В этот понедельник Министерство финансов разработало и вручило правительству проект бюджета на 2010 год. Документ оказался настолько противоречивым, что министры коалиционного кабмина, которые раньше демонстрировали завидную солидарность друг с другом, на своем совещании в понедельник не смогли договориться, а вчера, 14 октября, на заседании правительства разразилось не меньше споров. Так или иначе, в таком или несколько откорректированном виде этот документ, возможно, даже сегодня, 15 октября, будет внесен в парламент.

Дефицит – 5,5 млрд литов

По предоставленной Министерством финансов информации, планируется, что доходы госбюджета, без помощи ЕС, составят 13 млрд 17 млн литов, или на 1 млрд 380 млн литов меньше по сравнению с этим годом. Расходная статья бюджета 2010 г. без средств помощи ЕС составит 18 млрд 596,5 млн литов, т. е. на 622,7 млн литов меньше, чем в 2009 году.
Средства помощи ЕС составят 7 млрд 891 млн литов, или на 1 млрд 474,5 млн литов больше, чем в этом году. Общие доходы государственного бюджета на 2010 год вместе со средставми ЕС составят 20 млрд 909 млн литов, а ассигнования государственного бюджета составят 26 млрд 488,4 млн литов.
Тем не менее все разговоры о том, что правительство будет «резать» в первую очередь свои расходы, чтобы дефицит бюджета не раздулся до космических масштабов, сильно обидеть себя не получилось. Вместо обещанного сокращения расходов министерств на 55% эти расходы сокращены только на 25%, а фонд заработной платы чиновников планируется урезать лишь на 10%.
Планируемый дефицит государственного бюджета 2010 г. – 5 млрд 579 млн литов, или 6,7% ВВП. У различных экономистов прогнозы более пессимистичные. По их словам, дефицит может достигнуть 8%, а председатель Конфедерации промышленников Литвы Бронисловас Лубис не так давно говорил и вовсе о 12% дефицита, что может стать настоящей катастрофой. Впрочем, если правительству удастся сдержать дефицит в запланированных рамках, то следующий год не должен стать тяжелее нынешнего.

Платежные изменения

Основное платежное изменение на 2010 год – уменьшение тарифа налога с прибыли с действовавших в 2009 г. 20% до 15%, а также изменение других положений Закона о налоге с прибыли, что будет способствовать улучшению условий для бизнеса. Поговаривают, что такое решение продавили сами предприниматели, которые в противном случае отказались бы подписать Национальное соглашение, а Бронисловаса Лубиса за умелый лоббизм в прессе назвали даже настоящим премьер-министром Литвы.
Планируется внести предложение по снижению тарифа налога с прибыли для малых предприятий. Тариф налога с прибыли снижается для улучшения инвестиционных условий, поскольку действовавший до 2009 г. тариф налога с прибыли был одним из факторов, повышающих конкурентоспособность страны.

Доходы и расходы госбюджета

Основную часть доходов в госбюджет в 2010 г. намечается получить за счет налога на прибавленную стоимость (НДС) – 6 млрд 018 млн литов. Это на 3,7% меньше, чем намечается получить в 2009 году. Акцизов в государственный бюджет в следующем году планируется собрать на сумму 3 млрд 187,4 млн литов. По сравнению с планом на этот год акцизов намечается получить на 2,5% меньше.
За счет подоходного налога с населения в национальный бюджет планируется получить 3 млрд 308,8 млн литов - это на 24% меньше, чем в этом году. Доход госбюджета за счет подоходного налога с населения - 936,3 млн литов, или на 21,9% меньше, чем планируется получить в 2009 году.
За счет налога с прибыли в следующем году планируется получить около 907,7 млн литов. По сравнению с 2009 годом это на 47,9% меньше.
Расходная часть бюджета выглядит еще печальнее доходной. Правда, разработчики проекта бюджета надеются, что на качественных изменениях во всех областях должны успешно сказаться инвестиции ЕС. С учетом нынешней ситуации расходы государственного бюджета (не считая части средств ЕС) увеличиваются в 3 сферах:
• Средства ЕС, предназначенные на рефинансирование, увеличиваются на 521 млн литов, по сравнению с 2009 годом они в бюджете 2010 года составят 1 млрд 179 млн литов. В целях более существенного и эффективного использования средств ЕС в 2010 году важно гарантировать объемы средств, предназначенных для рефинансирования.
• Перевод средств в больничные кассы по сравнению с 2009 г. возрастает на 337 млн литов и составит 1 млрд 909 млн литов. Объемы Фонда обязательного страхования здоровья уменьшаются из-за снижающейся заработной платы. Потери этого фонда финансируются из госбюджета. Поскольку в системе здравоохранения начата структурная реформа, для реализации в первый год должны выделяться дополнительные ресурсы, однако уже в 2010 г. из-за влияния реформы планируется сэкономить 300 млн литов средств, выделяемых на здравоохранение.
• Средства, выделяемые на обслуживание долга, по сравнению с 2009 г. увеличиваются на 689 млн литов и в бюджете 2010 г. составят 1 млрд 692 млн литов. Средства, предназначенные для обслуживания долга, возрастают по причине значительно увеличившегося бюджетного дефицита и подорожания кредитов.
Самые большие ассигнования из госбюджета (не считая части средств ЕС) выделяются:
• на выплаты пособий и другой социальной помощи – 1 млрд 204,5 млн литов (через Министерство социальной защиты и труда), в 2009 г. на эти цели было выделено 1 млрд 412,6 млн литов;
• на выплаты в бюджет ЕС в 2010 г. выделяется 1 млрд 075 млн литов, или на 107 млн литов меньше, чем в 2009 году.

Национальный бюджет

Доходы национального бюджета, который включает госбюджет и бюджеты самоуправлений, в 2010 г. (без средств помощи ЕС) составят 16 млрд 91 млн литов, или на 2 млрд 105 млн меньше, чем в этом году. Планируемые расходы национального бюджета (без средств помощи ЕС) составят 21 млрд 670 млн литов, т. е. на 1 млрд 347 млн литов меньше, чем в 2009 году. Доходы национального бюджета в 2010 году вместе со средствами  Евросоюза и другими средствами международной финансовой помощи составят 23 млрд 982,8 млн литов. Планируемые на 2010 г. ассигнования национального бюджета – 29 млрд 562,2 млн литов.
Значительную часть доходов государственного бюджета 2010 г. составят средства структурной помощи ЕС, которые будут инвестироваться во все сферы хозяйства, чтобы таким образом сохранить жизнеспособность экономики страны, бизнеса и рабочие места. Средства помощи ЕС предусмотрены в государственном бюджете, однако потоки этих средств будут направляться в регионы и распределятся по всей Литве.

Впереди всей Европы

В госбюджете 2010 г. средства помощи ЕС составляют 7 млрд 89 млн литов. По сравнению с нынешним годом уровень помощи ЕС увеличится на 1 млрд 47 млн литов. На долю общего финансирования из госбюджета в следующем году выделяется 1 млрд 18 млн литов (в 2009 г. – 658 млн литов). Недавно правительство объявило, что на основании новейших данных Еврокомиссии, Литва держит первенство в Евросоюзе по освоению средств структурных фондов. С замедлением темпов развития экономики, когда в бюджет собирается меньше доходов, средства фондов ЕС – существенное подспорье для бизнеса и всего хозяйства страны. Фонды ЕС, говорят в Минфине – это тот источник финансирования, который Литва должна использовать максимально. За восемь месяцев 2009 г. Литва использовала втрое больше средств, чем за 2007-2008 годы, что позволило стране вырваться в лидеры ЕС в течение финансового периода 2007-2013 гг.

Помощь ЕС

В 2010 г. средства фондов ЕС будут инвестироваться во все хозяйственные области страны, однако максимальная часть предназначается экономике – 4,9 млрд литов, т. е. на 866 млн литов больше, чем в нынешнем году. Эти средства будут инвестироваться в проекты, направленные на стимулирование малого и среднего бизнеса, а также экспорта, на модернизацию транспортной инфраструктуры, на научные исследования и технологическое развитие, которое стимулирует конкурентоспособность хозяйства.
Средства ЕС, предназначенные экономике, администрируют министерства хозяйства, сообщений и сельского хозяйства, которым выделяются средства из госбюджета на рефинансирование соответствующих проектов. На проекты, курируемые Министерством хозяйства, предусмотрено 1,4 млрд литов (на 200 млн литов больше, чем в этом году) средств помощи ЕС, на рефинансирование – соответственно 226 млн литов из госбюджета. Министерству сельского хозяйства выделяется 1,9 млрд литов, на рефинансирование – 317 млн литов. На курируемые Министерством сообщений проекты предусмотрено 1,1 млрд литов.
На проекты по охране окружающей среды в 2010 г. предусмотрено 649 млн литов средств помощи ЕС, которые будут использоваться на модернизацию систем водоустройства, на благоустройство загрязненных территорий, а также на повышение энергетической эффективности зданий. Эти средства администрируют Министерство окружающей среды и Агентство по управлению проектами окружающей среды.
На социальную защиту в следующем году предусмотрено выделить 493 млн литов средств помощи ЕС, т. е. на 151 млн литов больше по сравнению с нынешним.
На образование в следующем году выделяется 900 млн литов средств помощи ЕС, т. е. на 548 млн литов больше, чем в 2009 году. 82 млн литов средств рефинансирования намечено выделить Министерству образования и науки, администрирующему проекты этой сферы. Средства, предназначенные на социальную сферу и образование будут инвестироваться в меры по формированию активного рынка труда, стимулирование предприимчивости, улучшение условий для учебы на протяжении всей жизни, а также в научные исследования.
На здравоохранение в 2010 г. предусмотрено 224 млн литов помощи ЕС, т. е. на 73 млн литов больше по сравнению с нынешним годом.
На общественное администрирование и реформы предусмотрено выделить 448 млн литов помощи ЕС, которые будет администрировать Министерство внутренних дел.