Содружество Независимых Государств (СНГ), которое сегодня существует больше на «бумаге» чем на практике, было создано после распада Советского Союза. Инициатором создания СНГ выступила Москва, идею которой активно поддержали Украина и Белоруссия (впоследствии к новому политическому образованию присоединились и некоторые другие постсоветские республики). Основной целью России в данном случае было сохранение бывших «сестёр» в зоне своего влияния, а формат СНГ должен был помочь в разрешении противоречий, возникших в результате развала СССР.

Для многих советских республик падение империи стало большой неожиданностью. На всесоюзном референдуме, который состоялся в марте 1991 г. и в котором не приняли участия страны Балтии, Армения и Молдавия, большинство избирателей высказалось за сохранение Советского Союза, но с условием его реформы. И сделать это вроде бы удалось – в СНГ в конечном счёте вошли 12 из 15 бывших советских республик, и только балтийские страны отказались это сделать.

СНГ должно было стать аналогом ЕС в Восточной Европе, однако из-за явного доминирования России в этой организации говорить о равноправии всех стран-участниц Содружества не приходится. Её главенство неслучайно, т.к. видимо с самого начала Кремль собирался восстановить большое союзное государство на постсоветском пространстве. Первым этапом проекта должно было стать союзное государство России и Белоруссии. Впоследствии присоединиться к нему было бы предложено другим членам СНГ. Однако союз России и Белоруссии так и не состоялся, а спустя двадцать лет после распада СССР стало ясно, что общее государство в его бывших границах (разумеется во главе с Россией) также не будет создано.

Сильным ударом по СНГ стала российско-грузинская война в августе 2008 г. и последовавшее за ней признание независимости Абхазии и Южной Осетии со стороны Москвы. Данный шаг России не поддержала ни одна другая стана СНГ. Агрессия против Грузии показала неадекватность России, которую не могли не заметить её партнёры по Содружеству. А Грузия покинула объединение.

Говоря о факторах, которые могли укрепить СНГ (но не сделали этого), следует упомянуть создание Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Если СНГ должно было стать аналогом ЕС, то ОДКБ – чем-то вроде НАТО. Однако вряд ли эта структура коллективной безопасности как-то поможет сохранению СНГ, ведь в ОДКБ вступили только 7 из бывших 12 членов Содружества. Кроме того, у ОДКБ была прекрасная возможность продемонстрировать свою эффективность во время недавних событий в Киргизии (который к тому же является членом организации), однако в данном случае она продемонстрировала лишь свою недееспособность.

Сегодня Россия, видимо, и сама потеряла интерес к СНГ. Скорее всего, она поняла, что Содружество является неэффективным инструментом реализации её интересов. Поэтому началась «игра» с другими постсоветскими проектами, такими как ЕврАзЭС и Таможенный союз. Таким образом Россия пытается достичь намеченных целей, используя меньшие по размеру «межгосударственные клубы», которые сама и создаёт.

В результате в международной политике имя СНГ звучит всё реже. Вероятно, данная организация исчерпала себя как таковая. Формально Содружество может просуществовать ещё долго, однако сейчас оно всё больше напоминает геополитический призрак, и с годами эта тенденция будет лишь усиливаться. Есть и другой момент, снижающий привлекательность СНГ в глазах его членов – переориентация Москвы на «прагматичную экономическую политику» ограничивает возможности других постсоветских республик пользоваться Содружеством как инструментом получения выгоды от России, особенно – энергоресурсов «со скидкой».

Кстати, сегодня о СНГ всё чаще говорят не как о реальной межгосударственной организации, а как о своеобразном клубе глав государств (членов Содружества). Само по себе это неплохо, но клуб президентов и геополитическое объединение стран это всё-таки структуры разного политического уровня.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.