Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Мы не умеем управлять своим государством

Интервью с композитором Имантсом Калниньшем

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В своем письме, которое напечатала Neatkarīgā Rīta Avīze, и которое было адресовано «всем латышам», Имантс Калниньш задал важный вопрос: куда идет Латвия? Вопрос и его решения часть латышей ободрили, у других вызвали раздражение, а некоторых застали врасплох. Затронутые в письме темы требуют продолжения.

В своем письме, которое напечатала Neatkarīgā Rīta Avīze, и которое было адресовано «всем латышам», Имантс Калниньш задал важный вопрос: куда идет Латвия? Вопрос и его решения часть латышей ободрили, у других вызвали раздражение, а некоторых застали врасплох. Затронутые в письме темы требуют продолжения.
 
- Патриотизм и национализм  будут абсолютно ненужными вещами на территории Европы – Латвия, которую ты назвал «небольшим загоном». Но разве ты несколько лет назад не видел, куда движется этот процесс европеизации?
- Я очень хорошо помню наше  освобождение от прежнего ига, помню, с какими надеждами люди  смотрели на Европейский союз, и я тоже там видел то, что хотел увидеть…. Я не могу объяснить при помощи показателей статистики, в какой мере политический курс ЕС в 2004 году отличался от сегодняшнего политического курса, но знаю, что эти курсы очень резко отличаются. Если бы в 2003 году, когда началась массированная кампания за вступление в ЕС, проскользнула мысль о федерации, для граждан Латвии это был бы совсем другой разговор. Но теперь это выглядит, как естественный порядок вещей. Сравним те идеалы, с которыми люди жили во время «Балтийского пути», с идеалами, которые сейчас продвигает руководство ЕС, а именно: федеративное государство. Эти вещи отличаются, как день и ночь. Мы можем подумать – единый язык, единая валюта, единое федеративное государство. Но будет еще очень много единого. Например, гражданство ЕС… Отвечает ли все это моим представлениям о национальном государстве - Латвии? Конечно, не отвечает…
 
- Назови идеалы времен Атмоды и «Балтийского пути».
- Идеал Атмоды – это независимое государство. И оно, в свою очередь, включает в себя, все остальные идеалы. Это государство, которое само себя содержит, само собой управляет. Это идеал любого народа – государство такого типа.
 
- Но это у нас  сейчас отнимают.
- В определенной мере оно уже у нас отнято. Мы видим весь этот поток рекомендаций и регул, которые Латвия получает от ЕС, и от такого их объема подкоситься независимость любого государства.
 
- Конечно, работать на благо Латвии немного сложнее, чем регулярно бегать в Брюссель с согнутой спиной.
- Думаю, что это в больше мере обусловлено политической системой Латвии, которую мы сами выбрали – так называемая многопартийная демократия. Она диктует свои правила игры. Многопартийная система управления государством плоха по одному параметру, и это перманентная нестабильность. Вместе с этим важнейшие вопросы - борьба с конкурентами, самореклама, принижение противников. Это инструменты, позволяющие получить и удержать влияние и место на капитанском мостике. Для этого нужны все ресурсы, включая финансы. Государство на этом аспекте конкуренции базируется идеологически, а не только практически. К тому же, существует огромная коррупция. Не могу представить многопартийную систему, где не было бы коррупции. Если исключить коррупцию из этой системы, она развалится.
 
- Независимость у нас отнимают, но свято место пусто не  бывает: сюда завозят »подарки»  западного бескультурья, и их  много.
- Подарки основательные. Самый большой - огромное число  уехавших. Латвия очень опустела. Второй подарок - игорные дома  и увеселительные заведения. Третий - разрисованные стены зданий. Четвертый - несчастные люди, которых называют бомжами. Еще один подарок - ежегодные «прайды» и европрайд в 2015 году, который преподносится в красочной упаковке с надписью «европейские демократические ценности». Подарки льются, как из рога изобилия…
 
- В своем письме ты рискованно  упомянул президента России Владимира  Путина, который »не позволяет  превратить свое государство  в проходной двор, пивную или  игорный дом, куда каждый может  прийти со своим песенником». Мы привыкли считать, что Россия это наш геополитический противник, а ты ее хвалишь. Объясни, пожалуйста, свою позицию.
- По правде говоря, никакого  объяснения здесь не требуется, если только в том контексте, который называется политикой. К  России и к президенту Путину в мире мы видим разное отношение. Доминирующее отношение в Латвии после начала Атмоды такое, что Россия это наш враг. Какими были отношения Латвии и России на протяжении истории, мы знаем – было много проблем, несправедливости, насилия. Но если мы возьмемся строить такое будущее для нашей страны, которое мы хотим, то нам надо начинать думать и об этом вопросе – об отношениях с Россией. Лично я не хочу жить с врагом у дверей своего дома. Я хочу, чтобы рядом с моим домом жил друг. Такой друг, на которого я могу положиться. Я убежден, что одному из нас - или Латвии, или России – нужно начать диалог. Пока этот диалог не будет начат по существу, до тех пор будут находиться люди, которые будут использовать неопределенность, чтобы выбить для себя какую-то выгоду.
 
- Latvijas Avīze после твоих высказываний о России уже предвидит для тебя какую-то роль в постановке Кремля, сравнивая тебя с французом Жераром Депардье., который цирковыми прыжками переселился в Россию.
- … Думаю, что это мелкое  и поверхностное суждение… Что касается России... Это страна с великой культурой, и многие латыши свое образование и профессионализм получили в российских вузах. И именно в российских вузах выросли те, кто реализовал нашу первую Атмоду. Влияние российской культуры на латышскую культуру в то время было бесспорным. Российская музыка в 20-м веке единственная устояла против деструктивных и спекулятивных тенденций, которые пытались укорениться в мировой музыке. Россия, по-моему, - это государство, которое в смысле развития культуры заслуживает самой высокой оценки и поддержки. Совсем другое – это то измерение, которое я называю старой ведьмой Политикой, она никогда не считалась с человечностью, сочувствием, пониманием. Самое печальное то, что этой ведьме по силам посеять вражду между людьми, опираясь на экзестенциалистские, мелкие вещи...
 
Перевод: Лариса  Дереча.
 
(Публикуется с сокращениями).