Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Пойдет ли Лукашенко путем Генриха VIII?

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Почему Лукашенко не поехал в Киев на празднование годовщины крещения Киевской Руси? Что означают его предложения относительно реформирования православной церкви? Означают ли эти шаги и заявления движение к автокефалии БПЦ или, по крайней мере, к ее большей автономии и большему подчинению белорусским светским властям?

Почему Лукашенко не поехал в Киев на празднование годовщины крещения Киевской Руси? Что означают его предложения относительно реформирования православной церкви? Означают ли эти шаги и заявления движение к автокефалии БПЦ или, по крайней мере, к ее большей автономии и большему подчинению белорусским светским властям?

Ответы на эти вопросы в программа «Пражский акцент» искали: сотрудники «Радио «Свобода» Сергей Абламейко и Валерий Карбалевич, а также один из руководителей Белорусской Христианской демократии, бывший кандидат в президенты Виталий Римашевский. Ведущий – Юрий Дракохруст.
 
Почему Лукашенко задумал реформировать православную церковь?
 
Дракохруст: Александр Лукашенко не поехал в Киев на празднование 1025-летия Крещения Киевской Руси. Даже президенты Молдавии и Сербии - стран, которые стремятся в Евросоюз, поехали, а верный союзник Кремля, горячий адепт православия Лукашенко - нет. К тому же многие обратили внимание, что главы Белоруссии не было на литургии, которую в Минске служил патриарх Московский и Всея Руси Кирилл. Наконец, глава Белоруссии недавно озвучил свое мнение по поводу необходимости реформ в православной церкви. Что, на ваш взгляд, означают эти факты, почему и ради чего глава Белоруссии бросает вызов РПЦ, которая, кажется, до последнего времени была едва ли не самой надежной его опорой?

Римашевский: Внимательно читая заявления, которые сделал Лукашенко, я бы не сказал, что это прямой вызов Русской православной церкви. Русская православная церковь - это достаточно сложный организм. Во-первых, Лукашенко был достаточно вежлив. Те вещи, которые он озвучивал, они действительно обсуждаются на православных форумах, впрочем, которые Лукашенко не читает, поэтому видно, что речь ему приготовили. И единственная опасная вещь, которая прозвучала из уст его - это то, что он сказал, что «мы будем реформировать церковь», на что он, безусловно, не имел никакого права. В общем, я бы не оценивал это высказывание как вызов. Может быть, здесь есть единственная скрытая угроза Московскому патриархату. Все забывают о том, что праздник Крещения Руси связан с именем князя Владимира. Поскольку Лукашенко очень амбициозный человек, он всегда сравнивает себя с такими великими личностями, и я думаю, что те, кто готовил ему речь, подобрали эти пассажи для того, чтобы были основания сравнивать эти две фигуры.

Читайте также: Путин агитирует за православную церковь в фильме о годовщине Киевской Руси

Впрочем, Александр Лукашенко не поехал в Киев по одной простой причине: первыми действующими лицами там, безусловно, были Путин и московский патриарх, который вынужден находиться в русле кремлевской политики. Играть вторую скрипку Лукашенко не приходится. Поэтому, мне кажется, то, что он не поехал на это мероприятие - абсолютно понятный шаг. И вот такая показная попытка продемонстрировать, что он может вести самостоятельную политику.

Я думаю, что здесь есть и обезъяничание кремлевской политики, потому что Путин открыто объявил, что во внешней политике русская православная церковь будет использоваться российским государством. И это, безусловно, самая опасная тенденция, которая только может быть. В Белоруссии это может привести к катастрофическим последствиям для православной церкви и обернуться попросту безосновательными репрессиями.

Дракохруст: Сергей, кажется, что это довольно важные шаги, и что они встраиваются в единую цепь. То, что сказал Виталий - мол, не поехал потому, что Путин там будет первый, но и на саммитах СНГ Путин по умолчанию первый, но Лукашенко на них ездил и ездит.

Московская патриархия все время говорит о единстве православных народов, а неприезд в Киев Лукашенко продемонстрировал, что единства нет. Согласитесь, никто не ожидал, что Лукашенко не приедет.

Абламейко: Да, я тоже не ожидал. Я с вами, Юрий, согласен. Я думаю, что это проявление какого-то очень серьезного конфликта. Это не просто случайная поездка и это не имиджевая вещь, абсолютно. Я думаю, что у нас просто нет информации, но такой способ обнаружил серьезный конфликт. И здесь мы можем говорить не только о православной церкви, а может быть, и не столько. После этих заявлений уже были высказаны предположения, что это может быть конфликт за преемника Митрополита Филарета, даже было названо имя протоирея Федора Полного. Скажем, жена отца Федора Полного может, например, пойти в монастырь, и он может стать православным иерархом. Но я думаю, здесь, скорее всего, есть и какой-то другой конфликт, поскольку заявление Лукашенко о 57-килограммовом соме, которого он поймал, говорит о личной конкуренции с Путиным. Здесь можно говорить о конфликте вокруг «Беларуськалия», который как раз в эти дни проявился. Возможно, стороны не могли договориться по этому делу. Трудно судить, что именно стало причиной. Но упоминание о православной церкви и озвучивание планов определенного давления на нее - это очень серьезно может восприниматься Кремлем, а не только Патриархатом Русской православной церкви.

также по теме: У Лукашенко нет шансов для политического выживания


Мы помним, что еще в XIX веке французский маркиз де Кюсьтин писал, что во внешней политике, в первом ее приближении, для России важна роль православия. Поэтому и сегодня, если хочешь как-то ущипнуть Кремль, можно как-то ущипнуть православную церковь. И последняя, ​​самая экзотическая версия, что Лукашенко заботится о православной церкви, которая сегодня, очевидно, проигрывает конкуренцию с католической церковью. И все эти заявления о языке, о сокращении времени служб и скамейках в церкви могут быть проявлением заботы о православной церкви, чтобы она соответствовала времени.

Дракохруст: Валерий, как вы считаете? Здесь возможны множество причин, вы в своем блоге перечислили несколько, но, если говорить в целом, на ваш взгляд, это действительно отражение какого-то конфликта? Кстати, можно вспомнить, что в 2009 году, когда также был экономический конфликт, Лукашенко использовал такой «неприезд» как оружие, когда он не поехал на саммит ОДКБ. Неприезд на «саммит Крещения Руси» - шаг такого же рода или это часть концепта по изменению отношения белорусского государства к православной церкви?

Карбалевич: Я думаю, что это все-таки вызов РПЦ со стороны Лукашенко, что это конфликт. Обратите внимание: именно одновременно с празднованием в Киеве он выступил со своим заявлением о реформе православной церкви. Насчет мотивов конфликта - можно выдвигать много версий, мы имеем недостаточно информации, но мне кажется, что главное - это проблема власти. Лукашенко и руководство РПЦ делят власть над БПЦ. На поверхности лежит тема преемника, преемника Филарета на посту главы БПЦ. В октябре прошлого года произошел загадочный визит патриарха Кирилла в Минск, его встреча с Лукашенко. Можно предположить, что стороны не договорились. Кирилл стремится прислать нового главы БПЦ из Москвы. А Лукашенко хочет, чтобы это был гражданин Белоруссии, которого назовет он сам.
 
БПЦ: независимая от Москвы - зависимая от Лукашенко?
 
Дракохруст: Из истории известно, что отделение английской церкви от римской курии произошло, по сути, из чисто политических и даже личных причин: Ватикан в 1529 году отказался благословить 6-й (!) брак короля Генриха VIII, король в ответ вывел английскую церковь из-под юрисдикции Рима, решив не только проблему брака с Анной Болейн, но и существенно укрепив свою власть. Понятно, что влияние национальной власти на дела национальной церкви, по крайней мере, на назначение ее епископов, большее, чем на дела церкви, которая подчиняется иностранному религиозному центру. Национально-демократические силы много лет высказывались за автокефалию белорусского православия. Не являются ли шаги и заявления Лукашенко, которые мы наблюдаем, движением именно в этом направлении? Движением к автономии, большей независимости БПЦ от РПЦ, что практически означает большую зависимость церкви от светской белорусской власти.

Читайте также: Путин - христианство скрепляет единство России


Карбалевич: Тема, которая наиболее волнует Лукашенко, - это тема власти. Здесь он бескомпромиссен и готов пойти на жесткий конфликт со всеми, кто посягает даже на маленький кусок его власти. А власть над БПЦ - не такой уж и маленький кусок. Большинство населения Белоруссии объявляют себя верующими, хотя бы в форме «православных атеистов». В последнее время никто не собирает так много людей, как церковь. Даже на футбольные матчи народ в таком количестве не ходит, а про политические акции и речь не идет. Можно вспомнить тот же Будславский фест или богослужения по случаю 1025-летия Крещения Руси. И в момент какого-то политического кризиса позиция церкви может оказаться чрезвычайно важной. Поэтому ее надо максимально контролировать.

Дракохруст: Стоит отметить, что многие игры Лукашенко с Европой часто имели целью не что-то получить оттуда, а чтобы попугать Кремль возможностью своего геополитического «побега». Может, и здесь то же самое - упаси Бог, Лукашенко «убежит» из православия, уведет за собой Белоруссию, и чтобы предотвратить это, нужно всячески его ублажать. Вы не считаете, такой расчет может быть?

Римашевский:
Эта угроза адресована лично Путину, так как автокефалия является политическим вопросом, которого он ни в коем случае не допустит. Я хочу напомнить случай, когда патриарх публично возражал Лукашенко: на слова Александра Лукашенко, что Белоруссия - мост между Востоком и Западом, патриарх ответил, что это неотъемлемая часть восточнославянского православного пространства. То, что автокефалия не более чем угроза - я абсолютно убежден. Ссориться с православной церковью для Лукашенко равнозначно самоубийству. Даже если бы он принудил к этому, это привело бы к расколу в православной церкви Белоруссии и к отчуждению от него, поскольку, чем больше людей в православной церкви смотрят на Россию, тем больше они склонны поддерживать Лукашенко.

Да, он стремится к контролю, причем над всеми церквями. Посмотрите, что делается - посадили ксендза. Это беспрецедентный случай в новейшей истории Белоруссии. Он стремится контролировать БПЦ, как часть гражданского общества, теми же методами, которыми контролируются другие сегменты общества, например, оппозиция или независимые СМИ. То, чего Лукашенко, спецслужбы, сумели достичь в среде оппозиции, они сейчас пытаются достичь в отношении к церкви. Причем, любой - православной, католической, протестантской. И теперь перед независимой общественностью стоит задача защищать церковь - защищать и костел, и протестантские общины, и православную церковь тоже.

Также по теме: О Лукашенко и его отвращении к извращениям в политике

Ни в коем случае нельзя разжигать враждебность по отношению к православной церкви. Мне кажется опасной тенденция, идущая на руку Лукашенко - это то, что произошло в России, когда российские демократические силы начали противостояние с церковью. Я хочу обратить ваше внимание на то, что никогда христианство не воспринималось тоталитарными режимами как союзник. В конце концов, оно воспринималось как инородный элемент, который нужно было подчинить - это фашистская Италия, и нацистская Германия, и СССР. Таким же образом, по логике тоталитаризма, белорусский режим сейчас пытается уничтожить эти институты. И первые шаги мы наблюдаем. А заявления Лукашенко опасны не тем, что здесь будет автокефалия, либо тем, что он бросил вызов Патриарху. Не было этого вызова - я убежден в этом. Опасные намерения вмешиваться в дела церкви. Каким образом - мы видим на примере ареста ксендза Владислава Лазаря.

Дракохруст: Сергей, как вы считаете, могут ли эти заявления и шаги свидетельствовать о далекоидущих планах Лукашенко в стиле известного принципа «чья власть - того и вера»? Это принцип господствовал в Европе много веков назад. И, кажется, что тогдашние феодальные монархи рассуждали абсолютно так же, как сейчас размышляет их белорусский коллега.

Абламейко: Это только формально так звучит. Я думаю, что нет. Я думаю, что Лукашенко не думает об отделении церкви. Мое мнение такое, что, скорее всего, это проявление конфликта, это шантаж, и не только Патриарха, но и президента Путина.

Виталий уже говорил, что не будет автокефалии. И действительно в условиях, в которых находится белорусская церковь, достичь ее невозможно, так, чтобы стать автокефальной, ей нужно получить автокефалию от церкви-матери, а таковой сегодня является для белорусского экзархата РПЦ и Московский Патриархат. Этого никогда не будет, а значит, автокефалия в принципе невозможна, даже если историки найдут факт, что Москва когда-то незаконно приняла юрисдикцию над Киевской метрополией, к которой тогда якобы принадлежала Белорусская православная церковь.

Сегодня и Константинопольский Патриархат не захочет вмешиваться в отношения Минска и Москвы, как он сегодня не вмешивается в отношения Киева и Москвы. Так что трудно представить себе, что Лукашенко мечтает о какой-то отдельной автокефальной церкви, скорее всего, это проявление скрытого конфликта, о причинах которого мы можем только догадываться.

Читайте также: Белорусам не нравится российская военная база

Чем ответит православная церковь?
 
Дракохруст: Какой может быть реакция БПЦ и РПЦ на эти новации и шаги белорусской власти? Может ли РПЦ констатировать, что, скажем, Лукашенко изменил православию, стал его врагом?

Абламейко:
На мой взгляд, у Александра Лукашенко осталось мало инструментов, чтобы каким-то образом воздействовать на Россию. Он уже многое утратил, потерял и отдал. Так что, возможно, церковь - это последнее, где он может каким-то образом затронуть интересы Москвы и России. Это такой ответ на какие-то обиды.

Что касается ответа РПЦ и ее части в Белоруссии, он, конечно, будет резко отрицательный. РПЦ не пойдет на такие реформы, которые он озвучил. Дело в том, что те самые короткие богослужения, скамейки в храмах и использование национальных языков - они есть сегодня в остальных православных церквях мира. Фактически во всех церквях Европы, например, у греков эти скамейки есть. Более того, они есть и в непризнанной другими церквями Белорусской автокефальной православной церкви, в эмигрантской церкви в Америке. Все это существует - это не такая уж экзотическая вещь. Но их нет в Русской православной церкви. Это абсолютно фундаментальные вещи, которые не могут быть изменены. Ответ будет крайне отрицательный.

Другое дело, будут ли другие меры приниматься? Будет ли на Лукашенко оказываться давление? В определенной степени в Белоруссии и православная церковь, и католическая церковь сильно зависят от государства. Теоретически Лукашенко власть над церковью не нужна, поскольку она от него зависит. Церковь пользуется большой государственной поддержкой и государственными деньгами. Так что резко конфликтовать с Лукашенко не будут, но ответ будет не только от РПЦ, но и от Кремля, даже на такие заявления.

Дракохруст: Валерий, как вы считаете, пойдут ли навстречу этой тактике Лукашенко, причем довольно привычной и типичной для него, или наоборот, попытаются наказать? Я напомню ситуацию, когда Император Священной Римской империи 3 дня на коленях стоял у дома Папы, чтобы тот его простил. Не придется ли Александру Лукашенко стоять на коленях перед патриархом?

Также по теме: Сценарий «Лукашенко-2033»


Карбалевич: БПЦ довольно сильно зависит от белорусской власти, поэтому, думаю, будет молчать. И РПЦ будет стремиться искать компромисс. Острый конфликт с Лукашенко ей невыгоден. Думаю, опыт Украины, где политическая власть спровоцировала раскол украинской православной церкви, является явным предупреждением. Да и Лукашенко, думаю, не хотел бы выглядеть врагом православия в глазах россиян. Его предложение реформировать православную церковь, рассчитано и на российских «православных атеистов», которые считают себя верующими, но, как и он, не понимают смысла длинных богослужений. То есть, он ищет себе союзников среди паствы в конфликте с руководством РПЦ. Поэтому, думаю, стороны не пойдут на дальнейшее обострение конфликта, тем более, публичного, а будут искать компромисс. А насчет того, что говорил господин Римашевский, что надо защищать православную церковь от какого-то давления, от какого-то стремления Лукашенко укрепить над ней контроль, то тут возникает дилемма: защита БПЦ от Лукашенко будет означать сохранение БПЦ в лоне РПЦ. Неизвестно, что лучше.

Римашевский: Еще раз подчеркиваю: мне очевидно, что это вызов, который брошен в первую очередь Путину. Потому что в отличие от Александра Лукашенко, который проводит политику денационализации Белоруссии, уничтожая и разрушая своей политикой все независимые институты, цементирующие независимость - и язык, и историческое национальное сознание - в России другая концепция.

Российская власть считает православную церковь одним из основных фундаментальных основ формирования российской нации и формирования российской империи. Здесь можно говорить об ошибочности: понятно, что это вещи, которые не принесут никаких успехов, а только, по моему мнению, разрушат церковь. Но, тем не менее, это часть стратегии России. В отличие от Александра Лукашенко, от белорусского государства, там стратегия есть. И поэтому это вызов Путину, он знает, что это больно будет восприниматься именно Кремлем. Что касается защиты церкви, то не надо забывать, что белорусский экзархат РПЦ также носит название «Белорусская православная церковь». Нужно сильно отличать православную церковь в Белоруссии от кремлевской политики, отличать какие-то союзы Путина и попытки Кремля использовать Московский патриархат в своей внешней политике от БПЦ здесь.

И православная церковь, и костел, и протестантские сообщества - являются частью гражданского общества Белоруссии. Нравятся нам высказывания и позиции БПЦ или нет, но все-таки это часть гражданского общества. Это касается и конкретных приходов, и конкретных священников, это касается и епископов.

Читайте также: Москва строит в Белоруссии антиамериканский плацдарм

Напомню, господин Карбалевич, что гродненский епископ терпит давление со стороны КГБ, и его епархия, не поддерживается государством много лет только потому, что там вывешены иконы новомучеников с изображениями убийц в красноармейской форме. Этот епископ не финансируется государством.

БПЦ может быть независимой и в финансовом плане, хотя это очень сложно. Наше государство может сразу уничтожить экономическую независимость всех христианских общин без исключения, подняв налоги на землю. Поэтому их защищать надо. Защищать как ростки гражданского общества, независимого от государства. Если Лукашенко кому-то и угрожает, то эта угроза не сбудется в отношении Московского патриархата и РПЦ в целом. То, что он может сделать - так это истребить независимую христианскую общину в Белоруссии.

Что касается автокефалии, то нет ничего хуже для церкви, чем то, когда в ее дела начинает вмешиваться государство. Думаю, что если вспоминать каких-то оппозиционных деятелей, которые принудительно хотели ввести автокефалию, то Лукашенко в этом плане ничем от них не отличается. Это абсолютно нецерковный подход. Вопрос самостоятельности церкви - вопрос, который должен решаться внутри церкви. Другой подход приведет к разрушению церкви.

Знаете, есть такая концепция крайнего национализма: совершу крещение собаки, квартиры, машины по-белорусски. Простите, но это не христианство, а национальное язычество. Мы видим, что на Украине такие радикальные заявления привели к тому, что там создаются сообщества, где отрицают существование даже Христа. Поэтому вопрос об автокефалии - это не вопрос политики. Если политик считает этот вопрос политическим, как Александр Лукашенко, то этот политик по ментальности есть диктатор. Я еще раз подчеркиваю, что православная церковь и христианство в целом - это есть союзник всех демократических сил всегда и везде.

Также по теме: Лукашенко обиделся на Путина

Абламейко: Я хотел бы поддержать пафос Виталия в том, что если действительно есть факты давления на христианские общины в Белоруссии, на различные конфессиональные группы, то независимая общественность должна их защитить. Это правда. Вместе с тем, я хотел бы сказать, что не надо преувеличивать значение термина «Белорусская православная церковь». Надо знать, что белорусский экзархат БПЦ является несамостоятельной структурой, а ему просто дано право называться БПЦ. Но самостоятельной структурой он не является. Синод епископов Украинской православной церкви имеет право выбирать себе митрополита из своего состава. Для Белоруссии митрополита назначают в Москве, Синод РПЦ назначает минского митрополита так же, как назначает других митрополитов. Так что не надо преувеличивать значение этого слова, так как БПЦ - полноправная часть РПЦ в Белоруссии.

Римашевский: Знаете, если какая-либо церковь является структурой Москвы, Берлина, Варшавы или какой-то другой политической структуры, то это уже не есть церковь. БПЦ в Белоруссии есть структура Христа. Я это могу говорить ответственно, я православный верующий. Просто по-хорошему призвал бы и журналистов, и демократических активистов, если они не являются прихожанами церкви, не измерять церковные вопросы и церковь общественными, мирскими мерками.

Посмотрите, что сделано православной церковью в Белоруссии за последнее время. Безусловно, здесь много проблем, о которых я мог бы рассказать, потому что знаю о них больше. Безусловно, есть попытка Москвы использовать церковь в политических целях. Но это проблема церкви, с которой она сопротивляется всеми силами. И в этом плане ей нужна помощь. И не надо помогать русским, я имею в виду, Кремль, Путина, разрушать БПЦ.

Перевод: Светлана Тиванова.