Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Прежде всего литовскому обществу следует преодолеть в себе антиглобалистские настроения и страхи. Сделать это может помочь взгляд на Литву, как на неотъемлемую часть глобальной социальной системы, неограниченной культурными, политическими и иными границами.

Глобализация! Одни ее боятся, другие боготворят. Этот процесс затрагивает все сферы – политическую, социально-экономическую, культурную. Его основные черты – более тесные международные связи, активная миграция, ускоренный темп жизни.  

Глобализация во многом способствовала прогрессу, особенно в области коммуникации. В пятидесятые годы двадцатого века теоретик коммуникации М. Маклухан назвал мир «глобальной деревней», в которую его превратила возможность быстрой передачи информации. Однако сравнительное «сжатие» планеты имеет как положительные, так и отрицательные последствия. Как отметил С. Хантингтон, «сократившиеся» расстояния стали причиной новых глобальных конфликтов. Он назвал это «столкновением цивилизаций», в основе которых лежит религиозно-культурная идентичность. Иными словами, более тесное межцивилизационное  общение (в первую очередь за счет миграции) ведет к столкновению разных парадигм восприятия мира.   

Возможно, главная беда глобализации заключается в том, что процессы в одном конце света влияют на события в другом конце. Сегодня наиболее актуальна экономическая глобализация. И вот кризис 2008 г. в США стал мировым явлением, последствия которого на себе ощутила даже Литва. С другой стороны, экономические проблемы южно-европейских стран могут привести к дестабилизации всего Евросоюза (который сам, кстати, является глобальным геополитическим пространством со свободой передвижения в рамках Шенгенской зоны) и создать трудности его торговым партнёрам. Экономическая взаимозависимость порождает эффект домино.

Поэтому «сузившийся» мир заставляет страны объединяться и действовать глобально. Более ли менее уверено могут себя в нем чувствовать лишь большие государства, но и им иногда бывает неуютно в новых условиях.

Например, Россия. Как в книге «Дипломатическая апория: международная перспектива нормализации литовско-российских отношений» написал известный литовский политолог Г. Виткус: «Россию раздражает слишком специфическая сила приблизившегося к её границам Евросоюза как субъекта международных отношений, с которой ей раньше не приходилось иметь дело». Видимо поэтому Москва, разочаровавшись в СНГ, как в адекватном ответе Европе, пытается реализовать новый интеграционный проект – Таможенный союз (пока совместно лишь с Белоруссией и Казахстаном, но большие надежды возлагаются на присоединение к нему Украины), который в перспективе должен стать основой Евразийского экономического союза как противовеса ЕС. Есть в мире и другие интеграционные инициативы глобального характера. Например, «большая двадцатка», Африканский союз, Лига арабских государств или Союз южноамериканских наций.

Конечно, все явления, о которых говорится в статье, не являются последствием одной лишь глобализации. Однако тот факт, что большинство из них отражают ее суть, неоспорим.       

В Литве разговоры на эту тему чаще всего носят негативный характер. В процесс глобализации страна включилась сразу после распада СССР со всеми полагающимися атрибутами – «Макдональдс», выезды за рубеж и т.п. Вскоре литовцы стали полноправными участниками глобального информационного пространства и мирового рынка труда. Финальный аккорд – вступление в ЕС и НАТО.     

Часто говорится о том, что культурная глобализация угрожает национальной идентичности, а большие государства – культурные империалисты. В первую очередь речь в данном случае, конечно, идёт о США, которые якобы наводнили мир своей безумно популярной, но до невозможности дешёвой развлекательной продукцией. Однако угроза культурной глобализации в большей степени теоретическая, нежели практическая.   

Что действительно больно, так это эмиграция, которая стала настоящей бедой для Литвы, жители которой активно покидают страну в поисках лучшей жизни. При этом, находясь в границах все той же «европейской деревни», люди не чувствую особого дискомфорта в ходе смены места жительства. Иными словами, Евросоюз – это уменьшенная версия глобального мира, а евроскептицизм это тот же антиглобализм.   

Противники европейской идеи обычно высказываются за локальное, национальное развитие страны. Однако это тупиковый путь, ведущий к самоизоляции. Выход – гармоничное сочетание собственной идентичности и социально-политического опыта с реалиями глобального мира.  

Бояться глобализации нет смысла, разумнее воспользоваться предлагаемыми ей возможностями в своих целях. В этой связи можно привести пример из области науки. ВУЗы Литвы обеспокоены снижающимся числом студентов. Решением проблемы может стать привлечение учащихся из-за рубежа, которые не только заплатят за свою обучение, но и будут расходовать имеющиеся средства в стране проживания. Поэтому повышение уровня конкурентноспособности литовских высших учебных заведений должно стать делом государственной важности, чтобы иностранные студенты «глобализировались» именно в Литве, а не в Германии, Великобритании или США.  

Однако прежде всего литовскому обществу следует преодолеть в себе антиглобалистские настроения и страхи. Сделать это может помочь взгляд на Литву, как на неотъемлемую часть глобальной социальной системы, неограниченной культурными, политическими и иными границами. Что там говорить, когда уже подготовлена программа «Глобальной Литвы», в которой всё это прописано. Объединение «литовского мира» в единое целое несомненно поможет нашей стране занять достойное место в глобальном мире.  

Конечно, страх перед глобализацией никуда не исчезнет, и всегда найдутся те, кому она не по душе. Однако все не так страшно. Просто – у страха глаза велики!