Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Путин не доверяет народам Кавказа

Оказалось, они «не доросли» для выборов собственных лидеров

© Фото : Fotolia, michaklootwijkОтветный удар России
Ответный удар России
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В последнее время Россия все чаще угрожает партнерам по постсоветскому пространству. Притом каждому – по-разному. Например, Армению и Белоруссию постоянно шантажируют повышением цен на газ. Раньше тем же шантажировали и Украину. Других, в том числе Азербайджан, пытаются шантажировать судьбой так называемых трудовых мигрантов.

В последнее время Россия все чаще угрожает партнерам по постсоветскому пространству. Притом каждому – по-разному.

Например, Армению и Белоруссию постоянно шантажируют повышением цен на газ. Раньше тем же шантажировали и Украину. Сегодня Украина платит за российский газ, который транспортируется по ее территории в Европу, больше, чем Германия. Поэтому закупать российский газ у Германии стало выгоднее, чем напрямую у России. Но, в любом случае, живут. От голода никто не умирает. Других, в том числе Азербайджан, пытаются шантажировать судьбой так называемых трудовых мигрантов.

«Большинство азербайджанцев, проживающих в России, являются не трудовыми, а коммерческими мигрантами, что выделяет их из общей массы мигрантов в России, отделяет от общемигрантской проблематики». Об этом Vesti.Az заявил известный российский политолог, председатель Исламского комитета России Гейдар Джемаль. «А те, кто выходит из землячества и становится частью российского истеблишмента, как правило, осуществляют этот процесс на базе высокоинтеллектуальной деятельности: становятся частью бюрократического аппарата России», – сказал он.

Гейдар Джемаль считает, что Азербайджан и азербайджанцы могут всерьез пострадать в случае введения визового режима между Россией и Азербайджаном. «Деньги, заработанные азербайджанской диаспорой в России, составляют немалую часть финансового оборота Азербайджана. Не менее 2 миллионов азербайджанцев отправляют на родину не менее 2 млрд. долларов в год», – подчеркнул он.

Политолог считает, что в случае даже малых изменений в миграционной политике РФ поднимутся ксенофобские настроения.

Комментируя прозападную ориентацию Баку во внешней политике и возможное вторжение Запада в Иран, собеседник Vesti.Az отметил, что если американцы придут в Азербайджан, чтобы использовать его как базу для наступления на Иран, то фактически это будет и концом суверенитета Азербайджана, и концом нормального существования азербайджанского народа. «Если базы США появятся на азербайджанской территории, последует ответ от России и Ирана. Более того, хочу напомнить, что Иран и Сирия на пути военной машины США – это только подступы к главному стратегическому противнику, которым для Вашингтона является Россия. Это означает, что в перспективе Азербайджан пожелают превратить в плацдарм против России», – заключил он.

Во-первых, начну с азербайджанских мигрантов. Да, безусловно, России необходимо разобраться в этой проблеме и по возможности быстрее. Нас все время пугают тем, что в России находятся более двух миллионов трудовых мигрантов из Азербайджана. Но у меня тогда возникают следующие вопросы: сколько же азербайджанцев-мигрантов находится в других государствах постсоветского пространства, сколько в братской Турции? И вообще, сколько азербайджанцев, а точнее, граждан Азербайджанской Республики, разбросано по всему миру? Если вести статистику по-российски, наверное, наберется еще два миллиона, а это почти половина населения страны. Кроме того, необходимо учитывать, что, если речь идет о трудовых мигрантах, чаще всего имеется в виду взрослое, трудоспособное население. Но если так, то улицы наших городов должны быть пусты.

Во-вторых, и нам необходимо разобраться с нашими трудовыми мигрантами. И дело не только в том, что предстоят президентские выборы, в которых эти трудовые мигранты играют «общественно полезную» роль «мертвых душ» в воспроизводстве власти.

Более чем уверен, что многие мои коллеги и эксперты, сегодня пугающие нас коллапсом, связанным с положением наших трудовых мигрантов в России, в случае проявления неуважения в отношении Кремля во время предвыборной кампании забудут о проживании двух миллионов азербайджанцев в России. Это временное явление. По крайней мере, я так надеюсь.

Первое – в этом необходимо разобраться, хотя бы потому, чтобы быть подготовленным к любым неприятностям. Да, нас постоянно пугают двумя миллионами. Но мы до сих пор не знаем, сколько среди наших трудовых мигрантов, зарабатывающих на жизнь за Кавказским хребтом, российских граждан.

Например, президент РФ Владимир Путин считает, что сегодня в России проживают 7-10 млн. мигрантов. Якобы это примерно столько же, сколько в США и странах Западной Европы. По поводу Западной Европы и США, безусловно, наивное сравнение, направленное на создание впечатления привлекательности России для мигрантов.
По словам Путина, нужно сделать так, чтобы все приезжие чувствовали себя как дома. Но и не забывали, что находятся в гостях. «Все мы должны воспитывать наших граждан в духе уважения друг к другу, и если кто-то перемещается на территорию своего нетрадиционного проживания, он должен с уважением относиться и к культуре, и к языку, и к обычаям тех людей, среди которых он решил жить», – заявил как-то Путин в свою бытность премьер-министром на встрече с представителями нацменьшинств, которые проводятся регулярно. Для этого, по мнению Путина, необходимо использовать силу национальных объединений и конфессий.

Естественно, для Путина очень важно, чтобы мигранты, притом не только из ближнего зарубежья, но и сами этнически нерусские россияне помнили, что, например, в Москве они гости. Но об этом чуть позже.

Таким образом, по утверждению президента РФ, в России максимум 10 миллионов трудовых мигрантов. Первое – кто поверит, что одну пятую часть этих мигрантов составляют азербайджанцы, то есть выходцы из Азербайджанской Республики, где, несмотря на все негативные явления, связанные с ограничением свобод, в том числе экономических, социально-экономическая ситуация, скажем так, не самая худшая на постсоветском пространстве. То есть говорить о массовом исходе азербайджанцев с Родины, тем более в Россию, говорить не приходится. Без всяких сомнений, часть этих мигрантов давно уже не мигранты, а граждане России, которые, может быть, сохранили и гражданство Азербайджанской Республики.

Второе – тут нам необходимо разобраться с вопросом так называемого двойного гражданства. Формально, то есть по Конституции, у нас нет и быть не может двойного гражданства. Но на деле не секрет, что подобное явление существует, притом массово, особенно в наших взаимоотношениях с Россией и частично с Турцией. Азербайджану глупо отказываться от института двойного гражданства. Однако в этом направлении мы вполне можем вести дифференцированную политику. Соглашение и договоренности о допустимости двойного гражданства с некоторыми странами, например, с Турцией, США, странами Евросоюза, нам ничем не угрожают. США и страны Евросоюза вряд ли будут массово предоставлять гражданство азербайджанцам. Ну а Турция вряд ли станет использовать этот фактор в качестве давления на Азербайджан.

А вот во взаимоотношениях с Россией порядок в этой сфере навести необходимо, притом не допуская варианта двойного гражданства. По той простой причине, что Россия даже не скрывает того, что собирается использовать этот фактор для давления на новые независимые государства постсоветского пространства.

В-третьих, необходимо учесть, что Россия сама собирается навести порядок в этой сфере. В своем ежегодном обращении за 2012 год Путин уделяет серьезное внимание этому вопросу: «Сегодня граждан серьезно волнуют, скажем прямо – раздражают, многие издержки, связанные с массовой миграцией – как внешней, так и внутрироссийской. Звучит и вопрос – не приведет ли создание Евразийского союза к усилению миграционных потоков, а значит, и к росту существующих здесь проблем?

Считаю, что надо четко обозначить нашу позицию. Во-первых, очевидно, что нам надо на порядок повысить качество миграционной политики государства. И мы будем решать эту задачу. Нелегальная иммиграция никогда и нигде не может быть исключена полностью, но она должна и может быть, безусловно, минимизирована. И в этом плане внятные полицейские функции и полномочия миграционных служб необходимо усилить. Однако простое механическое ужесточение миграционной политики не даст результата. Во многих странах такое ужесточение приводит лишь к увеличению доли нелегальной миграции. Критерий миграционной политики заключается не в ее жесткости, а в ее эффективности. В связи с этим должна быть предельно четко дифференцирована политика в отношении легальной миграции – как постоянной, так и временной. Что, в свою очередь, предполагает очевидные приоритеты и режимы благоприятствования в миграционной политике в пользу квалификации, компетентности, конкурентоспособности, культурной и поведенческой совместимости. Такая «положительная селекция» и конкуренция за качество миграции существуют во всем мире. Излишне говорить и о том, что такие мигранты интегрируются в принимающее общество намного лучше и легче».

О каких конкретных мерах идет речь: Россия собирается ввести визовый режим для граждан тех стран, которые не собираются участвовать в путинских интеграционных проектах на постсоветском пространстве. Самое позднее – это произойдет через полтора года. А Азербайджан не собирается участвовать в этих проектах. Тут нет ничего противоестественного. Россия все еще руководствуется имперским мышлением не только в отношении народов, населяющих РФ, но и всего постсоветского пространства. «В современной России национальная политика сводится к трем вещам. Необходимости поддерживать Россию как правопреемницу погибшей империи, а не национальное государство, поэтому власти не оперируют понятием «русский народ» – для них существует только «многонациональный народ России», де-факто состоящий из всех постоянных жителей РФ», – считает, как сообщает mirnov.ru, политолог, президент Института национальной стратегии Станислав Белковский.

Проще говоря, речь идет о дресс-коде – «свой-чужой». Граждане государств, которые останутся за бортом путинских интеграционных проектов, сразу станут «чужими». Таким образом, большинству наших трудовых мигрантов придется отказаться от российского трудового рынка. И к этому необходимо подготовиться, в том числе рассчитать, какие ресурсы потребуются для решения данной проблемы.

Далее, Россия собирается внести изменение в правила предоставления гражданства бывшим соотечественникам.

Во-первых, речь идет о лицах, готовых принять российскую культуру (читай: русскую), а во-вторых, о тех кто, откажется от предыдущего гражданства. Почти на сто процентов можно быть уверенным в том, что Россия произведет ревизию и среди лиц, бывших соотечественников, которые получили гражданство РФ после развала СССР. То есть им будет предложено сделать выбор. Чтобы сохранить российское гражданство, придется отказаться от предыдущего. Не буду акцентировать внимание на том, что сама по себе эта формула направлена на ассимиляцию мигрантов, чем на интеграцию, при сохранении национальной самобытности. Речь о другой угрозе. Через некоторое время мы можем «недосчитаться» части граждан. Ну зачем ждать, чтобы в этой сфере наводили порядок другие? Лучше самим. Менее болезненно будет…

В-четвертых, Россия пытается навести порядок и внутри, разработать внутреннюю национальную и миграционную политику, что будет иметь серьезные последствия для всех так называемых этнически нерусских, особенно проживающих в больших мегаполисах. В вышеупомянутом обращении В.Путин отмечает: «Второе. У нас достаточно активно развивается внутренняя миграция, люди едут учиться, жить, работать в другие субъекты Федерации, в крупные города. Причем это полноправные граждане России.

Вместе с тем тот, кто приезжает в регионы с другими культурными, историческими традициями, должен с уважением относиться к местным обычаям. К обычаям русского и всех других народов России. Всякое другое – неадекватное, агрессивное, вызывающее, неуважительное – поведение должно встречать соответствующий законный, но жесткий ответ, и в первую очередь со стороны органов власти, которые сегодня часто просто бездействуют. Надо посмотреть, все ли необходимые для контроля такого поведения людей нормы содержатся в Административном и Уголовном кодексах, в регламентах органов внутренних дел. Речь идет об ужесточении права, введении уголовной ответственности за нарушение миграционных правил и норм регистрации. Иногда достаточно предупредить. Но если предупреждение будет опираться на конкретную правовую норму, оно будет более действенно. Его правильно поймут – не как мнение отдельного полицейского или чиновника, а именно как требование закона, одинакового для всех. Во внутренней миграции также важны цивилизованные рамки. В том числе это необходимо для гармоничного развития социальной инфраструктуры, медицины, образования, рынка труда. Во многих «миграционно привлекательных» регионах и мегаполисах эти системы уже сейчас работают на пределе, что создает достаточно сложную ситуацию как для «коренных», так и «приезжих». Считаю, что следует пойти на ужесточение правил регистрации и санкций за их нарушение. Естественно, не ущемляя конституционных прав граждан на выбор места жительства».

Тот же С.Белковский расценивает эту политику следующим образом: «… Второе – как можно дольше поддерживать статус-кво и делать вид, что серьезных проблем в межнациональной сфере нет. Именно поэтому активно внедряется тезис «преступники не имеют национальности». И, наконец, третье – предложить для России и населяющих ее народов некую концепцию под названием «интеркультурализм» – переплетение всех культур, существующих в стране, в новую сущность, приемлемую для всех национальностей. Впрочем, мы все это уже проходили – так называемая новая общность людей – советский народ – во многом базировалась как раз на концепции интеркультурализма, правда, «общность» так и не сложилась, несмотря на титанические усилия коммунистов».

Раз уж речь зашла о СССР, реальна ли опасность вспыхивания на территории России межнациональных конфликтов, сотрясавших Советский Союз на излете его существования, при Горбачеве? «Реальна, – считает Белковский. – В первую очередь по линии Северный Кавказ – собственно (Большая) Россия». Еще при Дмитрие Медведеве были проведены соответствующие исследования, результаты которых были озвучены на заседании Совета по правам человека при президенте РФ в Нальчике: 60% россиян – за отделение Северного Кавказа.

То есть речь не идет о сепаратизме. Речь идет о том, что так называемая Большая Россия не желает нести затраты за Кавказ. Речь идет о том, что русские не воспринимают кавказцев в качестве полноправных россиян.

По мнению Белковского, с которым трудно не согласиться, российская власть ни за какие коврижки не пойдет на отделение Северного Кавказа. Кому же из политиков захочется прослыть разрушителем Отечества, профукать наследие поколений, «расширявших империю часто ценой собственной жизни». «Оставаясь на почве реальности, зададимся вопросом: какие решения необходимо принять в первую очередь, чтобы не допустить расползания России по национальному признаку? Надо отказаться от концепции «полуимперии» (империи после империи), – уверен Белковский. – Сформулировать концепцию России как национального государства, где есть национальное большинство – государствообразующий народ – и национальные меньшинства, чей статус зафиксирован и права защищены законом (в том числе права на собственный язык и культуру). А главное – перестать делать вид, что в межнациональных отношениях в России нет проблем».

Но что реально собирается сделать Путин? Первое – даже невооруженным глазом заметно, насколько получится ограничить возможности, в том числе, и правовые, для проживания лиц кавказской национальности в больших мегаполисах, что мало того что является нарушением права на свободу передвижения гражданских лиц, притом на территории государства, гражданами которого они являются. Но необходимо учесть и то, что подобная политика, безусловно, обострит межнациональные отношения.

Второе – Путин собирается жестко контролировать общественно-политическую ситуацию на так называемых национальных окраинах, прежде всего на Кавказе. Оказалось, что прямые выборы глав республик то ли не в традициях этих мест, то ли кавказские народы еще не готовы к этому. Но, в любом случае, по сути, лидеры кавказских республик будут напрямую назначаться со стороны президента России. Никому так и не удалось получить от Путина вразумительного объяснения тому, почему население кавказских республик лишили права выбирать своих лидеров.

Ну не мог Путин открыто заявить, что не доверяет этим народам. И, по большому счету, он прав. Ведь именно с его позволения Чечня превратилась в зону, не входящую на российское правовое пространство. В случае выборности глав республик на Кавказе могут появиться еще несколько подобных зон, что, честное слово, не радует.

Однако не нам, а российским гражданам стоит разобраться со своей властью. Меня лично интересует судьба наших мигрантов. Все эти меры, безусловно, обострят межнациональные отношения в самой России, в том числе и в больших мегаполисах. Но бьют-то не по паспорту, а по физиономии. Будут бить и наших.

В случае сохранения «неформального двойного гражданства» наших начнут «удалять» по закону как граждан Азербайджана. А в случае, если они однозначно определятся с гражданством, это будет называться совсем по-другому…