Поскоблите хорошенько нынешних демократических правителей, сотрите с них «еврокосметику», и что вы увидите? Да всё того же авторитарного Воронина, только, на сей раз, уже коллективного.

Подозрения о том, что политическая элита Молдова не думает об интересах страны и народа, живут  в сознании молдавского общества уже давно. Но особенно ясно они  подтвердились в этом году.

Всё то, что вытворяют сегодня представляющие молдавский политический класс депутаты парламента, убедительно свидетельствует не только о том, что они страшно далеки от народа, но и ясно показывает,  что их вовсе не волнуют проблемы страны, в которой (и за счёт которой!) они живут.

Приходя на избирательные участки и голосуя за ту или иную партию, чьи предвыборные обещания сулят им больше всевозможных благ, граждане Молдовы надеются, прежде всего,  на то, что, придя к власти, именно эта партия сделает что-то лично для каждого из них: обеспечит рабочим местом, достойной зарплатой, качественным образованием и медицинским обслуживанием, создаст условия для реализации их права на различные свободы и т.д.

Всё это - вполне нормальные ожидания, поскольку и в Молдове, как в любом ином цивилизованном обществе,  на первом плане всегда  должны быть интересы человека.

Но когда партия, которую поддержало  наибольшее число избирателей,  побеждает и приходит к власти, эти граждане отнюдь не считают, что вместе с ней они также становятся властью над всеми теми, кто голосовал за другие партии.
Более того, они говорят  тем, кто голосовал на выборах за другие партии, что теперь и они также непременно выиграют от этого выбора, так как данная партия пришла к власти только для того, чтобы все граждане в  стране жили хорошо, а не только члены этой конкретной партии и те, кто за неё голосовал.

Всё это, чисто теоретически, безусловно, так, но  что же мы видим сегодня в нашей стране в действительности?
А видим мы то, что для партий, пришедших к власти потому,  что граждане поверили их предвыборной агитации и поддержали их своими голосами, интересы этих граждан, на самом деле, относятся  только к сфере предвыборной риторики. Нынешняя молдавская политическая элита в лице лидеров партий, представленных в парламенте, абсолютно не осознает и не признаёт свою ответственность за поверивших им граждан, за судьбу своей страны.

Она живет и мыслит более прозаичными категориями: взять власть, рассадить на доходные  места своих родственников и друзей, сесть на финансовые потоки и начать… решать свои собственные проблемы, а также проблемы тех, кто финансировал их политическую кампанию.
Отгородившись от народа толстыми стенами служебных кабинетов, спрятавшись за тёмными стеклами служебных автомобилей, пришедшие во власть политики остаются «слепыми и глухими» всякий раз, когда народ требует, чтобы они увидели и услышали его проблемы.
Наглядный тому пример – нынешняя ситуация в Молдове, сложившаяся после досрочных парламентских выборов 29 июля 2009 года.  Спад в национальной экономике продолжается, бюджетный дефицит растёт, социальная ситуация стремительно ухудшается. А что же партии, образовавшие правящий Альянс «За европейскую интеграцию»? Что же оказавшаяся в оппозиции партия «самых верных друзей народа» - воронинская ПКРМ?

Партии власти и партия оппозиции очень заняты, им не до ожиданий, проблем  и нужд народа. Они не смогли в полной мере решить своим собственные проблемы, а потому ведут страну к новым досрочным выборам, игнорируя опасность перерастания их в перманентные. Каждой из этих политических команд  нужна власть «целиком и полностью», они ни с кем не хотят ею делиться, а потому готовы к новой драке, не слишком задумываясь о том, хочет ли её молдавский народ, нужна ли она ему.

Вспомним трагические события, потрясшие Молдову после апрельских выборов 2009 года. Коммунистам тогда для того, чтобы не допустить новых выборов, нужен был всего один дополнительный голос для избрания президента страны. Могли они его получить? Безусловно, могли, если бы не делали оскорбительных для других политических игроков заявлений типа: «Они сами принесут нам этот голос, да не один, а много», а начали бы переговоры с оппозицией, будучи при этом готовыми пойти на разумные компромиссы и поделиться с оппозиций частью своих властных полномочий.
 Например, согласились бы принять закон об оппозиции, предоставляющий ей реальные права и возможности для контроля за властью. Но они, как известно, на  это не пошли. Они судорожно цеплялись за власть, как неразумное дитя за любимую погремушку,  и в результате … потеряли её.

Казалось бы, сей печальный пример воронинской ПКРМ должен был послужить серьёзной наукой критиковавшей её изо всех сил накануне досрочных выборов оппозиции, ныне ставшей властью. Но посмотрите, что делает сегодня новая власть в лице лидеров партий, образующих правящий Альянс «За европейскую интеграцию»:  увы, всё  то же самое, что делали Воронин и его соратники, когда были властью!
  Она также напыщенно и самоуверенно заявляет о том, что коммунисты, дескать, просто «обязаны» за неё голосовать, не предлагая ПКРМ взамен абсолютно ничего. Во всяком случае, публично, а не на закулисных торгах, о содержании которых обществу вообще ничего неизвестно. 

Впрочем, если тайные переговоры между лидерами АЕИ и ПКРМ, действительно,  ведутся, то, во всяком случае, вовсе не ради блага страны и народа, а только для того, чтобы кому-то пообещать решить его личные проблемы или, наоборот, кого-то припугнуть «компроматом» и угрозой уголовного преследования, конфискацией имущества и т.п. и в итоге «поделить власть по справедливости». Естественно, лишь в том смысле, в каком эту самую «справедливость» понимают представленные  в парламенте политики.

Надо прямо сказать, что все те молдавские граждане, которые ожидали, что с приходом новой власти в стране наступят, наконец,  кардинальные  перемены, мягко говоря, наблюдая за происходящим в парламенте, вначале впали в полное недоумение, а теперь уже и в  приходящее ему на смену глубокое разочарование.

Правящая коалиция выбросила из власти коммунистов, но, судя по всему, совершенно не намерена отказываться от той политики, которую те проводили. Не видно желания новых правителей заняться обещанными реформами. Не видно их стремления повысить роль гражданского общества в жизни страны. Не видно их желания видеть проблемы страны и народа, слушать и слышать голос общественности.
Более того, первые шаги, которые делает сегодня новая «демократическая» власть, подозрительно похожи на те шаги, которые предпринимала старая «коммунистическая» власть, только слегка «косметически» подретушированные для придания им внешнего «европейского лоска».

В общем, оказываются правы те политические скептики, которые говорят: Поскоблите хорошенько нынешних «демократических» правителей,  сотрите с них «еврокосметику», и что вы увидите? Да всё  того же авторитарного Воронина, только, на сей раз, уже  коллективного. Как говорится, старые большевики ушли, да здравствуют необольшевики, ибо свято место пусто не бывает! А тем временем социально-экономическая ситуация в стране продолжает ухудшаться.

Вместо того, чтобы начать, как было обещано народу перед выборами,  проводить реальные реформы, новая власть пошла по самому простому и примитивному пути – объявила о повышении цен и тарифов.

Эксперимент по «социальному урезанию», без всякой подготовки  к нему общественного мнения, без совета с гражданским обществом, без серьезных экономических расчетов, первой начала проводить столичная муниципальная власть, возглавляемая либералом Дорином Киртоакэ. Но, судя по всему, правительство либерал-демократа Влада Филата также намерено пойти по этому пути. Во всяком случае, одним из условий получения им кредитов от МВФ является резкое сокращение расходов на социальные нужды.

Всё происходит на фоне ожесточенной грызни партий в новом парламенте, на фоне открытой и становящейся всё более грязной борьбы между ними за власть.

Сегодня практически  все  страны переживают немалые трудности, а их правительства заняты поиском способов и методов, как  выйти с наименьшими потерями  из мирового финансового и экономического кризиса, как не оказаться на обочине мирового экономического развития. Везде в мире идут жаркие дискуссии о путях и методах дальнейшего развития, о приоритетах, которые необходимо выбрать.
Везде, но не у нас в Молдове. У нас политики потеряли (или, может быть, вообще никогда не имели?)  креативность мышления. У них полная импотенция в плане способности к самостоятельному мышлению. Их абсолютно не волнует ситуация в стране, им неинтересен поиск путей выхода из кризиса и дальнейшего развития. 

Всю свою немалую энергию они затрачивают на борьбу за власть, на поиск  возможностей  что-то получить от этой власти. В этой борьбе они обнаруживают порой такую способность «проходить сквозь игольное ушко», чтобы «просочиться» во власть, что просто диву даёшься. 
В одной из недавних телевизионных дискуссий известный политик, член ПКРМ  очень возмутился, когда зашёл разговор о бьющем в глаза богатстве отдельных «коммунистических» политиков и их детей.  Его довод звучал так:  «А разве коммунисты  должны быть бедными»?
Безусловно, не должны. Но при этом все их богатства должны быть получены исключительно честными и законными методами, и этот факт должен быть документально подтверждён. 

Но при этом ни они, ни представители других партий не должны столь цинично и демонстративно «жировать», выставлять своё бьющее через край благополучие напоказ, в то время как подавляющее большинство населения страны пребывает в состоянии вопиющей бедности, переходящей нередко в абсолютную нищету. Тем более, они не должны наживаться за счет ограбления этого населения.

К сожалению, на самом деле,  мы видим совершенно другое – богатые богатеют, а бедные нищают. И всё это происходит под сладкие песни «народных избранников» о том, что смысл их жизни состоит в служении своим согражданам, которых они хотят видеть богатыми и счастливыми.  И всё это особенно мерзко на фоне постоянно озвучиваемых со всех высоких трибун молдавскими политиками лозунгов о социальном равенстве, о народной демократии,  о неустанной заботе о благе народа.

Всё то позорище, которое творится сегодня  в молдавском парламенте,  даёт основание сделать вывод о том, что без реформы власти наша страна может попасть в исторический тупик.

Необходимо, в первую очередь,  решить два главных вопроса.

Во-первых, определиться, что делать с постом президента. Есть два варианта: 

-  перейти к президентской республике, укрепить полномочия президента и полностью подчинить ему правительство. В этом случае президент возглавит вертикаль исполнительной власти. Безусловно, наделенный серьезными полномочиями президент, должен всенародно избираться.
-  ликвидировать пост президента вообще или сделать его чисто декоративным, избирая президента в парламенте простым большинством или коллегией выборщиков, но также арифметическим большинством.

Лучше всего было бы вынести этот вопрос на всенародный референдум, чтобы дать народу право самому решить эту проблему.
 Одновременно надо бы решить и вопрос о выборе депутатов по «открытым партийным спискам», то есть, сделать так, чтобы граждане голосовали не только за ту или иную партию, но и за конкретного члена этой партии, который представлял бы в парламенте не только данную партию, но и избирателей того округа, в котором он победил на выборах.

Наряду с проблемой реформы власти, нужно определиться и по приоритетным национальным проектам, которые должны стать тем звеном большой цепи проблем, потянув за которое,  можно будет вытянуть весь груз проблем стоящих пред нашей страной, или, по крайней мере, решить большинство из них. 

Твердо убежден, что к числу национальных приоритетов должно относится образование. Необходимо навести порядок в вузах, искоренить в них коррупцию. Молдове нужны 1-2 мега университета, с технопарками, бизнес инкубаторами.   Без модернизации образования у Молдовы не будет будущего.

Молдове также срочно нужен грамотный национальный проект по энергосбережению. Сбережению электроэнергии, газа, тепла. Это большая и комплексная задача, которую надо срочно решать, причём  на всех уровнях. Она должна затронуть все сферы экономики и жизни. Обеспечение энергией - это «ахиллесова пята» Молдовы. Не обезопасив себя в плане энергетики, не научившись жить экономно и даже сверхэкономно, как это делают, например, те же японцы, немцы, англичане, мы не вытащим страну из кризиса, не поднимем национальную экономику.

Молдове нужно приводить своим дороги в соответствие с мировыми стандартами, чтобы расширить свой транзитный потенциал, если мы не хотим окончательно оказаться на задворках Европы. Это также должно стать нашим национальным приоритетом.
Такого же внимания требует к себе проблема развитие малого и среднего бизнеса в стране.

К числу безусловных приоритетов надо отнести и решение застарелого Приднестровского вопроса. Можно вполне согласиться с лидером АНМ Серафимом Урекяном в том, что надо начать решение этой проблемы с укрепления мер доверия, на уровне простых людей, общественных институтов, выборных лиц всех уровней, а уж потом, на этой основе,  продвигаться дальше.

С чего надо начинать возрождение и обновление Молдовы?

Прежде всего, с достижения договоренности между депутатами  и избрания президента Молдовы. Необходимо согласие во имя Молдовы.
Если этот политический класс окажется неспособным переступить через свои личным интересы, пожертвовать ими во имя интереса общественного, общенационального, надо его решительно поменять, найдя или создав новые политические партии и выбрав новых депутатов парламента. Другого выхода просто нет, когда речь идет о судьбе всей страны, всех её граждан.

Надо при этом помнить ещё и о том, что пока ещё история предоставляет нам шанс, вероятно, последний,  сделать это в порядке политической эволюции. И поэтому надо сделать всё для того, чтобы, бездарно, безрассудно и безответственно упустив этот шанс, политический класс Молдовы не поставил нашу страну и наш народ перед лицом сметающей всё на своём пути революции, последствия которой сегодня даже страшно себе представить.