Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Конкуренты в борьбе за каспийскую нефть маневрируют

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
После девяти лет планирования, газопроводный консорциум Nabucco подал заявку на экспорт азербайджанского газа в минувшие выходные, заявив, что его газопровод станет лучшим из трех конкурирующих между собой проектов по доставке каспийских ресурсов в Европу.

После девяти лет планирования, газопроводный консорциум Nabucco подал заявку на экспорт азербайджанского газа в минувшие выходные, заявив, что его газопровод станет лучшим из трех конкурирующих между собой проектов по доставке каспийских ресурсов в Европу.

Но ВР, самая главная западная компания в Каспийском регионе, не убеждена в этом.

Лишь на прошлой неделе британская нефтегазовая компания огласила четвертую трубопроводную возможность, вытащив ее словно туза из рукава, и согласно этому варианту, обширное месторождение Шах-Дениз в Азербайджане можно и по-другому связать с европейскими рынками.

Каждая из трех трубопроводных групп активно лоббирует свой вариант экспорта нефти по поддерживаемому Европейским Союзом варианту Южного коридора, цель которого – усилить степень энергетической безопасности Европы, открыв маршрут, который позволит поставлять газ из богатого им Каспийского региона в обход России.

Самым амбициозным из трех проектов является проект Nabucco, который подразумевает строительство нового газопровода длиной 3 900 километров через Южный Кавказ и Турцию в Австрию, который в конце концов сможет также собирать газ и у других производителей в Каспийском регионе, на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Два основных конкурента проекта Nabucco – это проект соединительного трубопровода Турция-Греция-Италия и проект Трансадриатического трубопровода, оба они подразумевают комбинацию строительства новых труб и использования уже имеющихся для доставки каспийского газа в Европу.

На прошлой неделе на столе для переговоров появился свежий конкурент, когда ВР заявила, что рассматривает вариант с газопроводом, который приведет к уменьшению затрат, будучи нацеленным на рынки, более близкие к Азербайджану. Хотя он по-прежнему находится на ранней стадии планирования, проект ВР очень хорошо подошел бы для миссии Евросоюза по обеспечению новых вариантов поставок газа для Болгарии, Румынии и Венгрии – стран, где исторически доминирует Россия и ее контролируемая государством газовая компания Газпром.

Заявление ВР привело в уныние и обескуражило более амбициозно мыслящий консорциум. «Это звучит как намек на то, что типа «нам не нужен большой трубопровод в настоящий момент», - отмечает профессор Джонатан Стерн (Jonathan Stern), глава направления газовых исследований в Оксфордском Институте энергетических исследований (Oxford Institute for Energy Studies).

Евросоюз поддерживает идею Южного коридора как способа увеличить энергетическую безопасность Европы, уменьшив ее зависимость от российских газовых поставок в то время, когда Москва пытается, наоборот, увеличить свое влияние, особенно посредством недавновозведенного газопровода через Балтийское море под названием «Северный поток», а также при помощи планируемого к возведению в Черном море трубопровода «Южный поток».

Nabucco многими рассматривается как самый амбициозный ответ «Южному потоку», так как он сможет поставлять 31 миллиард кубометров газа в год в самое сердце Европы.

Однако в то время как проект может иметь политический смысл, возникают вопросы относительно его экономической жизнеспособности с коммерческой точки зрения. Если газопроводы должны обеспечивать инвесторам хороший возврат их инвестиций и последующую прибыль, то они должны работать на полную мощность, а на данный момент одной из основных проблем для Nabucco является пока не особо успешная борьба в поисках поставщиков газа для этой трубы.

Даже если группа добьется удовлетворения ее заявки на экспорт газа с Шах-Дениза, это месторождение сможет обеспечивать лишь 10 миллиардов кубометров газа в год, доступных для экспорта в Европу в обозримом будущем – а этого достаточно лишь для того, чтобы заполнить менее трети предполагаемых мощностей Nabucco.

Евросоюз в прошлом месяце пообещал активизировать усилия по подключению Туркмении к Южному коридору, но натолкнулся лишь на упреки со стороны России, которая выступает против строительства трубопроводов по Каспийскому морю, напирая на причины экологического характера.

Газпром предложил Азербайджану альтернативу Nabucco, предложив закупать у страны весь ее газ.

Однако Баку, пытающийся обеспечить баланс своих интересов между Россией и Западом, вряд ли попадется в эту ловушку.

ВР также стоит взвесить свои геополитические приоритеты очень внимательно при выборе трубопровода для газа с месторождения Шах-Дениз. Крупная британская нефтяная компания может иметь постоянно мелькающие в заголовках газет активы в Азербайджане, но они вынуждены сдерживаться из-за своих крайне прибыльных – пускай и проблемных – интересов в России. Злить Москву просто ради того чтобы удовлетворить Баку было бы бессмысленно.