Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Почему-то в российских СМИ принято утверждать, что место всех кавказских женщин на кухне. Вынужден огорчить тех, кто на самом деле так думает. Они в этом глубоко заблуждаются. На Кавказе женщины всегда занимали активную позицию.

Почему-то в российских СМИ принято утверждать, что место всех кавказских женщин на кухне. Вынужден огорчить тех, кто на самом деле так думает. Они в этом глубоко заблуждаются. На Кавказе женщины всегда занимали активную позицию. Что же касается высказывания, что место кавказской женщины на кухне, это, скорее всего возникло после того, как большая часть Кавказа омусульманилась.

Говоря о Грузии, тут испокон веков поклонялись женщине-матери.

Восприятие женщины  в   Грузии, как и ее положение, уникально и неоднозначно. С одной стороны, здесь существует культ женщины - возвышенный и овеяный ореолом романтики.

Поклонение матери нашло свое отражение в символе страны - Матери-Грузии.
 
Согласно  историческим источникам
 
Легенды, образцы устного творчества, грузинские и иностранные исторические источники передают, что в Грузии женщина имела особую функцию, занимала особое место, особым было и уважение к женщине. Мудрая и милосердная женщина роднила, сдружала и примиряла враждующих людей, а иногда и государства. Она является символом любви, единства и дружбы.
 
Женский мандили (головное покрытие) имел громадное значение. Если женщина успевала бросить мандили между противниками, они прекращали ссору. Высокое положение грузинской женщины, ее роль в истории, в общественно-политической жизни хорошо видны во множестве художественно-исторических памятников, венцом которых является бессмертная поэма «Витязь в тигровой шкуре». Эта поэма представила патриархальному миру женскую роль и силу в деле правления страной и человеческих взаимоотношений совсем с другой стороны.

О грузинских женщинах с восхищением писали Эсхилл, Ксенофонт, Страбон, Виктор Гюго, Александр Дюма, Александр Пушкин...

Велик был интеллектуальный потенциал женщины. Известный итальянский миссионер Арханджело Ламберти при описании бывшей под турецким игом Грузии говорил: «Грузинская письменность была бы полностью уничтожена, если бы ее не сохранили женщины. Если кто-либо хочет изучить грамоту, лучше обратиться для этого к женщине. Там, где благодаря насилию завоевателей и исламскому влиянию среди юношей искоренялось знание грузинского и испепелялось все грузинское, национальное самосознание, наряду с грузинским языком и знанием книги, хранили женщины».
 
Святая Нино
 
Неслучайно, что самое главное событие для Грузии - введение христианства тоже  связано с женщиной, а именно со святой Нино.

Святая  дева  Нино  была единственной дочерью известных и честных родителей: римского военачальника Завулона и Сусанны, сестры Иерусалимского патриарха Ювеналия. Когда  Нино  исполнилось двенадцать лет, ее родители, распродав все свое имущество, отправились в Иерусалим. По прибытии в святой град, отец  Нино  - Завулон, решив постричься в монахи, попрощался с семьей и отправился для подвигов за Иордан, в пустыню.

После ухода Завулона Иерусалимский Патриарх Ювеналий благословил Сусанну диакониссой, а  Нино  отдали на воспитание почтенной жене - Сарре Ниафор. Сарра Ниафор воспитывала  Нино  в христианском духе, повествуя ей о земной жизни Спасителя и его Страстях. Однажды от Сарры узнала  Нино  как попала Риза Господня в далекую страну язычников - Грузию и с того дня стала горячо молить Пресвятую Богородицу удостоить ее поклониться Ризе Господней, связанной любимому сыну руками самой Божией Матери.

Пресвятая Богородица вняла мольбам  Нино  и, явившись ей во сне, сказала: «Ступай в удельную мне Грузию и проповедуй там Евангелие Господа Иисуса Христа, да снизойдет на тебя благодать Его и буду Я тебе покровительствовать». Встревоженная юная дева спросила: «Как смогу я, слабосильная, совершить столь великую службу Христу, да и как я могу поверить в правдивость этого явления?» В ответ Пресвятая Богородица вложила крест из лозы в руки  Нино  и сказала: «Прими крест этот щитом и хранителем от врагов видимых и невидимых». Проснувшись,  Нино  увидела в своих руках крест. Слезами радости окропила она этот крест, перевязала его своими косами и отправилась к своему дяде - Патриарху Ювеналию сообщить о случившемся. Рассказав обо всем дяде,  Нино  поведала также о своем желании направиться в Грузию для проповеди. Ювеналий благословил племянницу и та отправилась в путь к заветной цели.

Прибыв в Рим,  Нино  познакомилась с царевной Рипсимией и ее кормилицей Гаианией, которых обратила в христианство. В то время императором Рима был Диоклитиан, жесточайший гонитель христиан. Ему очень понравилась Рипсимия, и он решил жениться на ней.  Святая   Нино  вместе с Рипсимией и с пятьюдесятью девами бежали в Армению.

Разгневанный Диоклетиан разослал отряды на поиски, затем послал письмо Армянскому царю Трдату, приказав найти беглянок и прислать их в Рим.

Царь Трдат нашел женщин, пленился красотой Рипсимии и сам решил жениться на ней. Но Рипсимия отклонила домогания Армянского царя, и Трдат предал ее вместе с пятьюдесятью девами и кормилицей Гаианией мучительной смерти.

Господь готовил святой  Нино  другую участь, поэтому внушил ей спрятаться в розовом кусте. Когда опасность миновала и каратели разошлись,  святая   Нино  направилась в Грузию. У озера Паравани она встретилась с пастухами из Мцхеты, которые рассказали ей о своем крае и сообщили, что вскоре возвращаются домой. Вновь получив от Господа благословение проповедовать язычникам,  Нино  попросила разрешения у пастухов сопутствовать им. Претерпев большие трудности в пути, она наконец достигла города Урбниси и некоторое время оставалась там. Вскоре она вместе с язычниками-Урбнисцами, шедшими на поклонение к Армазскому идолу, прибыла во Мцхету.

Страшную картину увидела  святая   Нино: толпа в благоговейном страхе трепетала перед идолами. Опечаленная дева взмолилась Богу: «Господи, ниспошли свою милость этим чадам твоим, дабы всякий люд поклонялся Сыну Твоему Иисусу Христу». Внезапно налетел ураган, пошел град и сокрушил идолы. Перепуганная толпа в страхе разбежалась в разные стороны.

Святая   Нино  нашла пристанище в семье царского садовника. Благодаря молитвам святой  Нино  бездетной семье бог даровал ребенка. Обращенные супруги восславили Христа и стали учениками святой девы. К святой  Нино  потянулись последователи христианской веры. Вскоре она так прославилась, что многие язычники стали обращаться к ней за помощью и, получив ее, уверовали в Христа. По Воле Божьей случилось так, что  святая   Нино  излечила смертельно больную царицу Нану и та уверовала в Христа. Все это не особенно нравилось верному языческим традициям царю Мириану, но, опять же по воле Божьей, вскоре он сам уверовал в божественность того, кому поклонялась и служила юная чужестранка, обитавшая в терновнике царских садов. Более того, у него уже давно созрело решение истребить всех верных Кресту, в том числе и саму царицу Нану, если она не откажется от христианской веры. Но неожиданно его жизнь изменилась в корне. Однажды, во время царской охоты на Тхотской горе, после которой он намеревался привести в исполнение свое жестокое решение, внезапно его окутала густая мгла. Оставшись один, Мириан тщетно взывал о помощи к божествам своих предков, но, потеряв всякую надежду, воззвал к Христу: «Боже, Которому верует  Нино! Рассей эту мглу, дай вновь увидеть мои владения и я уверую в Имя Твое, воздвигну Крест Животворящий и буду поклоняться Ему, построю храм и буду в нем молиться Тебе, буду послушником веры пришлой девы  Нино ...» Как только он произнес эти слова, мгла расступилась и солнце засияло вовсю. Ошеломленный от радости царь Мириан восславил Творца вселенной и рассказал о случившемся свите. Вернувшись в столицу, он отправился в царские сады, нашел  Нино  и оповестил ее о своем решении принять христианство.

Благодаря заслугам святой равноапостольной  Нино, в Грузии возродилось и укрепилось христианство.

Святая   Нино  преставилась в селении Бодбе. По собственному желанию ее там же захоронили. Впоследствии на ее могиле царь Мириан построил храм во имя великомученика Георгия. Сегодня на этом месте действует женский монастырь святой равноапостольной  Нино.
 
Первая женщина на грузинском троне

Этот период в истории Грузии справедливо называют  «золотым веком» и он связан с именем знаменитой грузинской царицей Тамара (1166-1209/1213), которая царствовала в1184—1209/1213 годах.

Она происходила из династии Багратионов и была дочерью Георгия III и царицы Бурдухан, дочери осетинского царя Худана. Воспитала ее высокообразованная тетка Русудан. Современные царице поэты восхваляли ее ум и красоту. Тамар называли не царицей, а царем, сосудом мудрости, солнцем улыбающимся, тростником стройным, лицом лучезарным, прославляли ее кротость, трудолюбие, послушание, религиозность, чарующую красоту. О ее совершенствах ходили легенды, дошедшие в устной передаче до наших времен. Ее руки искали византийские царевичи, султан алеппский, шах персидский. Все ее царствование окружено поэтическим ореолом.

Тамар была коронована в Уплисцихе в качестве соправительницы своего отца Георгия III  в 1178 году. Это произошло сразу после мятежа принца Демны и клана Орбелиани, когда у царя не было наследника, и обстановка в стране была нестабильной. После смерти царя Тамара была повторно коронована в Гелатском монастыре (1184).
 
Зарождение конституционной монархии
 
Спустя некоторое время мечурчлетухуцес (казначей) Кутлу-Арслан предъявил составленный им план реорганизации государственного управления и ограничения царской власти: в Исани рядом с царским дворцом должен быть основан т. н. «карави» - собор, на котором должны были решаться основные вопросы управления государством, а царице лишь докладывали бы о принятом решении и она должна была «исполнить» это решение. Осуществление подобного плана подразумевало резкое ограничение царской власти и, естественно, царица Тамар не могла принять его. Она приказала арестовать Кутлу-Арслана. Однако у него оказалось много сторонников из высшей городской знати, которые требовали его немедленного освобождения, в противном случае они грозили вооруженным нападением.

Из истории известно, что когда часть грузинской знати поднялась против царицы Тамары, намереваясь сбросить ее с трона, именно две женщины Хвашак Цокали и Краваи Джакели взяли на себя миссию послов-посредников и погасили готовый бунт...

Тамар освободила Кутлу-Арслана и послала к его единомышленникам на переговоры двух почтенных дам: Краваи Джакели и Хвашак Цокали. Переговоры дали свои плоды: идея создания «карави» провалилась, однако права Дарбази - царского совета были расширены. Отныне все важные решения царица принимала «в единстве и с согласия Дарбази».

Царица немедленно созвала собор для устранения неурядиц в церковной жизни и установления административного порядка. Отрешены были от кафедры недостойные архиереи, смещены злоупотреблявшие своей властью правители, церкви освобождены от повинностей, участь крестьян облегчена, водворен внутренний мир.

Тут нужно отметить одну очень важную деталь. Впервые в мировой истории царицей Тамарой была отменена смертная казнь.
 
Внешняя политика
 
Следует подчеркнуть, что, Тамара была признана царицей от Понта до Гургана (Каспия) и от Спер (линия от Трапезунда к Карсу) до Дербента, Хазаретии и Скифии. Девизом своего правления она провозгласила милость и правду: «Я отец сирых и судья вдов», — говорила Тамара. В ее царствование не было ни одного случая смертной казни и телесного наказания. Избегая осложнений внутри царства, царица вела ряд войн с соседними государствами.

Усиление Грузии не давало покоя правителям мусульманских государств. Среди них был Румский султан Рукн-ад-дин, давно собиравшийся в поход на Грузию. Грузинское войско под командованием Давида Сослана двинулось против врага. Царица сама проводила войско до Вардзии, осталась там и все время молилась.
 
В 1202 году в битве при Басиани грузины одержали блестящую победу над многочисленным врагом. В бою прославили себя Шалва Ахалцихели, Закариа и Иванэ Мхаргрдзели. Грузинам досталась большая добыча и множество пленных. Попавший в плен брат Рукн-ад-дина был продан царицей за лошадиную подкову.

Поражение Рукн-ад-дина дало возможность царице Тамаре проводить активную политику на юго-западе. В 1204 году грузинское войско захватило значительный стратегический город-крепость Карс.
 
Основание Трапизонской империи
 
Ослабление Византийской империи открыло Грузии путь к юго-восточным берегам Черного моря. Эта территория в основном была населена племенами грузинского происхождения. Грузинское войско заняло приморские города: Трапезунд, Лимнию, Самсун, Синоп, Керасунт, Котиору, Гераклею. Образовалась Трапизонская империя, во главе которой стоял воспитанный в Грузии представитель дома Комненов (свергнутый с императорского престола в Византии) Алексий Комнен. Трапизонская империя оказалась в сфере влияния Грузии.

В 1206 году скончался Давид Сослан. В том же году царица Тамара посадила на трон соправителем своего сына Георгия-Лашу.

В 1210 году Закариа Мхаргрдзели предложил царице совершить поход в Иран. Поход оказался особенно успешным: грузины взяли много городов и проникли вглубь Ирана. Нагруженное большой добычей войско не могло продвигаться дальше вперед и повернуло назад.

Этот поход еще раз продемонстрировал военную мощь Грузии.

В 1213 году царица Тамара скончалась (существуют версии, что она скончалась в 1207 или в 1210 годах). По сведению летописца эпохи Тамары, она похоронена в Гелати. Существует также мнение, что впоследствии прах ее был перевезен в Иерусалимский Крестовый монастырь.

Грузинская церковь причислила ее к святым. (Празднуется 14 мая) Грузины-горцы считают Тамару святой-целительницей всех недугов. В Сванетии Тамара из воинственной жены стала предметом религиозного почитания и вместе с тем идеалом волшебной красоты.
 
Внутренняя политика
 
Обеспечив Грузии политическое господство во всей Малой Азии, смирив внутренних и внешних врагов, расширив пределы царства, Тамара позаботилась и о духовном развитии Грузии. При ее дворе собирается плеяда славных писателей, которые развили и усовершенствовали грузинский язык. Ее правление ознаменовано поэтической деятельностью Шавтели и Чахруха, посвятивших «богоподобной царице» восторженные оды.

При ней создается светская романическая словесность в прозе, представителями которой являются Хонили, автор «Амиран Дареджаниани», и Саргис Тмогвели, переводчик персидской повести о Висе и Рамине. Наконец, в ее царствование была написана поэма Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре». Легендарная история, приписывающая Тамаре все замечательные храмы и крепости Грузии, недалека от истины: множество памятников искусства создано именно ею. Среди них  - роскошный дворец Вардзиа, высеченный в скалах неподалеку от Ахалцихе, вмещающий в себе до 360 покоев. Христианство и гражданственность среди кавказских горцев распространялись благодаря энергии и заботам Тамары. Ее имя с одинаковым благоговением передается в поэтических сказаниях различных народностей Кавказа.
 
Царица Русудан
 
Дочь царицы Тамары и Давид-Сослана.Русуда́н (ок. 1194—1245) царствовала в Грузии в1223—1245 гг. Ее правление знаменует окончание «золотого века» истории Грузии. Русудан была слишком слаба, чтобы сохранить независимость и целостность государства перед лицом монгольской угрозы.

Взошла на престол 18 января 1223 года после смерти своего брата Георгия IV, получившего тяжелое ранение в битве с монголами.

На третьем году правления Русудан, осенью 1223 года, в Грузию вторглись войска хорезмшаха Джелал ад-Дин Манкбурны, бежавшего из Хорезма от монголов. Грузинские войска под предводительством Иоанна Мхаргрдзели потерпели тяжелое поражение в битве при Гарниси, после чего путь на Тбилиси, Карс и Гянджу оказался для хорезмских войск открыт. Они осадили Тбилиси, а царский двор переехал в Кутаиси. В 1224 году, Русудан вышла замуж за сельджукского принца Мухаммада Мугиса уд-Дина Туркан Шаха (внука султана Кылыч-Арслана II), который принял христианство с именем Дмитрий. Супруга Иконийского султана Гийяс ад-Дина Кай-Хусрау II была грузинской княжной, по имени   Гурджи   хатун . Она была дочерью царицы Русудан и внучкой царицы Тамар.

В иранском историческом сочинении Афлаки «Манакиб ал-Арифин» (XIV в.) рассказывается, как царица   Гурджи-хатун  поручает художнику по имени Айн ал-Даула сделать изображение знаменитого поэта и «святейшего наставника нашего» суфийского шейха Джалаладдина Руми. Гурджи-хатун, ее след нашли в Каппадокии, вроде-как она пребывала там. Турки ее и по сей день вспоминают добрым словом.
 
9 марта 1226 года Джалал ад-Дин взял Тбилиси и полностью разорил город. В 1227 году Джалал ад-Дин снова взял Тбилиси; хотя он вынужден был покинуть город после того, как Русудан заключила союз с Конийским султанатом, вся восточная Грузия находилась под его контролем до 1230 года.

В 1236 году в третий и последний раз монголы вторглись в Закавказье, и ослабленная войнами с хорезмшахом Грузия не смогла оказать им сопротивления. К 1240 году вся страна была занята монголами, а Русудан находилась в Кутаиси. В 1242 году она подписала с монголами мир, по которому признала Грузию вассалом хана и обязалась платить ему дань.
 
Гурджи ханум
 
Несмотря на то, что в мусульманском мире женщины были лишены тех прав, что могли позволить себе православные, дочь царицы Русудан и внучка царицы Тамар все-равно смогла прославиться. Она была супругой Иконийского султана Гийяс ад-Дина Кай-Хусрау II была грузинской княжной, по имени   Гурджи   хатун В иранском историческом сочинении Афлаки «Манакиб ал-Арифин» (XIV в.) рассказывается, как царица   Гурджи-хатун поручает художнику по имени Айн ал-Даула сделать изображение знаменитого поэта и «святейшего наставника нашего» суфийского шейха Джалаладдина Руми.

След Гурджи хатун также нашли в Каппадокии, вроде-как она пребывала там. Турки ее и по сей день вспоминают добрым словом.
 
Святая Кетеван
 
Жизнь и деятельность царицы Кетеван пришлись на самый трагический период истории Грузии, когда ее народ героически боролся против иранских поработителей, жестокость которых не имела границ.  Будучи пленницей  коварного и вероломного шаха Ирана Аббаса I, имя которого стало нарицательным и до сих пор отождествляется в Грузии с  жестокостью, царица Кетеван проявила истинный героизм и неуклонно защищала свою  веру. Несмотря на страшные пытки, она не отказалась от христианства; ее стойкость, самоотверженность и исключительная преданность Богу и Родине позволили ей совершить героический подвиг, который произвел огромное впечатление на грузинский народ, вдохнув в него новые силы для борьбы с врагами, а имя ее получило широкую известность во всей Европе.

«Царица Кетеван была умнейшей и красивейшей женщиной  - так говорили все, кто встречался с ней. Она была образцом поведения, честности, остроумия, преданности христианству». С 1606 по 1613 гг., благодаря ее умелой политике, в Кахетии воцарилось относительное спокойствие. Однако, после того как в 1613 году между Ираном и Турцией было заключено временное перемирие, шах Аббас двинул огромные полчища на Кахетию. За три года (1614-1617 г.г.) иранские поработители сровняли с землей этот цветущий край. Большая часть населения была истреблена, многие погибли на поле боя. Около 200 тысяч кахетинцев были взяты в плен и угнаны в Иран. Их потомками считаются грузины, живущие сегодня в иранской провинции Ферейдан.

По требованию шаха Теймураз I был вынужден отправить заложниками в Гянджу своего младшего сына и мать – царицу Кетеван, а позже и старшего сына. Кетеван с сорока приближенными лицами перевезли в Шираз. В городе намечалось строительство августинского католического монастыря, и Кетеван установила контакт с португальскими миссионерами. В библиотеке Лиссабона Торре де Томбо хранятся два документа, принадлежащие монаху августинского ордена в Ширазе Амброзию Душ Анжушу.

«Эта очаровательная госпожа была небольшого роста. Ей было примерно лет сорок. В руке она держала посох молельщицы; вся одетая в черное, с черной вуалью, покрывающей голову и шею, прелестная и скромная, она была достойна не только одного царства, но и всей империи. Безупречная и приятная личность, доставляющая особую радость окружающим; ее красивые большие черные глаза отражали все, что происходило в ее душе...», - писал падре Многочисленные попытки шаха Аббаса принудить царицу принять ислам терпели неудачу. Разъяренный шах отдал приказ оскопить заложников -  внуков Кетеван -  царевичей Александра и Левана.  Но и это не сломило царицу.  Наместник  Шираза никак не смог уговорить царицу  отказаться от веры. Время шло, и шах терял терпение. Он послал в Шираз своих министров,  и они ознакомили царицу с ультиматумом: или Кетеван принимает ислам и  шах берет ее  в жены, или ее ждут  пытки и мучительная казнь. Кетеван была непреклонна,  ответив, что  «...не покинет своего Христа, нашего Бога».

Перед казнью Кетеван попросила министров шаха дать несколько минут свободы. Уединившись в молельне, она горячо просила Бога  дать ей силы мужественно перенести пытки. На место казни собрали  приближенных царицы, здесь же были монахи-августинцы и другие  иностранцы.  Падре Амброзио подробно описал ужасную казнь. Сначала  на голову царицы Кетеван поставили раскаленную медную посудину, потом раскаленными клещами вырвали мясо  щек; оголив до пояса, вырвали раскаленными клещами обе груди у мученицы и продолжили пытать ее  каленым железом. Не проронив ни слова, обессиленная, она упала на землю, на белое, как снег, тело палачи высыпали две полные жаровни раскаленных углей. Но царица была еще жива. Тогда палачи стали душить ее руками... Падре Амброзио так заканчивает описание казни: «Руки палачей ускорили смерть славной царицы. Отняли жизнь, чтобы надеть заслуженный венец великомученицы». Это случилось 22 сентября 1624 года. Католикос-Патриарх Восточной Грузии Закария Джорджадзе причислил царицу Кетеван к лику святых.
 
Бурджанадзе и Зурабишвили
 

И в политике современной активную роль продолжают играть женщины. Среди них особенно следует виделить Нино Бурджанадзе и Саломе Зурабишвили. Первая и при Шевардзадзе и при Саакашвили занимала должность спикера парламента Грузии. Более того Нино Бурджанадзе два раза исполняла обязанности президента страны. Что же касается Саломе Зурабишвили, то она после прихода к власти «цветных революционеров» специально была приглашена Михаилом Саакашвили из Франции министром иностранных дел.

Впоследствии обе ушли от Саакашвили в оппозицию. В данный момент Саломе Зурабшвили возглавляет группу экспертов при ООН. Сегодня в народе часто называют и Зурабишвили и Буджанадзе кандидатами в президенты Грузии на октябрьских выборах 2013 года.

Хотя следует отметить, что Саломе Зурабишвили вряд ли следует претендовать на этот пост т.к. она рождена во Франции, а статья 70 пункт 2 Конституции страны гласит, что «президентом может быть избран обладающий избирательным правом гражданин Грузии по рождению, достигший 35 лет, проживший в Грузии не менее 15 лет и ко дню назначения выборов проживающий в Грузии.

Следует отметить, что у Саломе Зурабишвили ко дню назначения выборов 15-летнего срока проживания в Грузии не наберется.Что же касается Бурджанадзе, для нее таких ограничений не существует.