В свете принципов ведения современной войны, главным фактором победы является максимально быстрое нанесение массированных ударов по важнейшей военной и гражданской инфраструктуре противника, с помощью военно-воздушных сил и точного ракетного вооружения. Это позволяет начать полномасштабную сухопутную операцию против ослепленного и беззащитного с воздуха противника, и одержать победы в кратчайшие сроки, так как современные локальные войны обычно не длятся более 2 -3 недель.
 
В связи с этим в последние годы Азербайджан начал активные закупки ракетной техники, а также довольно большого количества боевых самолетов и вертолетов. Ввиду невозможности соперничать с Азербайджаном в количественной плоскости, Нагорно-Карабахской Республикой и Арменией было решено дать ассиметричный ответ закупкам противника – была создана одна из мощнейших в регионе систем ПВО.
 
Для внесения ясности, стоит привести количества и виды техники, имеющиеся на вооружении Армении, Нагорно-Карабахской Республики и Азербайджана.
 
Система ПВО Армении доподлинно включает в себя:
 
3 дивизиона  зенитно-ракетных комплексов (далее  ЗРК) С-300ПТ-1 (версия С-300П, без собственного шасси, на полуприцепе), в каждом дивизионе находится 12 пусковых установок, радиолокатор подсвета и наведения и командный пункт системы в составе радиолокатора обнаружения и пункта боевого управления. Максимальная дальность обнаружения целей составляет 200 км, дальность обстрела целей 75 км, высота от 25 м до 27 км. Один дивизион может обстреливать до 4 целей одновременно, при этом по целям может быть выпущено в общей сложности до 12 зенитных управляемых ракет (далее ЗУР). Все 3 дивизиона расположены вокруг Еревана, и обеспечивают мощную защиту столицы и всей центральной части Армении. 2 дивизиона ЗРК С-300ПС – по техническим характеристикам в целом соответствуют С-300ПТ-1, однако комплекс обладает собственным шасси МАЗ-7410, поэтому обладает намного большей подвижностью и является тяжелой целью для уничтожения. Один дивизион находится в районе Гориса, другой недалеко от Сисиана. В результате под колпаком оказывается вся южная часть Армении, а так же очень заметная часть Нагорно-Карабахской Республики. Такое расположение комплексов позволяет в случае возобновления боевых действий оперативно доставить их в НКР и обеспечить ПВО всей республики. Имеется так же информация о развертывании еще одного дивизиона на севере Армении, но она не подтверждена.
 
После развала СССР Армения так же получила большое количество других ЗРК и зенитных самоходных установок (ЗСУ), таких, как:
 
ЗРК Круг – дальность поражения целей до 50 км, высота от 150 м до 24,5 км;
ЗРК С-125 Нева – дальность поражения целей до 17 км, высота от 200 м до 18 км;
ЗРК Куб - дальность поражения целей до 25 км, высота от 30 м до 14 км;
ЗРК Оса-АКМ – дальность поражения целей до 10 км, высота от 20 м до 5 км;
С-75 ЗРК малой дальности – устаревшие ЗРК, практически вытеснены другими комплексами;
Стрела-10 – дальность поражения целей до 5 км, высота от 10 м до 3,5 км;
ЗСУ Шилка – 23 мм самоходная зенитная пушка, дальность поражения целей до 2 км;
Стрела-2 - переносной зенитно-ракетный комплекс (далее ПЗРК);
Игла – ПЗРК.
 
Многие из перечисленных систем были частично модернизированы благодаря военно-промышленному комплексу Армении, получив цифровые компоненты вместо старых аналоговых, что повысило помехоустойчивость и надежность систем. Наибольшей модернизации подверглась Оса-АКМ – на этот комплекс, предназначенный для борьбы с вертолетами и штурмовиками противника на линии фронта, была установлена новая оптико-телевизионная система и цифровая «начинка», что в несколько раз повысило чувствительность ЗРК в ночных условиях.
 
Также стоит отметить наличие дву батарей С-300В на российской базе в Гюмри, эти системы обладают огромной мощью, и являются так же эффективной системой ПРО, в результате центральный командный пункт ПВО, находящийся в Гюмри, очень надежно прикрыт от любых ударов.
 
Система ПВО Нагорно-Карабахской Республики включает в себя:
 
С высокой вероятностью – 1 дивизион С-300ПТ-1 или С-300ПС, а так же все остальные из выше перечисленных комплексов. ПВО Армении и НКР являются неразделимым целым.
 
Военно-воздушные силы Азербайджана включают в себя:
 
Многоцелевые истребители Миг-29 – 16 ед. Созданы для завоевания господства в воздухе, имеют возможность использовать авиационные бомбы, но отсутствие специализированного бомбового прицела делает их применение как бомбардировщиков не эффективным.
 
Истребители-перехватчики Миг-25 – до 40 ед., однако в боеспособном состоянии осталось не более 8 ед., которые ремонтируются за счет технического «каннибализма» (установка запасных частей со списанных самолетов ). Созданы в СССР для перехвата высотных сверхзвуковых бомбардировщиков США и являются очень узкоспециализированными и, во многом, устаревшими самолетами.
 
Фронтовые бомбардировщики Су-24 – 5 ед. В боеспособном состоянии 2 ед, остальные 3 постепенно разбираются на запасные части. Значение этого самолета снижено из-за маленького количества и заметному устареванию этого самолета.
 
Штурмовики Су-25 – 19 ед. (было 20, 1 самолет потерян из-за технических неполадок в 2010 году) – основной штурмовик СССР, до сих пор применяется очень широко во всех странах СНГ. Основная задача – поддержка войск на поле боя. Из-за старой бортовой аппаратуры использование этого самолета ночью и при плохой погоде затруднено. Может применять управляемые ракеты, с лазерным наведением, однако поражение движущихся целей малоэффективно.
 
Учебно-боевые самолеты L-29 и L-39 – основные учебные самолеты в СНГ.
 
Ударный многоцелевой вертолет Ми-24 – 39 ед. Некоторая часть подвергнута модификации совместными усилиями Украины и ЮАР, в версию SuperHind, с повышенными ночными возможностями. Вертолеты имеют возможность как наносить удары с помощью пушки и противотанковых управляемых ракет, так и перевозить десант из 8 человек. Обычный Ми-24 – основной боевой вертолет в странах СНГ.
 
Ударный многоцелевой вертолет Ми-35М – 8 ед., заказано еще 16 ед. Является глубокой модернизацией Ми-24 и обладает заметно большими ударными возможностями и маневренностью.
 
Ми-8 и Ми-171 – военно-транспортные вертолеты. Проверенный временем Ми-8 закупается даже США для проведения операций в горах Афганистана.
 
Так же имеется парк военно-транспортных самолетов и беспилотников израильского производства.
 
Ракетное вооружение Азербайджана включает в себя:
 
4 пусковые установки для оперативно-тактических ракет Точка-У – ракеты обладают высокой точностью, а дальность 120 км;
 
Реактивные системы залпового огня Lynx израильского производства – имеют возможность вести огонь 300 мм оперативно-тактическими ракетами Extraна расстояние до 150 км.
 
12 единиц реактивных систем  залпового огня Смерч – в  отличие от большинства других  подобных систем, обладают возможностью  вести залповый огонь на расстояние до 70 км, при этом сохраняя высокую кучность.
 
В случае осуществления военной агрессии Азербайджана против Нагорно-Карабахской Республики, первым делом будет осуществлена попытка нанести ракетно-бомбовые удары по дорогам, связывающим НКР и Армению. Основной и самой качественной дорогой является трасса Горис - Лачин – Степанакерт. Дорога очень плотно прикрыта двумя дивизионами С-300ПС и ни один самолет ВВС Азербайджана не будет способен даже приблизиться на достаточное для бомбометания расстояние, иначе потери будут катастрофическими - до 50% группы за вылет (для примера – в ВВС США потеря 10% самолетов за вылет означает, что ПВО противника непреодолимо и полеты надо прекратить, в СССР эта цифра была в 2 раза выше -20%). Кроме того, не стоить забывать и про другие ЗРК, находящиеся поблизости от Лачина.
 
Что касается попытки нанести ракетный удар системами Точка-У или Extra, то в таком случае придется очень близко подойти к линии фронта, и появится серьезный риск потерять пусковые установки под ударами артиллерии НКР, так и не успев нанести удара (эффективную разведку и целеуказание в прифронтовых зонах могут выполнять армянские беспилотники Крунк и Ачк). Системе Смерч же вообще не хватает дальнобойности для нанесения такого удара. Даже в случае запуска некоторого количества ракет Точка-У или Lynx, С-300 могут, с достаточно высокой вероятностью, их сбивать, так как у ракет этого класса небольшая высота полета – чуть меньше максимальных высотных возможностей армянских ЗРК. При этом реальных средств, чтобы подавить 2 дивизиона С-300ПС у Азербайджана нет, и в ближайшее время не может быть, так как для этого требуются самые современные станции постановки помех (которые имеются у очень небольшого количества стран, и устанавливаются только на самые современные боевые самолеты) и самые современные противорадиолокационные ракеты (ракета летит на излучение радара ЗРК с большого расстояния), которые не могут быть установлены ни на один из самолетов ВВС Азербайджана.
 
Кроме того, имеется еще 2 грунтовые дороги, в основном используемые для передвижения военной техники, это дорога Варденис – Зод – Мардакерт (сейчас началась постройка асфальтированной трассы в этом направлении) и дорога Варденис –Кельбаджар (наименее используемая, но существующая). Эти дороги нааходятся в несколько более уязвимом состоянии, в особенности для ракетных ударов, однако от налетов ВВС также хорошо защищены с мощью ЗРК Армении и Нагорного Карабаха. Однако удар дорогостоящими и не имеющимися в большом количестве ракетами по дороге с грунтовым покрытием, которую можно восстановить в кратчайшие сроки, не имеет большого военного смысла.
 
Во время боев на линии фронта наибольшую проблему для танков ВС НКР и укрепленных точек будут представлять модернизированные азербайджанские вертолеты Ми-24 SuperHind и Ми-35, особенно это касается боев в ночное время, когда войсковое ПВО малой дальности (Оса, Стрела-10, Куб) имеет большее время реагирования. Кроме того, рельеф местности позволяет вертолетам «прятаться» от радиолокационного поля крупных ЗРК, как С-300, поэтому основная роль в такой ситуации будет предоставлена мобильным войсковым ПВО малой дальности. В связи с этим, была проведена модернизация ЗРК Оса-АКМ армянским военно-промышленным комплексом, что позволило в разы повысить возможности ночного использования этих комплексов, в результате чего у Азербайджана будет большое количество сбитых вертолетов и штурмовиков при поддержке своих наступающих войск.
 
Из всего перечисленного выше, становится ясно, что на данный момент Азербайджан не имеет реальной возможности нанести быстрый удар по важнейшей военной инфраструктуре Армении и Нагорно-Карабахской Республики, и что небо над армянскими государствами надежно защищено. В результате Азербайджан не имеет одного из главных звений для применения тактики блицкрига (о чем это государство периодически заявляет) – инфраструктура останется не затронутой и сухопутные войска НКР и Армении смогут дать мощный, организованный отпор наступающим войскам.
 
В статье не использовано никаких конфиденциальных данных, вся информация имеется в открытых источниках и известна большому количеству людей.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.