СМИ Украины

Если Россия выполнит свое обещание продать 40 тонн золота, стоимость металла на международном рынке может упасть до $700 за унцию, полагает эксперт газеты «Дело». Прошедшая неделя ознаменовалась новыми ценовыми рекордами для банковского золота. Стоимость благородного металла на мировых рынках преодолела рубеж в $1060 за тройскую унцию (около $34 за один грамм). Во вторник, 20 октября, на Лондонской бирже цена золота с немедленной поставкой достигла $1069 за унцию. Увеличение стоимости драгметалла во многом было стимулировано снижением курса доллара США по отношению к евро. В начале прошлой недели стоимость американской валюты вплотную приблизилась к отметке $1,5 за евро (в среду данный уровень даже был преодолен), это стало сигналом для инвесторов скупать золото. Несмотря на всю дискуссионность этого вопроса, инвесторы остаются верными правилу: если доллар девальвирует, надо скупать золото. Однако, преодолев психологическую отметку в $1,5 за евро, стоимость американской валюты не рухнула, как предсказывали многие аналитики, а уже до конца торгов в среду отыграла утраченные позиции. И как только участникам рынка стало ясно, что девальвация доллара не будет очень резкой, как предполагалось, цена на золото снизилась до уровня $1058 за унцию. Будет ли она падать дальше, во многом зависит от того, насколько устойчивым будет курс доллара. Если на валютном рынке не будет происходить резких колебаний и курс будет находиться возле отметки $1,5/евро, то в ближайшее время и цена на золото будет в диапазоне $1050-1060 за унцию.

Но эта тенденция может быть радикально нарушена, если Россия выполнит свое обещание и начнет распродавать золото из своих резервов. Правительство России изъявило желание продать около 40 тонн драгметалла на международном рынке. В последний раз столь масштабная распродажа золота осуществлялась еще во времена СССР. Тогда, в период горбачевской перестройки, для финансирования дефицита бюджета было продано около 100 тонн золота, что существенно снизило цену желтого металла на мировом рынке. Нынешняя продажа будет носить несколько другой характер и вызвана прежде всего желанием правительства России заработать на высокой цене золота. Пока что неизвестно, за какой период времени и в каких объемах будут осуществляться продажи металла. Если предположить, что Россия будет реализовывать золото небольшими партиями в течение длительного времени, то, скорее всего, цена драгметалла не опустится ниже $700 за унцию. Такой вариант наиболее реалистичен, так как самой России невыгодно допустить существенное снижение цен на драгметалл.
Снижение потребления газа в Украине и ЕС грозит “Газпрому” убытками, потребителям штрафами и чревато новой “газовой” войной, полагает обозреватель издания «Бизнес». В середине октября стало известно, что страны ЕС заказали у “Газпрома” на 2010 г. меньше газа, чем предусмотрено действующими контрактами. Минимальный объем энергоносителя, законтрактованный Европой на 2010 г., — 160 млрд куб.м. В то же время некоторые российские СМИ обнародовали информацию о том, что в следующем году страны ЕС намерены купить на 10 млрд куб.м меньше голубого топлива. Если Европа не выберет весь объем законтрактованного газа, “Газпром” может наложить штраф за “недопотребление”, что предусмотрено принципом take or pay — “бери или плати”. В то же время представители “Газпрома” говорят, что оплата разницы — это не штраф, а аванс за поставки невыбранного газа в будущем (правда, когда его поставят — не уточняется). Таким образом, если страны ЕС купят в 2010 г. меньше газа, чем зафиксировано в контрактах, в начале 2011 г. они должны будут перечислить “Газпрому” около 80% стоимости невыбранного газа по средней цене 2010 г., а остаток оплачивать по факту поставки. Любопытно, что руководство “Газпрома” пока не сообщает, выполняют ли европейские потребители газовые контракты на 2009 г. Неизвестны и минимальные лимиты европейцев на текущий год. Сложившуюся ситуацию в газовой сфере обусловило то, что объем импортируемого из России газа, зафиксированный в январских соглашениях, значительно превышает реальные потребности Украины в условиях экономического кризиса. В правительстве этот факт объясняют просто — мол, в январе никто и подумать не мог, что в 2009 г. стране потребуется 45-46 млрд куб.м газа, т.е. на 20 млрд куб.м меньше, чем в 2008 г. В то же время эксперты скептически оценивают такие заявления чиновников. В то же время не стоит забывать, что на момент подписания газовых соглашений Украина накопила значительный объем газа в подземных хранилищах газа (ПХГ) — более 20 млрд куб.м по состоянию на 1 февраля 2009 г. Этого было достаточно как для того, что обеспечивать бесперебойный транзит российского газа в Европу, так и для того, чтобы обойтись без закупок российского газа в первом полугодии, резюмирует автор статьи.

Рабочая поездка Петра Порошенко в Москву дала российской стороне сигнал о готовности Киева подкорректировать тональность отношений с Белокаменной. Формальный повод визита нового украинского министра иностранных дел в Россию — организация встречи премьеров двух стран, но основное внимание Петр Порошенко и его российский коллега Сергей Лавров уделили улучшению отношений между странами, пишут «Экономические известия». Стороны заключили, что отношения государств-соседей нуждаются не в «перезагрузке», а в «разгрузке» от существующих проблем. Заметим, господин Порошенко всячески подчеркивал свое нежелание использовать термины «перезагрузка» или «перезапуск», ведь Украину и Россию связывают многовековые связи. На это Сергей Лавров ответил: «Будем разгружать наши отношения от проблем. Будем решать возникающие вопросы на основе интересов двух стран. Россия к этому готова». В итоге стороны договорились приступить к разрушению барьеров в экономическом сотрудничестве, деполитизировать тему Черноморского флота РФ, формировать позитивный имидж обеих стран у их же граждан, сокращать списки лиц, которым запрещен въезд на Украину и Россию. Вместе с тем без ответа остались вопросы приезда в Киев российского посла Михаила Зурабова и возможности встречи президентов Ющенко и Медведева.

СМИ Белоруссии

Аналитик АФН комментирует проблему «валютной благодати» для Беларуси, поводом для чего стали очередные 700 млн. долларов, направляемых МВФ на счета белорусских государственных финансовых учреждений. Белорусское руководство, с азартом получая от МВФ транш за траншем, видимо считает, что оно имеет некий «философский камень» за пазухой, позволяющий ему решить любые проблемы с кредиторами. Возможно, что белорусское руководство рассчитывает, что ему удастся «отщипнуть» от российского кредита на строительство Белорусской АЭС, что сомнительно, так как большая часть кредита, если он и будет выдан, уйдет на предприятия российской атомной промышленности. Между тем, очередной транш от МВФ окажет, как всегда, свое традиционное реанимирующее «животворящее» влияние на белорусскую экономику и поднимет настроение белорусских властей… Но не только белорусских, но и российских, которых, с одной стороны, втягивание республики в задолженность перед МВФ совершенно не заботит, с другой стороны, Москва не без оснований рассчитывает использовать в создавшейся ситуации «украинскую схему», не совсем удавшуюся в 2008 г. Речь идет о кредитовании Киева со стороны ЕС, что позволило бы Украине покупать российские энергоносители по рыночным ценам. То, что не получилось с Украиной (ЕС так и не взял на себя финансирование европоориентированного Киева, возложив эту почетную обязанность на «имперскую» Россию), вполне может получиться с Беларусью. Деньги, безусловно, у А. Лукашенко есть и у российского руководства появляется шанс вернуться в русло соглашения о поставках газа от 31 декабря 2006 года, согласно которому разница между «белорусской» и так называемой «польской» ценой в 2010 г. не может превышать 10% (с учетом транспортировки). В случае демонстративного выхода белорусской стороны из транзитных соглашений, у Москвы появляется шанс одним рывком выйти на рыночные условия поставки газа, включая отмену экспортной пошлины. У белорусского руководства нет решительно никаких мер по противодействию назревающему решению. Попытки Минска использовать Киев (а Киева Минск) в качестве инструмента шантажа российского руководства, вряд ли продуктивны. «Украинский фактор» в переговорном процессе по поставкам российских энергоносителей в РБ не пройдет. Киев мгновенно сдаст Минск только за намек Москвы в отношении неких «особых» условий поставок газа в преддверии январских президентских выборов. Что делать? Надеяться, что в рамках таможенного союза ЕврАзЭС (Россия, Казахстан, Белоруссия) республика получит, наконец, доступ к внутрироссийским ценам на энергоносители, а также дотянется до казахской нефти, было бы опрометчиво. Несмотря на демонстрируемый под руководством Игоря Шувалова динамизм, Таможенного Союза пока нет и сказать, что все проблемы по его созданию решены, нельзя. «Таможенная тройка» - исключительно политический проект. Так что надежды А. Лукашенко на то, что росчерком пера он вернет российско-белорусские отношения на старые финансовоемкие места, наивны».

Автор издания "Белорусы и рынок" пишет о том, что участники автомобильного рынка Беларуси пребывают в состоянии смятения по поводу возможного повышения до российского уровня ввозных таможенных пошлин на эти транспортные средства». Проанализировав действующие во всех трех странах ставки таможенных платежей, он отмечает, что «белорусы, вне зависимости от социального слоя и положения, с горечью воспринимают навязываемую им извне необходимость поддержки российского автопрома. Это равнозначно, без преувеличения, полному разрушению сложившейся в стране структуры автомобильного рынка и прекращению существования многих его агентов. Вывод:  за интересы рядового автолюбителя воевать некому. Сегодня, считает автор, – «ввозные пошлины на автомобили для физических лиц могли бы стать своего рода "разменной монетой" в торге белорусских властей с российскими по поводу отмены вывозной пошлины на нефть. Причем государство тем самым могло бы убить двух зайцев. Дело в том, что оно давно вынашивает идею создания собственного полноценного производства легковых авто. Разумеется, с помощью ведущих мировых производителей. Но они доселе не шли в страну из-за недостаточной емкости местного рынка, а на российский было не попасть из-за разного размера пошлин. И вот теперь все может измениться в благоприятную для "варягов" сторону. К тому же правительство давно высказывало намерение повернуть в госбюджет поток валюты, отдаваемой населением на покупку зарубежных авто.

В "Нашей Нiве" опубликована беседа с Владимиром Галдяновым, автором книги «Русь – другая история», который считает, что Русь – это не государство. Это земли, объединенные старорусской культурой: Новгородская республика, Псковская республика, Великое Княжество Литовское… . ВКЛ, конечно, никогда не было русским государством, но большинство его населения было православным. А православная церковь называлась русской церковью. Духовным центром этих людей был Киев. Скорина называл себя русским по вероисповеданию. И библию издал русскую. В целом термин «русины» был таким же собирательным, как и термин «литвины». А вот в Московии русского не было абсолютно ничего. Они называли свою религию греческим православием. До Ломоносова даже современного русского языка не существовало. Петр I начал создавать из Московии Русь. Он на Западе рекомендовал всем писать вместо Московии – Россия. Белорусы бóльшие русские, чем россияне. Потом термин «русские» украла Москва. С Москвой шли постоянные войны. Москва уничтожала белорусов как этнос и как государство. Каждый второй белорус погиб в войне с Алексеем Михайловичем. Какое может быть позитивной отношение к той ордынской Москве… Смоленщина, Брянщина – это всё белорусские земли, отобранные Москвой и невозвращенные. Процентов 30 территории вошло в состав РСФСР, 10 – в Литву,  5 процентов в Польшу… Смешно читать российских историков, которые пишут о Северной войне как о напасти на Россию. Что тогда Россия была оккупирована шведскими ордами? Это не Россия была, а Речь Посполитая, и не Швеция напала, а на нее напали.

СМИ Грузии

В своей статье в газете «Резонанси» автор утверждает, что нынешних властей страны «посадили американцы» и они же им управляют. При этом, по его словам, вся беда в том, что большая, влиятельная часть оппозиции также зависима от американцев. Чочишвили возмущен тем, что двумя конкурентными силами управляет одна и та же рука. По его словам, они только и стараются понравиться американским хозяевам, и становятся похожи на марионеток, висящих на американской ниточке. Они независимо могут действовать только в определенных рамках, заданных хозяевами, а это пространство не больше циркового круга. Американцы не будут менять власть, пока это не затронет их интересы. Поэтому «наши хозяева закрывают глаза на все гадости грузинских властей», пока их действия не пойдут против американских интересов. А во время визитов оппозиционных лидеров в Вашингтон проверяются будущие кандидаты и их оставляют в «стратегическом резерве». Автор прогнозирует, что американцы сменят Саакашвили только в случае какого-нибудь регионального катаклизма. А, например, августовская война была катаклизмом и большой трагедией только для Грузии, а не для интересов США, поэтому не было необходимости менять Саакашвили. Американцы по отношению к Грузии имеют только политические интересы и еще интересы, которые касаются энергетических трубопроводов, - заключает автор.

10 октября Турция и Армения подписали протокол о восстановлении дипотношений и открытии границы. Армянский политолог Сергей Минасян в интервью «Резонанси» газете выскзал мысль, что в турецком парламенте будет очень сложно ратифицировать этот документ, в отличие от армянского парламента, где ратификация, по его мнению, не составит труда. При этом он признает, что вопрос урегулирования турецко-армянских отношений вызвала бурную реакцию в население Армении. Еще более острой была реакция армянских диаспор, по всему миру. По его словам, несмотря на такой ажиотаж вокруг этого вопроса, армянская сторона довольна этим соглашением, так как считает, что это урегулирование связано с разделением турецкой стороной этого вопроса от проблематики Карабаха. По его информации, в самом начале кулуарных переговоров по этому вопросу армянские власти прямо заявили турецкой стороне, что если Турция попытается включить в этот проект вопрос Карабаха, тогда не стоило начинать процесс вообще. И Турция приняла такое условие. «Армянское общество не готово и не пойдет ни на какие компромиссы в вопросе Нагорного Карабаха взамен на урегулирование армяно-турецких отношений. Наоборот, сама Турция осуществляет свою долю компромисса в этом деле тем, что отделяется от карабахской проблематики и готова открыть армяно-турецкую границу», - сказал армянский политолог.

СМИ Азербайджана

За радикальными исламистами, которые готовили убийство лидера Крымско-татарского меджлиса Мустафы Джамильоглу, стоят российские спецслужбы. Как передает АПА, об этом в интервью УНИАН сообщил сам Джамильоглу, информирует газета"Бизим йол". В частности, лидер крымских татар отметил, что "все, сказанное министром Юрием Луценко, имеет под собой основания. В Министерство внутренних дел Украины поступила информация о том, что меня приговорили к смерти, и были сделаны превентивные аресты". "Насколько мне известно из дипломатических источников, разрабатывала план беспорядков российская спецслужба, а конкретно - ГРУ, исполнителем в какой-то части должен был стать Рустам Кадыров, а эти люди - лишь низовое звено", - сказал Джамильоглу. Лидер Меджлиса сообщил, что вчера он около получаса общался с министром внутренних дел, которые предложил ему охрану. "На что я сказал: если за этим приговором стояли большие державы, то дополнительная охрана мне не поможет, пока просто дайте разрешение на ношение оружия моей охране".
Напомним, что вчера министр внутренних дел Ю.Луценко заявил, что активисты "Ат-Такфир валь-Хиджра" "приговорили к смерти" М.Джамильоглу и его близких соратников, а также готовились совершить ряд террористических актов с применением огнестрельного оружия и взрывчатых веществ. Министр заявил, что Меджлис является "серьезной угрозой" для "Ат-Такфир валь-Хиджра", поскольку "поддерживает традиционный ислам" и критикует деятельность радикальных движений.

В последние дни газовый рынок Европы внимательно следит за развитием сюжета вокруг транзита экспортных потоков газа в Европу из Кавказского региона. Решающее значение, судя по всему, приобретают отношения по этому вопросу между Азербайджаном и Турцией. Россия пытается играть свою игру с каждой из сторон, имея главной целью заблокировать и сделать бесперспективным строительство газопровода Nabucco, пишет газета "Азербайджанские известия". Не так давно президент Азербайджана Ильxaм Aлиeв еще раз напомнил о неотъемлемых правах своей страны. Он заявил, что условия экспорта каспийского газа в Турцию не устраивают официальный Баку, а значит, Азербайджану необходимо поменять транзитную страну и пути экспорта энергоресурсов. "Мы последние два года старались не акцентировать внимание на этом (на процессе переговоров с Турцией по транзиту газа в Европу.   Авт.) и решить все в рамках переговоров. Но наши возможности иссякли, и данные нам предложения никогда не могут быть приняты",   справедливо указал Ильxaм Aлиeв.

Вполне разумные коммерческие намерения Азербайджана наталкиваются на попытки Турции заработать сверх должного на своем транзитном положении. Причем Анкара не берет в расчет то обстоятельство, что Азербайджан вот уже который год поставляет ей газ по цене в 30% от мировых. "Это не укладывается ни в какую логику", сказал по этому поводу Aлиeв, и его недоумение можно понять. Переговоры по азербайджанскому транзиту ведутся с Анкарой с апреля 2008 года. Результата пока нет. Следовательно, азербайджанский газ не может прорваться в Европу, которая в нем нуждается все больше, ведь традиционные источники газа иссякают, а российско-украинские скандалы по поводу транзита утомили уже всех в Европе. Предложения Азербайдж ана по-прежнему остаются более чем льготными для турок. Их четко и лаконично сформулировал президент страны: "Мы хотим даже не мировых цен, но хотя бы приближенных к ним. Пусть наш газ будет продаваться Турции не по цене российского, но хотя бы на 8-10% меньше, но не на 50%".

СМИ Армении

Установление дипломатических отношений между Арменией и Турцией и открытие границ укрепят независимость Армении, заявил заведующий кафедры политологии Ереванского госуниверситета Гарик Керян, пишет газета «Азг». По словам политолога, сегодня Армения имеет только одного стратегического партнера - Россию, с которой, однако, не имеет общей границы, а транзитные Грузия и Азербайджан, по известным причинам, не могут «соединить» Армению с Россией. Отношениями с Турцией мы открываем новую дверь и имеем возможность выбора, сказал Керян, посчитав, что все это приведет к тому, что Армения из провинциальной непривлекательной страны станет важной для региона и лидером стран Кавказа. В то же время, согласно Керяну, Турция никогда не сможет заменить для нас Россию: «Армяно-турецкие отношения всего лишь внесут здесь равновесие, но никогда не надо умалять значимость нашего партнерства с Россией». В открытии границы, по словам политолога, заинтересован весь мир, поскольку он имеет большие интересы в отношении среднеазиатских энергоносителей и ищет пути их транспортировки в Европу. «Против этого пути через Грузию Россия, вариант Ирана исключается из-за США, остается только путь Азербайджан - Россия - Европа или Азербайджан - Армения - Турция - Европа. Думаю, бессмысленно отмечать, какой из вариантов больше всего исходит из наших интересов», - сказал Керян.

Газета «Аравот» обратилась к мнению нынешнего посла Германии в Армении Ганса-Йохена Шмидта относительно армяно-турецких отношений. «Ваша диаспора очень сильно раскритиковала эти протоколы, но по моему личному убеждению, необходимо выйти из узких рамок», - сказал посол. По его словам, то, что произошло в прошлом, не должно быть предано забвению, но необходимо также найти пути выхода из изоляции, необходимо открыть границы для экономического развития вашей страны. Он также выразил уверенность, что и Армения, и Турция ратифицируют протоколы в своих парламентах.

Представители Армении и Азербайджана на уровне парламентских делегаций впервые в рамках народной дипломатии встретились на минувшей неделе в Государственной Думе России, сообщает газета «Республика Армения». Эта встреча стала продолжением армяно-азербайджанской народной дипломатии, отметил депутат Национального Собрания Вардан Хачатрян, говоря об обсуждаемой на встрече возможности установления взаимного доверия. В противном случае, по его словам, остается продолжать закрытый и непонятный для общества процесс двустороннего примирения, в то время как в условиях отсутствия общения никаким подписанием соглашений невозможно достичь взаимного доверия. Первые элементы взаимного доверия между Азербайджаном и Арменией можно установить посредством создания свободной экономической зоны на севере Армении, считает Хачатрян. Отметив, что в случае СЭЗ азербайджанцы и армяне смогут посредством экономических отношений достичь взаимопонимания, парламентарий заявил, что данная идея была предложена армянской стороной, против чего азербайджанские коллеги не возражали, несмотря на эмоциональные выступления некоторых членов азербайджанской делегации. В свою очередь, депутат Эрмине Нагдалян сказала, что встреча в Москве существенно отличалась от множества других встреч, где азербайджанская сторона в качестве главного подхода отмечала, в первую очередь, карабахское урегулирование, потом только обсуждение предложений о сотрудничестве. «Эту позицию мы знаем более десятка лет, однако мы заметили, что сейчас в азербайджанском обществе совершаются изменения, они пытаются избавиться от этих стереотипов, продвинуться на шаг вперед», - сказала Нагдалян. Отметив, что азербайджанская делегация на этот раз была настроена лояльно, не было того постоянного потока обвинений, которые обычно сыплются в адрес Армении, Нагдалян высказала предположение, что в азербайджанском обществе, видимо, происходят определенные изменения, чему способствуют также происходящие в регионе перемены. По ее мнению, процесс нормализации армяно-турецких отношений служит импульсом для многих и в регионе, и за его пределами, что указывает на изменение позиций Армении, на их усиление.