Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Верно и то, что отделение Южной Осетии и Абхазии от Грузии нарушает международное право, так же как это произошло в случае с разделом Сербии. Насколько я помню, никто из возражавших против раздела Грузии и слова не сказал по поводу международного права, когда Косово незаконно отделяли от Сербии.

 

Рональд Асмус пишет в журнале The New Republic:

Признав независимость Абхахии и Южной Осетии, Россия также нарушила основное правило европейской безопасности после холодной войны: границы Европы никогда больше не будут меняться силой оружия.

Русские, должно быть, не поняли, что это было такое «основное правило европейской безопасности после холодной войны», когда Соединенные Штаты и НАТО демонстративно нарушили его в 1999 году. Косово было отделено от Сербии силой оружия, и этот новый фактический порядок, гарантированный западными вооруженными силами, стал официальным, когда Соединенные Штаты и многие западноевропейские государства признали независимость Косово. Так что да, многие из этих европейцев попали в переплет, когда оказались лицом к лицу с последствиями действий, предпринятых их правительствами в предыдущее десятилетие.

Конечно, отчет ЕС отрицает российские утверждения о «геноциде», которые изначально были явным преувеличением и пропагандой. Заявление о том, что НАТО начало бомбить Сербию, потому что та совершала акты «геноцида» в Косово, было не менее смехотворным, но жители западных стран до сих пор принимают это утверждение всерьез. В отчете признается, что у России было право защитить своих «миротворцев», но также говорится, что российская реакция оказалась чрезмерна. Это верно, но лишь добавляет ответственности грузинскому правительству, принявшему глупое решение начать атаку, спровоцировавшую российский ответ, про который они, наверняка, знали, что он не будет минимальным и пропорциональным. Это не освобождает Россию от ответственности за ее эксцессы, но тем больше ответственность страны, начавшей военные действия. Верно и то, что отделение Южной Осетии и Абхазии от Грузии нарушает международное право, так же как это произошло в случае с разделом Сербии. Насколько я помню, никто из возражавших против раздела Грузии и слова не сказал по поводу международного права, когда Косово незаконно отделяли от Сербии. Более того, многие из тех, кто выступает сегодня, поддерживали отделение Косово, утверждая, что это «разовое» исключение, которое не создаст прецедент. Проблема в том, что прецеденты были созданы, хотели западные правительства признать это или нет. Официальная российская пропаганда делала чрезмерные и лживые утверждения, и я подозреваю, что одной из причин, по которым Москва озвучивала свою пропаганду именно таким образом, было желание передразнить и поддразнить западные утверждения по поводу Косово. Хотя с другой стороны, возможно, никакой пародии тут и не было. Возможно, Москва и вправду считала, что Запад будет готов признать необходимость военных действий, если она будет упакована в лицемерный жаргон интервенции во имя гуманитарных целей.

В заключение следует заметить, что предложение перспективы членства в НАТО для Грузии было опасно провокационным шагом, который Запад совершенно не собирался поддержать, когда он привел к неизбежно последовавшей гневной российской реакции. Признание Косово было сумасшествием, и заплатила за это Грузия. Пренебрежительное отношение к международным законам и игнорирование государственного суверенитета, когда это устраивало нас, подготовило почву для других крупных государств, позволив им сделать то же самое по отношению к более слабым соседям. Агрессивная и конфронтационная внешняя политика, продолжавшаяся как минимум последние десять лет, при администрациях Клинтона и Буша, привела к этому положению дел, и потребуются десятилетия, чтобы исправить весь вред, причиненный международному порядку «человеколюбивыми» и «благонамеренными» ястребами.