Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Баку-Тбилиси-Карс - недостающее звено между Европой и Азией

© flickr.com/Zopidis Lefterisжелезная дорога
железная дорога
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Наряду с важнейшими для каждого суверенного государства вопросами энергетической и продовольственной безопасности, перед странами мира стоит еще один немаловажный вопрос - транспортная независимость. Иметь многовекторные маршруты импорта и экспорта грузов сродни необходимости многочисленных трубопроводов и рынков сбыта углеводородов.

Баку - Наряду с важнейшими для каждого суверенного государства вопросами энергетической и продовольственной безопасности, перед странами мира стоит еще один немаловажный вопрос - транспортная независимость. Иметь многовекторные маршруты импорта и экспорта грузов сродни необходимости многочисленных трубопроводов и рынков сбыта углеводородов.

Так же, как и в отношении энергетических проектов, региональное лидерство в этом процессе за Азербайджаном. Благодаря своему геополитическому расположению, страна является местом пересечения различных транспортных маршрутов, следующих с Севера на Юг, с Востока на Запад и обратно. Также страна является инициатором крупнейших транспортных инфраструктурных проектов региона, среди которых основное место занимает инициированный Азербайджаном проект открытия в 2013 году железнодорожного сообщения Баку-Тбилиси-Карс. Азербайджан, Грузия и Турция уже тесно связаны крупнейшими трубопроводными проектами, такими как Баку-Тбилиси-Джейхан и Южнокавказский газопровод, и открытие новой железной дороги выводит это сотрудничество на новый уровень.

Баку-Тбилиси-Карс станет завершающим звеном в транспортировке грузов между Европой и Азией. Сегодня основной точкой зарождения грузов в Азии является Китай, который уже выразил заинтересованность в новом маршруте транспортировки грузов. В обратном направлении значительный объем транспортировки могут занять грузы для стран Центральной Азии и, в первую очередь, для Афганистана. Вместе с тем, большие неразработанные запасы природных ископаемых этой страны могут стать одной из составляющих грузопотока из Азии в Европу. Несколько лет назад американские геологи обнаружили в Афганистане гигантские запасы лития, железа, кобальта, золота, меди на общую сумму более 900 миллиардов долларов. По данным The New York Times, в этой стране имеются запасы железа на 421 миллиард долларов, меди - на 274 миллиардов долларов, ниобия - 81,2 миллиарда долларов, кобальта - 50,8 миллиарда долларов, золота - 25 миллиардов долларов и молибдена - 24 миллиарда долларов.

Сегодня Афганистан получает грузы через территорию России и Пакистана. Однако отношения у основного союзника Кабула - США, с этими странами далеко не безоблачные, что приводит к необходимости поиска нового маршрута поставок. Наиболее перспективным из них может стать именно Баку-Тбилиси-Карс, который будет продолжен на Каспии и в странах Центральной Азии за счет новой и существующей инфраструктуры.

Сейчас Азербайджан осуществляет модернизацию железной дороги на своей территории, также начато строительство самого современного и крупного порта на Каспии. Новый порт будет мультимодальным, так как, помимо логистического центра, в дальнейшем на этой территории планируется создание свободной экономической зоны.

Под строительство портового комплекса выделена территория площадью 400 га. Возможность перевалки портового комплекса на первом этапе составит около 10 миллионов тонн грузов, примерно 40 тысяч ТЕU контейнеров, на II этапе - порядка 17 миллионов тонн грузов и примерно 150 тысяч ТЕU контейнеров, а на III этапе - до 25 миллионов тонн грузов и около одного миллиона TEU контейнеров.

Значимость проекта Баку-Тбилиси-Карс для Баку также подчеркивает тот факт, что на строительство и реконструкцию грузинского участка железной дороги Азербайджан выделил Грузии льготный кредит на сумму 775 миллионов долларов.

Наличие инфраструктуры для осуществления контейнерных мультимодальных перевозок по Баку-Тбилиси-Карс станет залогом его успеха. В последние годы этот тип транспортировки грузов получает все большее значение. Это подтверждает и тот фактор, что ожидать больших объемов перевозки наливных грузов не приходится. Во-первых, из Азербайджана на Черное и Средиземное моря уже проложено несколько крупных нефтепроводов. Во-вторых, существует устоявшийся маршрут транспортировки туркменских и казахстанских наливных грузов в черноморские порты на территории Грузии. В-третьих, эффективность транспортировки наливных грузов по железной дороге на большие расстояния значительно снижается из-за сроков доставки. Таким образом, по всей видимости, основной упор будет сделан, в первую очередь, на контейнерные перевозки.

Еще одним преимуществом маршрута Баку-Тбилиси-Карс может стать то, что все страны-участницы этого проекта являются членами транспортного коридора TRACECA. Участниками этого коридора также являются Казахстан, Туркменистан и Узбекистан, которые уже выразили серьезную заинтересованность в транспортировке грузов по этой линии. В рамках единой площадки TRACECA стороны смогут договариваться о специальных понижающих тарифах и других льготах при перевозке грузов, тем более, что такой опыт уже имеется.

Другим фактором, повышающим значимость Баку-Тбилиси-Карс, станет реализация проекта «Мармарай» - железнодорожного тоннеля под Босфором. Он позволит соединить железные дороги Турции и Европы, и как следствие, обеспечить доставку грузов по Баку-Тбилиси-Карс в европейские страны.

Чем ближе сроки завершения проекта Баку-Тбилиси-Карс, тем больше внимания ему уделяется со стороны потенциальных грузоотправителей. Таким образом, новое железнодорожное сообщение, наряду с нефте- и газопроводами, станет очередным стратегическим проектом, инициированным Азербайджаном, и повышающим его значимость не только в регионе, но и на всем континенте.