Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

«Гуманитарный сценарий» Медведева и «окопный вариант» Саакашвили

© коллаж ИноСМИСаакашвили Медведев
Саакашвили Медведев
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Каким быть отношениям России и Грузии в наступившем году? Можно ли ждать какого-либо «прорыва» на этом направлении? Уходящий год на своем излете продемонстрировал две тенденции.

Каким быть отношениям России и Грузии в наступившем году? Можно ли ждать какого-либо «прорыва» на этом направлении? Уходящий год на своем излете продемонстрировал две тенденции. Оптимистическая прозвучала в выступлении Дмитрия Медведева на 4-м евро-азиатском медиафоруме в Москве. Разрушительная по своей сути была буквально продемонстрирована взрывом Мемориала Cлавы в Кутаиси.

 

Сейчас отношения между Россией и Грузией переживают, пожалуй, наихудший этап за весь постсоветский период. C августа 2008 года наши страны не имеют дипотношений, а консульские вопросы решаются через посредничество Швейцарии. Однако были и иные времена. О них вспомнил президент России на 4-ом медиафоруме в середине декабря. Отвечая на вопрос грузинского журналиста, Дмитрий Медведев особо отметил: «Между нашими народами - вековая дружба, особая история».

 

Действительно, в течение двухсот лет Грузия входила в состав российского государства. Ее политэлита честно и самоотверженно служила российскому престолу. Тифлис был форпостом империи на Кавказе. А уж про советские времена и говорить нечего: грузины занимали высшие посты государства, а Грузия была самой процветающей советской республикой - нигде в Союзе люди не жили так хорошо, как грузины. Вместе реализовывали фантастические по своим временам проекты экономического строительства, вместе защищали свой общий дом в годы Великой Отечественной войны.

 

Это сегодня, после обретения Грузией суверенитета ее политики пытаются насаждать антирусские настроения, изыскивают «свой взгляд» на вместе прожитые годы. Из этой серии - версии о захвате Грузии Советской Россией в начале 20-х, миф об ее оккупации. Это - наскоро состряпанная легенда о собственном «вкладе» (а не всего советского народа) в победу над нацизмом в годы Второй мировой (а не Великой Отечественной) войны, когда сотни грузин - героев Советского Союза - оказываются в забвении, а президентская команда возвеличивает лишь Поре Мосулишвили, поскольку он героически погиб в Италии, сражаясь в партизанском отряде. Собственно, именно такое отношение политэлиты к недавнему прошлому и привело к циничному уничтожению Мемориала павшим в годы Великой Отечественной войны в Кутаиси.

 

Подобных наскоков на Россию и наше совместное прошлое - не счесть. Один из последних - вольная интерпретация августовских 2008 года событий. Собственную порочную политику, которая завела в тупик отношения с нацменьшинствами, правители независимой Грузии представляют «происками» северного соседа. Начиная со Звиада Гамсахурдия, сделавшего краеугольным камнем своей политики националистический лозунг «Грузия для грузин», кончая Михаилом Саакашвили, развязавшим кровавую агрессию в Цхинвале. Что уже признанно и Европой в докладе Хайди Тальявини.

 

Естественно, подобная воинственность встречает отпор. Появляются изыскания вообще ставящие под сомнение само союзничество Грузии с Россией и проводящие мысль, что это - лишь извечная «модель выживания грузинского государства». А уж на риторику об «оккупации» Грузии, насаждаемую ныне агитпропом Саакашвили, в народе можно услышать - «это надо еще разобраться кто кого оккупировал: вон Джугашвили и Берия...».

 

Раны перестроечного периода болезненны для всех. Поэтому на обвинения за события апреля 1989 года в Тбилиси - разгон демонстрантов солдатами Закавказского военного округа - резонно отвечают: общее руководство было.

 

Ведь России и ее жителям в ту пору тоже немало страданий досталось. Могут, кстати, припомнить и необычную щедрость Эдуарда Шеварднадзе, который российскими владениями расплачивался за благоволение Вашингтона к себе лично. Так в результате договора Бейкера-Шеварднадзе к США отошел участок 200-мильной экономической зоны России (Соглашение между СССР и США о линии разграничения морских пространств).

 

Так что на любой аргумент Тбилиси в Москве найдется свой контраргумент. Но куда все это заведет? Не мудрее ли руководствоваться формулой: то, что было, то прошло, а смотреть нужно в будущее. По крайней мере, российское руководство демонстрирует именно такой подход. Примером может служить уже упомянутое выступление Медведева, а также инициатива Путина воссоздать в Москве взорванный в Кутаиси Мемориал Славы в память о погибших в годы войны грузинах.

 

Часть грузинского истеблишмента также наблюдаются подобные настроения.Так политолог Гела Васадзе даже сделал попытку соединить «теорию оккупации» Грузии большевистской Россией, которую проталкивают нынешние идеологи режима Саакашвили, с менее русофобским взглядом на события тех лет. «Не буду никому навязывать свое мнение о том, что Россия также была оккупирована большевиками...», - заявил он.

 

На уровне грузинских оппозиционных деятелей о диалоге с Москвой не говорит разве что ленивый. В российскую столицу собрались и глава лейбристов Шалва Нателашвили, и лидер «Белых» Теймураз Шашиашвили. Правда, посетить ее, и уже четыре раза, осмелился пока лишь руководитель «Движения за справедливую Грузию» Зураб Ногаидели. Так что можно уже с полным основанием говорить о постоянном диалоге российских и грузинских политиков.

 

Этим новым веяниям еще и сроку-то ничего, а положительные сдвиги налицо: прямые чартерные авиарейсы между Москвой и Тбилиси, помилование Эдуардом Кокойты юных правонарушителей из Грузии.

 

И в Тбилиси, и в Москве прекрасно понимают, что согласия по вопросу Абхазии и Южной Осетии легко не найти. Однако в своем выступлении на медиафоруме российский президент указал действенный путь нормализации отношений между двумя странами.

 

Как заявляет российский политолог Сергей Маркедонов, решение гуманитарных вопросов поверх статусных практикуется во многих конфликтных ситуациях. Проблема статуса, как показывает практика многих межэтнических и межгосударственных конфликтов, может оставаться неразрешенной годами. Так было на Ближнем Востоке, на Кипре, на Балканах. Чтобы далеко не уходить с Кавказа, обратим внимание на армяно-турецкие контакты до публикации и подписания Протоколов о нормализации отношений.

 

Да, Турция до сих пор блокирует сухопутную границу с Арменией и поддерживает Баку в его требованиях в карабахском конфликте, констатирует политолог. Однако, начиная с 1996 года, открыто прямое воздушное сообщение между Ереваном и Стамбулом, есть и другой авиарейс - Ереван - Анталья. И армянские туристы на турецких курортах - сегодня не такая уж редкость, даже без установления дипломатических отношений.

 

Турецкий сопредседатель турецко-армянского бизнес-форума Каан Сояк в своем недавнем интервью заявил, что годовой объем товарооборота между Турцией и Арменией составляет 200 миллионов долларов США. И при открытии границы этот объем может составить миллиард долларов! Заметим также, что сами армяно-турецкие протоколы появились на определенном фундаменте, кирпичиками которого стали и авиарейсы, и туристы, и деловые контакты. По тому же сценарию, указывает Сергей Маркедонов, развивался процесс примирения между сербами и хорватами (и это после трагедии сербов Краины и хорватов Вуковара).

 

Собственно говоря, именно это сценарий и был предложен Дмитрием Медведевым для российско-грузинских отношений. Воплотится ли в жизнь этот сценарий в 2010 году? Поживем - увидим. Но, как показывает практика, в жизни нет ничего невозможного. А известный российский астролог в чуть более отдаленной перспективе вообще предсказывает, что в России с 2021 года начнется мощный экономический рывок, и в будущую конфедерацию с ней объединятся Украина, Грузия, Белоруссия, и Казахстан.