Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Украина, Молдавия, Белоруссия: союзницы в режиме ожидания

© коллаж ИноСМИВосточная Европа чувствует, что НАТО ей пренебрегает
Восточная Европа чувствует, что НАТО ей пренебрегает
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Бывший помощник госсекретаря по европейским и евразийским делам Дэвид Меркель рассматривает методы и способы, при помощи которых Соединенные Штаты могут поспособствовать прогрессу в странах, расположенных по соседству с Восточной Европой, для которых пока закрыты двери в НАТО и Евросоюз.

Бывший помощник госсекретаря по европейским и евразийским делам Дэвид Меркель рассматривает методы и способы, при помощи  которых Соединенные Штаты могут поспособствовать прогрессу в странах, расположенных по соседству с Восточной Европой, для которых пока закрыты двери в НАТО и Евросоюз.

В начале 21-го века невозможно отрицать сохраняющуюся стратегическую значимость Центральной Европы. Благодаря дальновидности, мужеству и настойчивости руководителей и рядовых граждан европейская стабильность и процветание воцарились сегодня и в странах бывшего восточного блока. Тем не менее, мечта о единой, свободной и мирной Европе останется не до конца реализованной, пока такие страны как Украина, Молдавия и Белоруссия не найдут свое место в общеевропейском доме.

С тех пор как президент Билл Клинтон, действуя под нажимом со стороны американского Конгресса, начал процесс расширения НАТО, ситуация в регионе и в мире в целом изменилась. НАТО, получившая расширение и развитие благодаря усилиям президента Джорджа Буша, включает сегодня в свой состав 27 стран-членов ЕС и бывших участников Организации Варшавского договора. Все это время в качестве инструмента нажима на страны-кандидаты на вступление, от которых требовалось урегулировать спорные вопросы с соседями и осуществить необходимые внутренние реформы, использовались обещания о гарантиях безопасности и об экономическом благополучии. Данный процесс привел к укреплению демократической устойчивости и росту благосостояния в тех государствах, чьи граждане были прежде лишены возможностей, имевшихся у их соседей на Западе.

Но времена изменились. В 1999 и 2004 годах, когда происходили процессы натовского расширения, Кремль был не в состоянии хоть как-то влиять на решения альянса. Но он никогда не считал, что расширение НАТО и приближение альянса к российским границам соответствует его интересам. Когда в Брюсселе и в столицах стран-членов НАТО началось обсуждение Плана действий по членству для Украины и Грузии, окрепшая и более уверенная в себе Москва начала применять свою мускульную силу и нажала на тормоза.

Как же мы можем поспособствовать прогрессу в этих странах, не открывая при этом дверь к вступлению в НАТО и ЕС? Как можем мы укрепить стабильность, не предоставляя этим странам возможность членства в евроатлантических структурах? Администрация Обамы могла бы присмотреться к политике силового равновесия Великобритании, которую эта страна проводит с начала позапрошлого века. Лондон обычно вставал на сторону более слабой страны, чтобы умерить амбиции более сильной. Так, Англия встала на сторону Германии и России в борьбе против Франции, а затем вместе с Францией выступила против Германии – и все ради обеспечения стабильности на континенте. В сегодняшней обстановке Америке также следует развивать стратегические связи со странами европейского востока, не имеющими в ближайшей перспективе шансов на вступление в НАТО и ЕС в целях укрепления собственной независимости. В то же время Соединенные Штаты  должны сдерживать кремлевские амбиции, четко заявляя о том, что Москва не обладает привилегированной сферой влияния на своих соседей.

Признавая то, что Соединенные Штаты  не могут предложить награду в виде членства в альянсе, и понимая, что они не единственный игрок в регионе, мы должны работать упорнее и больше, ожидая при этом меньшего. Администрации Обамы необходимо провести переоценку своей стратегии "перезагрузки", проявив большую готовность к решению тех вопросов, которые важны для интересов Америки, а также для Украины, Молдавии и Белоруссии.

Реальную возможность для достижения успеха создает Молдавия. Если в результате выборов в конце ноября будет создана более сильная коалиция, способная избрать нового президента, Соединенные Штаты  и Европа должны будут продемонстрировать свою готовность заниматься решением важных для всех сторон вопросов и проблем. Мы обязаны воспользоваться теми преимуществами, которые предоставляет проводимый в декабре под председательством Казахстана саммит Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), и добиться подлинного урегулирования конфликта в Приднестровье. При этом должен быть соблюден принцип согласия страны-организатора саммита, а мы должны на самом высоком уровне потребовать вывода из Приднестровья российских войск. Совершенно очевидно, что эти войска, действуя под маской "миротворцев СНГ", находятся там лишь для того, чтобы угрожать Кишиневу. Соединенные Штаты вместе с ЕС и Украиной обязаны наладить контакт с заинтересованными группами по обе стороны конфликта и продемонстрировать, что урегулирование будет проводиться с учетом интересов всех.

На Украине мы не должны говорить о проевропейском или о пророссийском характере правительства. Мы должны предлагать свою поддержку, когда принимаются решения, соответствующие  долгосрочным интересам Америки. Хотя многие в США и Европе выражают сомнение в нынешнем украинском руководстве, народ этой страны совершенно определенно остановил свой выбор на президенте Викторе Януковиче. Москва выиграла от некоторых решений Януковича, таких как его согласие продлить на 25 лет срок аренды военно-морской базы в Севастополе в обмен на дешевый газ. Однако один момент совершенно очевиден: Москва будет переигрывать, постоянно вмешиваясь в дела своего соседа в тех областях, где ей не особенно рады. Надо четко заявить о том, что Соединенные Штаты  поддерживают украинский суверенитет. Администрации Обамы было бы полезно вновь задуматься об американо-украинском стратегическом партнерстве, соглашение о котором было заключено в последние месяцы правления Буша. Это соглашение предусматривает пути и способы развития и укрепления сотрудничества, а также наращивания усилий в данном направлении.

Процесс приватизации в Белоруссии заставил соседние страны, в частности, Польшу и Литву, признать тот факт, что их нынешнее отношение к президенту Лукашенко лишь подталкивает  его и всю страну в объятия Москвы. Возможно, именно поэтому Белоруссия превратилась в государство, полностью принадлежащее России и путинским олигархам. Минск, глядя на события августа 2008 года, когда Россия напала на свою маленькую соседку Грузию, осознал необходимость развития отношений с другими странами, не ограничиваясь связями со своим трудным восточным соседом.  Это не говорит о том, что Минск переориентируется на Запад, однако данные события снизят его зависимость от России и помогут ему разнообразить варианты сотрудничества на тот случай, если Москва в своих действиях станет более назойливой.

В декабре Белоруссии предстоят президентские выборы, и о них можно сказать две вещи. Во-первых,  международное сообщество не будет считать эти выборы свободными и справедливыми. А во-вторых, победу на них одержит президент Лукашенко. Признавая это, Соединенные Штаты должны изыскивать после этих выборов новые возможности для того, чтобы держать двери открытыми для улучшения отношений с Белоруссией в тесном сотрудничестве с ЕС. Нам нужна такая политика, которая ведет поиск возможностей для продвижения наших принципов и интересов в отношениях с Минском сегодня, а не после ухода Лукашенко.

Для достижения успеха на всех этих фронтах потребуется пристальное внимание на более высоком уровне. Понадобится более тесное сотрудничество с ЕС и большая ясность. Мы не стремимся к тому, чтобы Украина, Молдавия или Белоруссия отошли в сторону от Москвы, но мы можем оказать им поддержку в поисках пути к общеевропейскому дому. Европейская интеграция это самый близкий и надежный путь к процветанию региона и Соединенных Штатов. И речь здесь идет о стратегии, экономике, а в конечном итоге, и о нашей безопасности.

Дэвид Меркель – бывший помощник госсекретаря США по европейским и евразийским делам. Он работал директором США по европейским и евразийским делам в Совете национальной безопасности.

Изложенные в статье взгляды принадлежат автору и могут не отражать позицию Центра анализа европейской политики (Center for European Policy Analysis).