Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Размещение в перспективе в Белоруссии самых современных средств боевой авиации и зенитных ракетных комплексов (способных решать задачи не только противовоздушной, но и противоракетной обороны) связано с ответом на развертывание ПРО США в Европе. Таким образом, правыми оказались те, кто утверждал, что Белоруссия становится плацдармом Москвы в ее противодействии американским планам.

Становится все очевиднее, что в планах российских военных Белоруссии отведена роль передового рубежа противодействия американской ПРО.

Корректировка Вашингтоном планов развертывания европейского эшелона своей ПРО отнюдь не означает уступку России. Об этом заявил 3 июня госсекретарь США Джон Керри после встречи в американской столице с министром иностранных дел Польши Радославом Сикорским.

По его словам, США не собираются вообще отказываться от построения ЕвроПРО, в том числе и от размещения ее объектов на территории Польши. Более того, благодаря новым технологиям развертывание так называемого третьего этапа ЕвроПРО может быть ускорено и дать лучшие, чем предполагалось ранее, функциональные результаты.

Напомним, что 15 марта глава Минобороны США Чак Хейгел сообщил о намерении администрации внести изменения в проект создания ЕвроПРО. Предполагается на время заморозить программу разработки ракеты-перехватчика SM-3 Block IIB, которую планировалось разместить в Европе на четвертой стадии создания ЕвроПРО. А средства, выделенные на SM-3 Block IIB, можно будет использовать для разработки других технологий в рамках этой программы.

Читайте также: Зачем Белоруссии третья военная база России

Тогда же представитель Пентагона Джордж Литтл подчеркнул, что эти коррективы не являются реакцией на давление России и никак не повлияют на выполнение мероприятий, предусмотренных проектами первой, второй и третьей стадий ЕвроПРО. Их реализация позволит к 2018 году обеспечить прикрытие всех европейских стран НАТО.

Истребитель СУ-27


Между тем российские военные аналитики ранее неоднократно подчеркивали, что не только четвертый, но и третий этап ЕвроПРО представляет собой серьезную угрозу для стратегических ядерных сил РФ.

Поэтому не стало большой неожиданностью заявление постоянного представителя России при НАТО Александра Грушко о том, что, несмотря на заявления США об отказе от размещения в Европе (и соответственно в Польше) перехватчиков SM-3 Block IIB, фундаментальная проблема угрозы российской безопасности не решена.

Москва, как и прежде, настаивает на предоставлении ей юридических гарантий ненаправленности программы ЕвроПРО против своего ракетно-ядерного потенциала. На это Вашингтон пойти не готов. Таким образом, в сфере противоракетной проблематики стороны вольно или невольно оказались в состоянии клинча. И перспектив реального выхода из этой ситуации пока не видно.

Правда, 15 апреля помощник президента США по национальной безопасности Томас Донилон во время визита в Москву передал Владимиру Путину послание Барака Обамы, в котором среди прочих тем затрагивались вопросы противоракетной обороны.

Также по теме: Сегодня - база, завтра - ядерное оружие?

Однако, как заявил несколько дней спустя помощник президента России Юрий Ушаков, Москву не устроили новые американские инициативы по поводу ПРО. А конце апреля министр иностранных дел России Сергей Лавров назвал ситуацию вокруг ПРО тупиковой. По умолчанию это означало, что Москва готова придать новый импульс своим программам противодействия ЕвроПРО.

Подтверждением стало состоявшееся 14 мая совещание Путина с руководством военного ведомства, посвященное разработке новых противоракетных систем и противодействию существующим системам ПРО. В совещании приняли участие глава Минобороны Сергей Шойгу, начальник Генштаба Валерий Герасимов, замминистра по вооружению Юрий Борисов, главкомы видов войск.

А на следующий день заместитель начальника российского Генштаба генерал-полковник Александр Постников-Стрельцов в Брюсселе после заседания Совета Россия — НАТО на уровне начальников генштабов заявил: Москва будет строить свои действия с учетом того, что элементы системы ПРО НАТО в Европе будут размещены в ранее определенные сроки. И перенос четвертой фазы проекта на это не повлияет.

Встреча Дмитрия Медведева и Александра Лукашенко


В данном контексте, очевидно, следует рассматривать и сделанное в середине апреля во время встречи с Александром Лукашенко заявление Сергея Шойгу о том, что согласно планам сторон предполагается к 2015 году разместить на белорусской территории российский истребительный авиаполк.

Читайте также: Ядерное будущие Белоруссии

Обнародование этого намерения дало ряду комментаторов основание сделать вывод, что Москва начала подготовку ответа на развертывание передового эшелона американской ПРО в странах Центральной Европы.

Но другие эксперты не согласились с такой трактовкой высказываний Шойгу, ссылаясь на мнение Сергея Лаврова. Тот 10 мая заявил, что российская авиабаза, которая, возможно, будет создана на территории Беларуси, не имеет отношения к ПРО и не является российским ответом на ЕвроПРО.

Однако недаром говорят: дипломату язык дан для того, чтобы скрывать мысли. На днях было обнародовано мнение профессионального военного, заместителя начальника Генерального штаба Вооруженных сил Белоруссии по научной работе — начальника военно-научного управления Олега Кривоноса.

В интервью «Белорусской военной газете» он заявил, что размещение в перспективе в Белоруссии самых современных средств боевой авиации и зенитных ракетных комплексов (способных решать задачи не только противовоздушной, но и противоракетной обороны) «связано с ответом на развертывание ПРО США в Европе».

Таким образом, правыми оказались те, кто утверждал, что Белоруссия становится плацдармом Москвы в ее противодействии американским планам.