Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Амаяк Ованнисян: Москве по большому счету все равно, кто будет у руля в Армении

Интервью главы Союза политологов Армении Амаяка Ованнисяна

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Тот уровень эмиграции, который сегодня регистрируется, иными словами назвать невозможно - это исход из страны. Я буквально на днях говорил с одним из членов Союза политологов и выяснил, что он уехал в Москву, обзавелся там квартирой и работой. И это не единичный случай. Именно так люди реагируют на нынешнее состояние кривых зеркал на политической арене.

- В последний  период мы становимся свидетелями  определенного »оттока кадров»  из рядов оппозиционных сил Армении. Можно ли в настоящее время говорить о тенденции раскола на оппозиционном поле и к чему это может привести?
 
- Я бы сказал, что в настоящее время не только оппозиционное поле, но и весь политический спектр Армении поражен вирусом. Сформированная на политической арене картина неадекватна общественным настроениям, политический спектр болен, и наиболее выпукло это выразил в своих комментариях ближайший соратник и родственник первого президента Левона Тер-Петросяна - Давид Шахназарян. Шахназарян забил гол в ворота своих единомышленников, отметив, что в настоящее время в Армении не только власть, но и оппозиция нелегитимны. То есть, описывая сегодняшнее положение на политической арене можно с уверенность констатировать наличие дефицита доверия общества, как по отношению к действующей власти, так и по отношению к оппозиции.  Как следствие, эта ситуация приводит к усилению апатии среди населения, к массовому исходу из страны. Тот уровень эмиграции, который сегодня регистрируется, иными словами назвать невозможно - это исход из страны. Я буквально на днях говорил с одним из членов Союза политологов и выяснил, что он уехал в Москву, обзавелся там квартирой и работой.  И это не единичный случай. Именно так люди реагируют на нынешнее состояние кривых зеркал на политической арене.
 
- Прошедшие парламентские  выборы по праву считаются одними из самых активных выборов в законодательный орган. По вашему, именно результаты выборов привели к подобной апатии и недоверию общественности?
 
- Политические силы не  реагируют на проблемы и вопросы,  которые поднимает общественность, все внимание политической элиты  сконцентрировано на верхушечных  интригах и не более. Основы нынешнего положения закладывались месяцы назад, еще до выборов. Так, на фоне опубликованной статьи Путина о перспективах формирования Евразийского союза, Республиканская партия Армении в период предвыборной гонки отказалась от обсуждений и дебатов. Вопрос не получил какого-либо ответа в результате выборов, в то время как выборы это не просто процесс смены Павла на Петра, это возможность определения важных геополитических приоритетов. Я считаю, что Армения должна принять участие в интеграционных проектах России, но важно, чтобы это решение было принято своевременно, не допуская необратимых процессов. К примеру, если будут подняты цены на газ, а Армения после этого объявит о своем участии в интеграционных процессах, цены на газ для нас заново Россия не понизит, поскольку это означало бы подписаться под заявлениями о том, что тарифную политику Москва использует в политических целях.
 
- Но ведь многие  в Армении против участия   государства в подобных проектах…
 
- Не многие. Вот, к примеру, сегодня предлагают по этому вопросу провести референдум. Однако в организации подобного референдума нет необходимости, референдум по вопросу интеграции проходит в Армении каждый день и голосуют люди ногами, покидая страну и перебираясь в Россию. На сегодняшний день, основной поток эмигрантов из Армении направляется именно в Россию. Вот и получается, что общество фактически хочет одного, и самостоятельно это осуществляет, перебираясь в Россию, а вот политическая элита строит свою политическую линию совершенно в ином направлении, думая не о гражданах, а о своих виллах на Лазурном берегу или где-то там еще. Я считаю, что в результате неправильной политики властей в армяно-российских отношениях сегодня возникли серьезные проблемы.
 
Есть неписаный  закон - правящие партии являющихся стратегическими партнерами стран должны сотрудничать друг с другом. У нас же иная ситуация. Правящая Республиканская партия Армении поддерживает тесные связи с Европейской народной партией (ЕНП), а с правящей партией России - партия с неопределенной политической ориентацией, которая к тому же не была принята в состав ЕНП, эту партию посчитали недостойным партнером («Процветающая Армения» - ред.). Именно подобную партию власти Армении определили для сотрудничества с правящей партией России, что является своего рода пощечиной российской стороне.
 
- Можно  ли из этого предположить, что  Россия будет стремиться оказать поддержку партии «Процветающая Армения» (ППА) и укрепить позиции этой силы на внутриполитической арене Армении? Тем более, что ППА уже заявляла о свое положительном отношении к интеграционным проектам России.
 
- Лидер ППА  Гагик Царукян высказал положительные  оценки по вопросу Евразийского  союза в одном из интервью  российским СМИ. В ходе предвыборной  гонки, к примеру, Вардан Осканян (экс-глава МИД Армении), который был вторым номером в списке ППА, долго и красочно распространялся о проблемах и угрозах стоящих перед страной, но по этому вопросу не сказал ни слова. Хотя по логике вещей подобные стратегические геополитические вопросы должны обсуждаться в Армении, и не в беседе с российскими журналистами. А в созданных условиях подобные заявления выглядят, как спекуляции, желание захватить власть с помощью России и не более.
 
Кроме того, ППА откомандировали  дружить с Россией, и в Москве это прекрасно понимают.  Это просто скандальная позиция: партия подает заявку на вступление в ЕНП и, получив от ворот поворот, начинает дружить с «Единой Россией». В реальности это означает, что Армения считает, что должна выстраивать отношения с Европой без России, а Россия обречена «дружить» с силами отвергнутыми Европой. В реальности это позиция антироссийской части Европы, и Армения не должна дублировать эту позицию, если хочет сохранить союзнические отношения с Москвой и получить гарантии безопасности Арцаха (самоназвание Нагорного Карабаха). То есть суть проблемы не во взятом ориентире на евроинтеграцию, а в дублировании позиций тех сил в Европе, которые стремятся построить между Россией и Европой «Берлинскую стену» и противопоставляют интеграционные проекты России евроинтеграции.
 
- И тем не  менее, вы отметили, что Москва получила пощечину. Как будет отвечать российская сторона и возможно ли, что этот ответ как-то скажется на результатах президентских выборов в Армении?
 
- У России есть мощные  рычаги влияния на политику  Армении, поэтому Москве по  большому счету все равно, кто  будет у руля в Армении. В  России понимают, что используя  эти рычаги, российская сторона  сможет скорректировать политику  Армении, кто бы ни был избран президентом. На это довольно прозрачно намекнул Владимир Путин в ходе последнего визита Сержа Саргсяна в Москву. В частности, он отметил, что частные трансферты, переведенные из России в Армению только по официальным каналам, составляют порядка 1 млрд. долларов. И это только по официальным каналам. Примерно столько же, если не больше, люди привозят в Армению в трусах, как говорил Владимир Жириновский. России ничего не стоит более серьезно этим заняться и перекрыть этот канал  - запретить перевозить средства в «трусах». Есть и более серьезные рычаги, к примеру, тарифы на газ, или позиция России в вопросе карабахского урегулирования.
 
Таким образом, возвращаясь  к вашему вопросу о выборах, также отмечу, что именно из-за наличия подобных мощных рычагов Россия придерживается принципа невмешательства во внутриполитические вопросы в Армении.
 
- С учетом создавшейся  ситуации, чего вы ждете от выборов президента Армении и каковы ваши прогнозы?
 
- Я только хотел бы  сказать, что выборы - не  ритуал и не рекламная кампания. Для политических деятелей и сил выборы - возможность обозначить четкие политические ориентиры, а для граждан возможность избрать наиболее приемлемые предложения. Выборы не должны становиться заседанием комсомола, где процесс и результаты заранее определены, если президентские выборы пройдут так же, как и парламентские, то они  станут очередным электоральным процессом, который ни к чему не привел и ничего не изменил.