по отношению к Армении, Кыргызстану и Таджикистану можно вести речь пока лишь о возрождении ПВО, то в Беларуси ее не только сохранили, но, как считает главком ВВС России генерал-полковник Александр Зелин, 'сделали одной из самых мощных в Европе'.

Аналитик АФН рассуждает о том, как изменится 'военно-стратегическая востребованность Беларуси, как западного 'плацдарма' России, после решения Обамы не размещать в Польше и Чехии элементы ПРО (17 сентября 2009 г.). Он считает, что заявления Обамы и Медведева на этот счет прогремели для президента РБ как гром среди ясного неба, поскольку тема особой востребованости Беларуси в контексте размещения третьего позиционного района ПРО США в Центральной Европе окончательно умерла, так и не дав ее апологетам погреться у костра нового ракетно-ядерного противостояния XXI века.

СМИ Латвии

25 сентября в Питтсбурге президент США Барак Обама, премьер-министр Великобритании Гордон Браун и президент Франции Николя Саркози на совместной пресс-конференции выразили осуждение в адрес Ирана в связи с тем, что там тайно строится еще один завод по обогащению урана. Обама назвал это вызовом глобальному режиму нераспространения ядерных технологий, напоминает "Диена'. Официально стало известно, что Иран успешно испытал две ракеты ближнего радиуса действия нового образца. На пресс-конференции в Питтсбурге было сказано, что в отношении Ирана могут быть введены новые экономические санкции. Санкции может ввести Совет безопасности ООН, однако пять его постоянных членов имеют право вето, которое Россия и Китай нередко использовали, чтобы реально поддержать одиозные режимы, например, Северную Корею, а также Иран. Существует вероятность, что в отношении подавления ядерных амбиций Ирана право вето останется неиспользованным. Это связано с попыткой США и России усовершенствовать взаимоотношения. До сих пор об этом только говорилось. Правда, США отказались от размещения очень неприемлемой для России системы ПРО в Польше и Чехии. Это не означает, что ПРО не будет. Ее создадут - только в другом и даже в более эффективном варианте, который Россия, думается, не будет воспринимать так болезненно. Россия строит в Иране АЭС, и против этого не может быть возражений. На АЭС будет использоваться уран, из которого атомную бомбу не изготовить. Хочется надеяться, что неудачные переговоры 'группы шести' и Ирана заставят Москву склониться в пользу поддержки санкций. Наконец, на прошлой неделе удалось дождаться публично произнесенных президентом Дмитрием Медведевым слов о том, что санкции редко бывают эффективными, но иногда они 'неизбежны'.

Сложнее с другой сферой сотрудничества Ирана и России - торговлей оружием. Россия продала (но еще не поставила) Тегерану достаточно современную систему ПВО. Москва подчеркивает, что это не наступательное оружие. С одной стороны, это так. Но есть и другая сторона медали. Если в руках агрессивно настроенного государства оказываются хорошие средства обороны, это не побуждает его к миролюбию, а, скорее, способствует появлению мысли о безнаказанности после агрессии.

Российский рынок - один из главных рынков экспорта латвийских товаров. Россия занимает третье место как в списке экспорта, так и импорта. Почти 11% общего объема экспорта Латвии поступает именно на российский рынок, отмечает 'Диенас бизнесс'. Важные позиции на российском рынке сохранили латвийские молочные продукты, рыбные консервы, алкогольные напитки, медикаменты и другие изделия. Например, в 2008 году в Россию экспортировано продуктов сельского хозяйства на сумму 240 миллионов евро (половина всего экспорта Латвии в третьи страны). Работая на российском рынке, предприниматели должны учитывать, что Россия часто проводит мероприятия по защите рынка, повышая ввозные пошлины (так, в этом году повышена ввозная пошлина на сыр и масло), а также устанавливая квоты, к примеру, на мясо. Для того чтобы начать экспорт продуктов животноводства в Россию, латвийские предприниматели должны получить разрешение Российской ветеринарной и фитосанитарной инспекции. Эти мероприятия приводят латвийских экспортеров к дополнительным расходам и увеличивают затраты на экспорт. Однако в целом российский рынок интересен для латвийского бизнеса, поэтому, работая там терпеливо и умело, можно добиться успехов и прибыли. Сотрудничество предприятий легкой и химической промышленности с Россией в течение двух последних лет улучшилось. Экспорт готовой одежды в Россию удвоился. Хорошо закрепились на российском рынке производители лекарств, и спрос продолжает расти. 85% российского рынка фармацевтики состоит из импорта. В отдельных секторах Латвия способна конкурировать в сфере электроники (дрели, ручные фрезы и др.). Объемы рынка строительства в России в этом году резко упали и находятся на уровне 1999 года. Однако России необходимо в течение 10 ближайших лет построить не менее 12 000 000 квартир. В регионах РФ работают региональные программы по строительству малоэтажных домов и замене старых зданий. Прогнозируется, что сектор строительства малоэтажных домов в 2015 году увеличится с 30% до 70%. Стоит отметить, что в России строительству уделяется особое внимание со стороны государства, потому что эта отрасль 'оживляет' целый ряд других отраслей - производство металла и металлообработку, химическую, транспортную, финансовую и др. Таким образом, когда кризис пойдет на спад, строительство возобновится. Главные стройплощадки в России - Сочи (Олимпийские игры в 2014 году), Санкт-Петербург и Владивосток (саммит АТЭС в 2012 году). Входя на российский рынок, предприниматели должны рассчитывать на долгосрочные вложения, отбросив надежду на быструю и легкую прибыль. Латвийские предприятия, которые открывают в России свои дочерние предприятия и филиалы, нередко сталкиваются с проблемами регистрации (получение юридического адреса). Сложен также вопрос получения разрешения на работу для граждан Латвии. Для разрешений на работу установлены квоты, более того, заявки на них надо подавать в начале года. Посольство Латвии в России всегда было открыто и конструктивно в сотрудничестве с предпринимателями. Параллельно вопросам повестки дня межгосударственных отношений посольство предлагает поддержку латвийским предпринимателям в поиске потенциальных партнеров по сотрудничеству. Должностные лица консульства готовы оказать необходимую помощь для ускоренного и облегченного получения бизнес-партнерами виз на въезд в Латвию.

СМИ Молдавии

Автор "Журнала де Кишинэу", говоря о визите главы президентской администрации РФ Сергея Нарышкина в Кишинев, отмечает, что решение Москвы прислать своего эмиссара в этот непростой, максимально напряженный момент, было неожиданным для многих. Это приятный сюрприз для новой власти, которая, однако, не выглядела удивленной, и не очень приятный - для старой власти, которая полагала, что имеет монополию на дружбу с Москвой. Более того, визит на фоне антилиберальной истерии доказал, что Медведев и Путин были проинформированы лучше, чем пресса, о программе и намерениях Гимпу и АЕИ в целом. Сигнал, переданный Нарышкиным общественному мнению в Молдове и России, состоит в том, что 29 июля - не 'конец света', что новая кишиневская власть, в том числе Михай Гимпу - не монстр, с АЕИ можно говорить и поддерживать отношения'.

Напротив, московский гость по возвращении домой назвал новое правительство прагматичным, рациональным, реалистичным, заинтересованным в укреплении общества и поддержании отношений с Россией. Эффект визита Нарышкина на коммунистов и их сторонников был ошеломляющим. Коммунистическая пресса предпочла проигнорировать приезд и заявления главы президентской администрации, и ясно почему. Причину кишиневский журналист усматривает в том, что, согласно данным, просочившимся в прессу (как до вояжа Нарышкина в Кишиневе, так и после него), главная миссия гостя состояла в том, чтобы убедить Воронина проголосовать за кандидатуру Лупу на должность президента. Так или иначе, Кремль оказал огромную услугу АЕИ. Фактически, Нарышкин приехал для того, чтобы сказать молдаванам, что нечего бояться АЕИ, что ПКРМ не единственная партия, с которой Москва расположена сотрудничать, и что отныне она будет признавать новую власть. Тем, кто любит Россию, не остается ничего иного, как поступать так же. Обозреватель не исключает, что визит главы президентской администрации РФ стал результатом тайной поездки Лупу в Москву (о чем сообщали некоторые СМИ), как и то, что Запад знал об этом. Молдова, как подчеркивается в публикации, несомненно будет двигаться в сторону ЕС, но и Москва, признав АЕИ, не остается в проигрыше. В первую очередь, она спасает в глазах молдаван свою репутацию, скомпрометированную вмешательством в выборы на стороне коммунистов. За АЕИ проголосовало большинство избирателей и таким образом Россия имеет возможность доказать, что не пугается отношений с президентом-'националистом', если того не зовут Саакашвили или Ющенко. Также она получает возможность обсуждения условий цивилизованного развода.

СМИ Азербайджана

Главным вопросом на проходящей в Страсбурге осенней сессии Парламентской Ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ), без всяких сомнений, стал вопрос о лишении российской делегации права голоса в связи с неисполнением обязательств, взятых Москвой после прошлогоднего вооруженного конфликта в Грузии, пишет газета 'Каспий'. Так, в проекте доклада 'Война между Грузией и Россией: год спустя', подписанном 72 депутатами ПАСЕ, констатируется, что с прошлого года 'Грузия выполнила большинство, можно сказать, почти все требования Ассамблеи, содержащиеся в прошлогодних резолюциях, а Россия не выполнила большинство основных требований, предъявленных в этих резолюциях'. Кроме того, отмечается, что Москва продолжает игнорировать резолюцию ПАСЕ, призывающую дезавуировать признание 'независимости' Абхазии и Южной Осетии. При этом Россия призывается до конца текущего года 'безотлагательно обеспечить неограниченный доступ международных наблюдателей в Южную Осетию и Абхазию'. Основным поводом для этого называется 'сохраняющееся напряжение и провокации, которые могут лишь дестабилизировать регион в целом'. В документе осуждается закрытие миссии наблюдателей ООН в Грузии, а также говорится о 'скромном прогрессе, достигнутом в ходе женевской дискуссии по вопросам обеспечения безопасности и стабильности в Грузии'. Остается глубокая озабоченность и 'гуманитарными последствиями прошлогодней войны'.

На этом фоне члены грузинской делегации в ПАСЕ призывают международные организации применить в отношении России дополнительные рычаги давления. Также, согласно ряду источников, грузинская делегация говорит о том, что если сейчас вопрос о лишении России права голоса в ПАСЕ закончится неудачей, Тбилиси намерен вновь поднять его на зимней сессии Ассамблеи.

Бывший президент Грузии Эдуард Шеварднадзе заявил о том, что если Россия не наладит отношения с кавказскими странами, в частности, с Грузией, она сама может развалиться, пишет газета 'Халг джебхеси'. На вопрос, останется ли Россия в нынешнем состоянии до 2030 года, на что экс-президент ответил, что это достаточно проблемно. 'Когда я был министром иностранных дел СССР, не имел возможности поделиться с кем-либо своими мыслями. Но уже тогда я думал, что все великие империи развалились и эта участь постигнет СССР. Но я считал, что это произойдет через 12 лет. Я ошибся во времени. Если Россия не наладит отношения с кавказскими странами, в частности, с Грузией, она сама может развалиться. Я прошу запомнить мои слова', - сказал Шеварднадзе.

Министр энергетики и природных ресурсов Турции Танер Йылдыз сообщил, что на будущей неделе ожидается подписание нового соглашения по проекту Набукко, пишет газета 'Халг газети'. По словам Йылдыза, в связи с проектом продолжаются заседания и в Турции, и в Австрии. На этих заседаниях обсуждается также поиск источника природного газа, который будет транспортироваться по трубопроводу. Несмотря на то, что турецкий министр заявил, что никакой правовой проблемы для реализации проекта нет, он не раскрыл положений нового документа, который будет подписан.

СМИ Армении

Газета 'Аравот' коснулась некоторых эпизодов заседания ПАСЕ. Представитель делегации Армении в ПАСЕ от 'Процветающей Армении' Наира Зограбян, за несколько дней до заседания направила делегатам ПАСЕ материалы по теме 'Азербайджан: политика армнофобии', в котором обобщены антиармянские заявления азербайджанских государственных деятелей без каких-либо комментариев. 28 сентября в зале заседаний СЕ делегатам был роздан печатный вариант этого сборника, в который включены материалы о Ходжалу, правовых основах карабахского конфликта, а также DVD с названием 'Преступление без наказания' и записью фактов, которые подготовили в МИД НКР. В материалах есть цитаты не только из заявлений делегатов Азербайджана в ПАСЕ, но и из речи постоянного представителя Азербайджана в СЕ, посла Акшина Мехтиева, который в 2004 году, согласно изданию 'Зеркало', сказал: 'Не советую армянам спать спокойно пока еще не решена карабахская проблема. Поскольку повторение будапештского инцидента не исключено'. Речь в данном случае об убийстве армянского офицера Гургена Маркаряна в 2004 году в Будапеште, которого во сне зарубил топором офицер азербайджанской армии. 'Я считаю, что делегатам Азербайджана необходимо отвечать в их же стиле, чтобы они поняли, если взяли на вооружение подобную стратегию, она резко может обернуться против них самих. Они постоянно должны чувствовать воздействие бумеранга', - сказала Н.Зограбян. По поводу розданных Наирой Зограбян агитационных материалов глава делегации Азербайджана Самад Сеидов попытался получить разъяснения от руководителя делегации Армении Давида Арутюняна, в ответ последний напомнил о законе Ньютона, согласно которому каждое действие имеет свое противодействие.

После разблокирования армяно-турецкой границы и установления отношений себестоимость армянских товаров сократится на 30%, импортируемые и экспортируемые товары подешевеют на треть и настолько же повысится конкурентоспособность армянских товаров. Это главный аргумент официальной пропаганды, который власти пустили в оборот, дабы убедить общество в пользе армяно-турецкого потепления. Непонятно, на основе каких исследований был рассчитан этот процент, пишет интернет-газета Lragir.am. Может, уже кому-то известно, какой тариф определит Турция на импорт армянских товаров, какие таможенные пошлины? Но даже если допустить, что расчет до предела точный, то стоит ли Армении идти на столь колоссальные уступки ради 30%? Стоят ли эти 30% всего нашего дипломатического и политического ресурса? В ответ на конкретные замечания оппонентов процесса армяно-турецкого урегулирования власть приводит лишь довод о '30%'. А может, стоило не соглашаться на создание исторической комиссии, а сразу заявить Турции, что нас не интересует, что она думает о геноциде? Возможно, тогда Турция была бы готова оплатить нам все 80%. А если признать не только территориальную целостность Турции, но и Азербайджана, который означен в тексте протокола как 'третья страна', Турция может даже сама платить за транзит наших товаров по ее территории. Тогда мы выиграем целых 100%, зачем же ограничивать себя тридцатью? Сегодня в регионе разыгрывается очень серьезная геостратегическая карта. После установления армяно-турецких отношений статус-кво в регионе изменится, изменится и динамика адаптации новых систем безопасности, политических и геополитических инструментариев, игроков, которые напрямую затрагивают интересы Армении, породят новые проблемы и потребуют новых политических ресурсов, о которых, по логике, власть должна поговорить со своими гражданами. Между тем, власти Армении говорят со своими гражданами лишь о пресловутых 30%, словно ни к чему другому Армения не стремится.

СМИ Эстонии

Министры юстиции Рейн Ланг и иностранных дел Урмас Паэт дают противоречивые объяснения о причинах аннулирования запрета депутату Государственной думы Сергею Маркову на въезд в шенгенское визовое пространство, пишет газета "Постимеэс". В отношении Маркова оба они говорят, что нет никаких доказательств его участия в организации кибератак, кроме признания самого Маркова. Но разве признание не является доказательством? И какие доказательства мы можем вообще получить, кроме этого? Давление об отмене на въезд шло из России. Дошло оно до Ланга прямо из Москвы или через Европейский союз, неважно - министр хорошо знал, что отмены на самом деле желала Россия. Осуждая кибератаки и поведение Государственной думы России, на самом деле Ланг поднял руки вверх перед организаторами нападений. И это ядро всей истории, а не мычание о недостатке свидетельств. В тиши кабинета, под завесой 75-летней секретности и в надежде, что народ не узнает о его решении, член правительства Эстонии сдался давлению русских.

Эстония и Россия предстоящей зимой надеются заключить дополнительный протокол к договору об авиационном сообщении, который позволит наладить долговременную работу авиалинии Таллинн-Петербург, сообщает портал 'Эрипяев'. Вице-канцлер Министерства экономики по вопросам транспорта Ээро Пяргмяэ, подводя итоги встречи в понедельник с российскими коллегами, сказал, что российская сторона считает необходимым согласовать все необходимые для этого документы, на что потребуется определенное время. Сейчас авиасообщение на линии Таллинн-Петербург осуществляется на основании двустороннего договора между фирмами, при этом договор необходимо ежегодно обновлять. Эстонско-российская транспортная комиссия обсудила также круг вопросов, связанных с ремонтом пограничного моста в Нарве. Сторонам предстоит договориться о большом количестве технических проблем, таких, как, например, работа пограничников и таможенной службы.

СМИ Грузии

Грузинские эксперты скептически смотрят на перспективу лишения России права голоса в Совете Европы на нынешней сессии ПАСЕ, пишет газета 'Резонанси'. Политологи считают, что, несмотря на невыполнение взятых обязательств, в СЕ не найдется того количества противников России, которое обеспечило бы положительное решение вопроса. По словам политолога Рамаза Сакварелидзе, в Совете Европы много стран, настроенных критически по отношению к России, однако он считает, что дело не дойдет до лишения права голоса. По его мнению, СЕ не может заставить Россию выполнить обязательства. 'Ни СЕ, ни никакая другая структура не могут вынудить Россию выполнить взятые на себя обязательства. Единственной такой организацией является НАТО. Соответственно, я не жду никакого особенного итога', - заявляет политолог. Политолог Арчил Гегешидзе также отмечает, что Россия не выполняет не одно из трех требований, которые должна была выполнить. Россия должна отозвать назад признание двух конфликтных регионов Грузии, выполнить соглашение Саркози-Медведева-Саакашвили и допустить в эти регионы международных наблюдателей. Несмотря на невыполнение требований, Гегешидзе сомневается в том, что Россию могут лишить права голоса, так как нет критического количества, которое обеспечило бы положительное решение вопроса. 'Примечательно также, что Россия угрожает оставить СЕ в случае принятия такого решения. Но это больше похож на шантаж, хотя, такой шантаж Кремля может и сработать', - говорит он. По словам политолога Сосо Цинцадзе, позиция большинства членов СЕ заключается в том, чтобы Россия была рядом и выслушивала критику, чем то, чтобы лишить ее права голоса и не оставить рычагов против нее. 'Кроме лишения права голоса, не существует другого рычага. Поэтому лишение права голоса не будет моральным ударом для России, так как у России, вместе со своими делегациями, сделана прививка от морального давления, и если ее лишат права голоса на три месяца, это ничего не будет значить для Кремля', - заявил Цинцадзе.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.