Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Грибаускайте снова победит

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Снижение рейтинга президента Литвы Дали Грибаускайте дал некоторым основание усомниться в том, смогла ли бы она снова без труда победить на президентских выборах. А растущая популярность Альгирдаса Буткявичюса словно подсказала, как будет развиваться борьба на выборах.

Снижение рейтинга президента Литвы Дали Грибаускайте дал некоторым основание усомниться в том, смогла ли бы она снова без труда победить на президентских выборах. А растущая популярность Альгирдаса Буткявичюса словно подсказала, как будет развиваться борьба на выборах.
 
Даже если Буткявичюс не станет выдвигать свою кандидатуру, его способность опередить по популярности президента словно развеяла ореол непобедимости Грибаускайте и возродила почти утраченные надежды ее противников.
 
Но как бы ни хотели наблюдатели и исследователи политической жизни, не симпатизирующие Грибаускайте, перемен на площади Даукантаса, не похоже, что их желания сбудутся. Скорее всего, Буткявичюс не будет выдвигать свою кандидатуру, а у других возможных кандидатов нет ни необходимой поддержки общества, ни перспектив как-нибудь обеспечить эту поддержку.
 
Если бы своего кандидата выдвинул Союз отечества (СО-ХДЛ), то правый электорат раскололся бы, так как за Грибаускайте наверняка проголосовало бы и большинство избирателей Движения либералов, и немалая часть избирателей консерваторов-христианских демократов.
 
Даже если бы консерваторы решили, что пора выдвигать своего человека, и предложили бы кандидатуру Ирены Дегутене, нашлось бы немало людей, которым Грибаускайте показалась бы политически более привлекательной. Так их могут настроить и установки Витаутаса Ландсбергиса, и симпатии их самих, и скептическое отношение к Дегутене как лидеру.
 
В свою очередь, у либералов пока только Грибаускайте и есть. Их председателю Элигиюсу Масюлису не хватит нескольких месяцев для достижения возраста, когда он сможет избираться на пост президента, а поддержать более сильного кандидата на выборах партии будет выгодно.
 
Если Буткявичюс не будет участвовать в президентских выборах, – а скорее всего, не будет, так как ожидания избирателей связаны с его деятельностью на посту премьера – то социал-демократам, возможно, придется искать другого партийного кандидата. Есть ли у них такой?
 
Зигмантас Бальчитис, скорее всего, был бы единственным сильным соперником Грибаускайте. Но его, как и Буткявичюса, больше видят в роли премьера, чем президента. И вряд ли он захочет сменить стабильность в Страсбурге на стресс и риск в Вильнюсе.
 
Вилия Блинкявичюте, которую иногда называют среди возможных кандидатов от ЛСДП, могла бы одержать победу над Дегутене, но не над Грибаускайте. Вообще, избиратели, голосующие против Грибаускайте, скорее будут более благосклонны к кандидату мужчине, а не женщине.
 
Более серьезный вызов может бросить Грибаускайте общий левоцентристский кандидат, которого поддержали бы и соцдемы, и Партия труда. Возможно ли это? Вряд ли. Но если бы этим двум партиям удалось договориться и выдвинуть с
ильную личность, на президентских выборах была бы определенная интрига.
Имеет ли шансы против Грибаускайте кто-нибудь из независимых кандидатов? Возможно, если бы хорошо потрудился и создал себе привлекательный имидж, если бы прошел во второй тур, и если бы во втором туре его поддержали по меньшей мере две крупные парламентские партии: например, ЛСДП и ПТ, или ЛСДП и СО-ХДЛ, что менее вероятно. Много «если» и мало шансов пройти во торой тур.
 
С другой стороны, шансы независимого кандидата могли бы быть неплохими, если бы он, во-первых, смог привлечь голоса «второй Литвы», и, во-вторых, если бы убедил общественность, что он более независим от партий, чем Грибаускайте. Ведь люди любят президентов, которые противопоставляют себя партиям.
 
В 2009 году Грибаускайте смогла показать, что она на стороне простого человека и по другую сторону партий, и получить поддержку правых партий. Умно. Но повторить эту комбинацию в следующем году ей будет трудно. Все же во втором туре, в который Грибаускайте точно попадет, правые ее поддержат, если только вторым кандидатом будет не Дегутене и не кто-нибудь еще из правых. А если будет другой правый (что маловероятно) или консерватор Дегутене, тогда большинство не консерваторов выберут Грибаускайте.
 
Значит, потенциальному сопернику Грибаускайте – независимому кандидату – необходимо заручиться поддержкой левого электората, не выглядеть «ставленником капиталистов» и в первом туре одолеть возможных кандидатов от ЛСДП и ПТ, если они будут. Есть ли такие претенденты сегодня? Нет. А завтра будет поздно.
 
Поэтому все складывается выгодно для Грибаускайте.