На последний саммит стран-членов СНГ в молдавской столице лидеры государств Центральной Азии не приехали. Наблюдатели констатировали, что Содружество - и как геополитическое объединение бывших советских республик, и как президентский клуб - фактически исчерпала себя. И это - серьезное внешнеполитическое поражение России, руководство которой всегда претендовало на роль лидера постсоветского пространства.

Теперь возникает вопрос: как можно стать лидером того, чего нет? И можно ли считать бывшие советские республики союзниками Москвы, если ни одна из них - даже верная Беларусь - до сих пор не согласилась с признанием независимости Абхазии и Южной Осетии. А между тем, для России это - принципиальный тест на лояльность к ней, на готовность поддерживать Кремль даже в ситуациях, которые отнюдь  не выглядят совершенными с точки зрения международного права.

Тем не менее, независимость Абхазии и Южной Осетии признали две страны Латинской Америки - Никарагуа и Венесуэла. Теперь такого решения ожидают от Эквадора, президент которого на этих днях находится в российской столице. Все три страны возглавляют политики - популисты, действия которых уже привели к маргинализации местных экономик и дальнейшему обнищанию и без того небогатого населения. Последовательно уничтожают средний класс - он мог бы обеспечить экономический рост, но является угрожающим для власти таких лидеров, как Уго Чавес или Даниэль Ортега. Все три президента не скрывают, что получают финансовую поддержку из Москвы.

Уго Чавес признал независимость грузинских автономий только после начала мирового финансового кризиса, когда доходы Венесуэлы от нефти значительно сократились. Президент Эквадора Рафаэль Коррера перед своим приездом в Москву также обратился с просьбой предоставить кредит. И понятно, что без гарантий финансовой поддержки гость из Кито независимости Абхазии и Южной Осетии не признает.
Латиноамериканские лидеры отваживаются на вариант обмена признания независимости на деньги не просто по собственной инициативе. С ними активно сотрудничают ближайшие соратники Владимира Путина.

Вице-премьер Игорь Сечин, которого небезосновательно считают правой рукой премьера, осуществил несколько визитов в Латинскую Америку. Недавно в регионе побывал секретарь Совета безопасности Николай Патрушев. Они проводят переговоры, заключают контракты, уверяют популистов в поддержке их внешнеполитического курса. Конечно, эти визиты используют для беспрерывной пропаганды достижений новых друзей.

Венесуэла (или Никарагуа) имеют серьезного союзника в противостоянии со США, вдруг что - их защитят. И пусть русский флот выглядит музейным сравнительно с американским, тем не менее, доплыл же к дружеским берегам! Возникает впечатление, что Москва серьезно пришла в восхищение самой моделью поиска друзей в далеких краях, которые отнюдь  не заменят ей соседних государств. Можно только испытывать удивление от такой виртуализации внешней политики. Тем не менее, сомневаться в серьезности намерений российских чиновников не следует. Они живут с верой в то, что по решению правительства можно изменить саму географию, что Россия - это Бразилия. И ее действия в процессе банального подкупа президентов - леваков целиком логичны.

В свое время на деньги и кредиты обменивал признание своего государственного статуса Тайвань. Страны, которые признавали именно Тайбей, а не Пекин, законным правительством всего Китая, могли рассчитывать на серьезную помощь. Однако и здесь есть отличие от российского подхода. Тайвань платил деньги за собственный, а не за чужой, статус, и его жители, по крайней мере, могли понять, за что рассчитываются. Россияне едва ли смогут осознать, для чего помогать странам Латинской Америки, да и не спрашивают у них - как не спрашивали у советских граждан, когда миллионы заработанных ими денег шли на помощь радикальным режимам в "третьем мире" и террористическим организациям. Казалось, что время такого расходования денег закончится вместе с коммунизмом. Но это было ошибочное предположение.

Перевод: Антон Ефремов