Весть о том, что в рамках фестиваля «Золотая маска» с постановкой Санкт-петербургского Большого драматического театра Г.Товстоногова по произведению Федора Достоевского «Дядюшкин сон» на несколько дней в Ригу прибудет легендарный актер кино и театра Олег Басилашвили, заставила отложить все запланированные дела. Искушение было настолько велико, что полдня прошлой субботы я дежурил у телефона, ожидая, согласится ли господин Басилашвили на беседу. Оказалось, что ждать стоило. Выдающегося театрального актера Олега Басилашвили современный латвийский зритель лучше всего знает по сериалу «Мастер и Маргарита». Он настолько впечатляюще и сильно сыграл Воланда, что забыть этот образ невозможно. Наряду с героями романа Михаила Булгакова, актер сыграл множество других любимых героев экрана. В списке успехов Басилашвили незабываемые роли в таких фильмах, как «Вокзал на двоих», «Раба любви», «Служебный роман», «Небеса обетованные». Разговор мы начали с экранизации романа Михаила Булгакова.

- Как бы вы охарактеризовали своего Воланда?

- Нужно было понять, кто на самом деле этот персонаж. Было не легко! Правда, в романе сказано – поэт Иван Бездомный вчера у Патриарших прудов встретил Дьявола. По-моему, это вовсе не Дьявол. Это какое-то создание, человек... Да, он живет уже тысячи лет. Именно поэтому Воланд изучил и узнал людей до последнего рубчика. Он время от времени появляется. Приходит, чтобы проверить теорию Создателя о том, что человек с течением времени должен эволюционировать, стать лучше, чем он был, медленно превращаясь в Homo sapiens.

Так, Воланд появляется в захваченной коммунистами Москве, чтобы убедиться, как это новое классовое учение повлияло на умы людей. И понимает – люди стали еще хуже, чем они были до этого! Может, они такие, какими были несколько веков назад – такие же алчные, такие же глупые, такие же завистливые. Правда, иногда в их сердца прокрадывается милосердие. Только «квартирный вопрос» - советская власть их немного испортили. Вот и все!

Осознав эту ситуацию, он в своих хождениях по городу встречает двух действительно выдающихся людей. Это Мастер, которому удалось угадать биографию Иешуа и великолепно описать ее своем романе. И женщина – Маргарита, которая любит Мастера так, что готова отдать свою жизнь, чтобы только Мастер мог беспрепятственно жить и работать. Это две индивидуальности, которые очень редко удается найти в человеческом обществе, которое, в свою очередь, таких особенных как Мастер и Маргарита обычно уничтожает.

Для человечества вообще характерно уничтожать все, что подчеркивает и акцентирует его бездарность и ограниченность. Вспомните судьбу Пушкина, Лермонтова или того же Маяковского. Общество их уничтожило, потому что их существование подтверждало то, что мы жалки. Поэтому Мастера и Маргариту нужно убрать. Воланд прекрасно понял, что их ждет. В особенности в стране, которую терроризируют НКВД и компартия. Именно поэтому он подарил им покой. Воланд сам их убил и подарил им вечный покой в окруженном садом доме, при свете свечей, на попечении старого слуги.

- Текст Михаила Булгакова, но сколько там от вас самого? У меня такое ощущение, что это была и ваша возможность выразить что-то очень важное для себя.

- Конечно! (Улыбается). «Мастер и Маргарита» Булгакова очень многоплановое произведение. Никто и никогда не сможет сыграть все то, что писатель заложил в этот роман. И образ Воланда у Булгакова намного шире. Отснятый материал не охватывает всего, что написано. Именно поэтому мне пришлось выбирать ту линию, о которой я только что рассказал. Это еще не все! Я думаю, что в романе Иешуа, этот выдуманный образ, - никакой не Иисус. Посмотрите: Булгаков особо подчеркивает, что Иешуа не Спаситель, чтобы читатель не проводил никаких параллелей. Это Иешуа, сын сирийца! Так вот, если Иешуа сеет в людях только добро и видит только хорошее, то Воланд его союзник, который наказывает зло.

Посмотрите, что Воланд творит в Москве! Одаренного, но необразованного поэта Бездомного, который писал свои советские стишки, он при помощи шизофрении превращает в профессора философии.  Главному атеисту романа Берлиозу Воланд просто отрезает голову и пьет вино из его черепа. Стукача НКВД барона Майгеля в присутствии свидетелей убивает из пистолета, превращая его затем в прах. Остальных мелких мошенников пугает так, что они никогда больше не будут заниматься своим мошенничеством.  Он внушает москвичам, что не все в этой жизни так просто, как об этом пишет Карл Маркс. И не так просто, как в речах Ленина или Сталина! Все намного, намного сложнее. Если человек думает, что он управляет своей жизнью или судьбой, то это заблуждение. Задумайтесь, человек что-то наметил, запланировал, но вдруг – злая болезнь и могила. Воланд спрашивает – кто с ним так поступает, кто это спланировал? Это ведь не сам человек.

Это то, что Воланд посеял в умах социалистических москвичей, и не только москвичей. Люди вынуждены начать думать. Думать о том, что существует что-то высшее, что еще придется узнать, что все эта террористическая организация под названием коммунистическая партия, в более глубокой сути лишь мелкое преходящее явление.

- Скажите, не было страшно сниматься в роли Воланда? Православная церковь осуждающе относится к «Мастеру и Маргарите» Булгакова. Много сплетен о том, что участие в экранизации романа может плохо кончиться для актеров, что роман о Дьяволе и тому подобное...

- Как видите, ничего плохого со мной, по крайней мере, пока не случилось!

Знаете, я много дискутировал о романе с отцами церкви. Думаю, что они очень тяжело заблуждаются. Если рассуждать логично, то Булгаков, сын высокопоставленного церковного деятеля, который идеально знал и Ветхий Завет, и Новый завет, и тексты, сопровождающие их, не мог быть антихристианином. Это христианский роман. Он несет людям убежденность, что существует некая высшая сила, которая управляет нами, которой нужно подчиняться. Это вовсе не Воланд! Это та сила, которую в романе воплощает Иешуа. Отцы церкви утверждают: нет, так писать нельзя, это библия Воланда. Что Булгаков хотел превратить этот роман в Библию, а настоящую Библию сжечь. Чистейшей воды глупости!

- Интересно, что звучит такое мнение, хотя Булгаков, хорошо знавший историю христианства, очень четко отграничивает линию Иеуша от тех событий, которые связаны с настоящим Ииусом Христом. Взять хотя бы эпизод, где Иешуа утверждает, что он сирота. Одним этим можно закрыть эту неплодотворную дискуссию!

- Разумеется! Берлиоз заявляет Воланду, что нужны доказательства жизни Иисуса Христа. Воланд отвечает: не надо никаких доказательств, он просто был! И добавляет: а, между прочим, будет еще и шестое доказательство жизни Иисуса, и скоро вы его получите! Посылать в Киев телеграмму о вашей смерти? Идите! Бац! И голова с плеч! Наказал! За неверие. За неверие!

- Когда я готовился к интервью, прочел один интересный рассказ о вашем дедушке. Не знаю, может, это газетная утка, но все же. Скажите, правда, что ваш дед в свое время за кражу посадил в тюрьму некого Иосифа Джугашвили человека, который позже стал Сталиным?

-  (Улыбается). Это мой отец! Он был большим фантазером и рассказал мне эту историю. Но я уверен на 90%, что это неправда. Хотя, в принципе, это было возможно. Село, где жил мой дед, находилось в горах недалеко от города Гори, фактически у границы, которая отделяет один регион Грузии – так называемую Южную Осетию, место, где недавно воевали. Мой дед там жил, был богатым крестьянином. В принципе, вполне возможно, что они могли поймать этого бандита!

- Ваш Воланд очень жестокий и властный персонаж, осознающий свою силу. В свое время на меня большое впечатление произвел фильм «Вокзал на двоих», в котором вы  исполнили роль главного героя. Сыгранный вами музыкант Платон был не характерен для 80-х годов. Мягкий, добродушный, нетипичный для советского времени.

- Что значит – нетипичный для советского времени? По-моему, в то время даже среди представителей самых позорных профессий, например, чекистов, были хорошие люди. Один из таких спас меня от верной смерти. Однажды в Москве во времена моей молодости мы с друзьями поспорили с двумя старшими парнями, которые пристали к девушкам на станции метро. Они оказались агентами МГБ. Вытащили револьверы и повели нас в участок. Была ночь. На наше счастье встретился их начальник. Тоже в гражданской одежде. Он спросил: кого вы ведете? Они ответили: поймали двоих диверсантов, они хотели заложить взрывчатку у резиденции Василия Сталина. К несчастью, она находилась рядом со станцией метро. По законам того времени за такие преступления суда не требовалось. Все решала тройка! Конечно, единственной мерой наказания был расстрел. Когда они это сказали, я понял – конец! Стал как-то оправдываться, как и любой в подобной ситуации... К счастью, начальник понял, в чем дело. Он отпустил своих сотрудников, отдал нам паспорта и в очень грубой форме сказал, чтобы мы убирались. Поэтому нельзя говорить – советское или несоветское. Этот фильм – плод того времени.

- И все же ваш герой был настоящим джентльменом, в том фильме он взял на себя чужую вину и пошел в тюрьму!

- Ну да! Жена моего героя задавила человека. Он сказал в милиции, что сам был за рулем, и жена с этим согласилась... И ему пришлось идти в тюрьму. Что тут поделаешь. Такие люди были во все времена у всех народов.

- И все же хорошо, что они есть. Хотя бы в фильме!

- Да! Действительно, хорошо. Вспомнил одну старую историю. У нашей семьи в Ленинграде были знакомые. Еврейская семья. У их сына было очень плохое зрение. Очки - словно увеличительные стекла. Ну, очень толстые! В армию его из-за зрения не взяли, но этот парень записался в добровольцы. И его послали в атаку. На Пулковской высоте. Разумеется, неподготовленные, не умеющие воевать добровольцы сразу же попадали в немецкий плен. Немцы их ставили в два ряда. Говорили: жиды и коммунисты, два шага вперед. Этот человек совсем не был похож на еврея. Парень, который стоял у него за спиной, держал его за гимнастерку: не ходи, не делай глупостей, расстреляют! Он вырвался и сделал два шага вперед.

- О чем это говорит?

- Это был гордый человек, перед лицом смерти он боролся и защитил честь своего народа! Можно только снять шапку и склонить голову, вспоминая его. Защищая честь еврейского народа, он пожертвовал свою жизнь, показав всем: я вас, убийц, не боюсь. Таких людей не много, но они есть у всех народов, у всех национальностей, во все времена.

- Вопрос из давнего прошлого. В конце 60-х - начале 70-х годов вы принимали участие в фильме «Легенда о Витусе Беринге». Главную роль в нем играл Карлис Себрис, снималась также Вия Артмане. Пришлось ли тогда встретиться с ними?

- Да, было такое дело! Но, к сожалению, съемки проходили так, что те эпизоды, в которых участвовал я, не совпадали с теми, где работали они. Так мы вместе снимались в одном фильме, но не встретились.

С Вией Артмане у меня была одна встреча. Значительно позже. Ее я никогда не забуду. Мне было приказано участвовать в концерте в Кремлевском дворе съездов. Это было в то время, когда Горбачев только пришел к власти. Терпеть не могу работать на концертах! Нет, я могу один отработать весь концерт, тут нет проблем, но мне противны эти пятиминутные выступления. Но не было никакого выбора, надо идти. Нужно было что-то прочесть. Выбрал своего любимого поэта Маяковского, стихотворение о разговоре с солнцем. Вышел на сцену. В зале атмосфера отпугивающая. Горбачев сидит со своим политбюро. Кремль, караул и все такое. Вижу, в зале находится также Вия Артмане... Иными словами, атмосфера была настолько отпугивающей, что я вдруг забыл текст, который знал наизусть уже двадцать лет. Она мне подсказала. (Смеется). Стыд, конечно, был большой, но спасибо ей! Спасла.

С Ригой меня связывает съемка в другой работе. Это был фильм «Заговор послов», который снимали в основном в Риге. Здесь снимали даже старую Москву. Я был плохим послом Локкартом. Во время съемок познакомился с Эдуардом Павулсом. Он был выдающимся актером и замечательным человеком!

- Это недавнее прошлое, когда Грузия сделала первый выстрел. У вас грузинская фамилия, как вы чувствуете себя в сегодняшней России?

- С этим нет абсолютно никаких проблем! Люди же понимают, кто есть кто, и знают, что происходит. Нет, с этим все в порядке. Как я чувствую себя в сегодняшней России?

Я был депутатом думы тогда, когда к власти пришел Борис Ельцин. Мы предприняли много правильных шагов, и то, что сейчас происходит в России, это результат реформ Ельцина и его команды. Я думаю, что когда-нибудь Борису Ельцину поставят за это памятник из золота. Он был единственным из правителей России, который действительно реформировал это государство. Другое дело, что дела Ельцина, его свободы сейчас хотят повернуть в другое направление. Однако их уже нельзя уничтожить. Если мы сделали два шага вперед, то даже если кто-то сделает шаг назад, все равно останется один шаг вперед.  И я верю, что мы сделаем и дальнейшие шаги вперед.

Перевод: Лариса Дереча