Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Поединок Россия – ЕС

Чем ответит Брюссель на давление России на западных соседей

© РИА Новости Сергей Гунеев / Перейти в фотобанкВстреча президента РФ В.Путина с лидерами Евросоюза в Стрельне
Встреча президента РФ В.Путина с лидерами Евросоюза в Стрельне
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Отношения между Европейским Союзом и Россией сейчас наихудшие с тех пор, как после распада советского блока ЕС начал расширение на Восток. Лидеры объединенной Европы сейчас осознают, что Кремль не придерживается международных конвенций и норм, тогда как Москва считает Евросоюз большой угрозой для своих региональных амбиций.

С приближением Вильнюсского саммита остается открытым вопрос, насколько эффективным будет ответ ЕС на усиление давления Кремля на своих западных соседей
 
Отношения между Европейским Союзом и Россией сейчас наихудшие с тех пор, как после распада советского блока ЕС начал расширение на Восток. Лидеры объединенной Европы сейчас осознают, что Кремль не придерживается международных конвенций и норм, тогда как Москва считает Евросоюз большой угрозой для своих региональных амбиций.
 
Пропасть между Европой и Евразией
 
В российской стратегии в отношении Запада было три основных стадии восприятия ЕС. В начале 1990-х годов Евросоюз считался относительно безвредной организацией, которая не выходила за пределы Западной Европы, была сосредоточена на экономическом сотрудничестве и лишена внешнеполитического или оборонного аспекта. В середине 1990-х ЕС, в основном, воспринимали как полезный противовес влиянию НАТО и США, ведь он принимал на себя все больше функций по обеспечению «мягкой безопасности» и размышлял о целесообразности будущего существования Альянса.
 
ЕС может представлять более серьезную угрозу для амбиций Москвы, чем НАТО
 
Во времена же президентства Путина ЕС стали рассматривать как структуру, которая посягает на национальные интересы России. В 2004 году в его состав вошла большая часть центральноевропейских государств, что поставило под сомнение уступчивую позицию европейцев относительно демократического регресса и регионального неоимпериализма Кремля. Программу демократизации от Евросоюза Москва воспринимала как стратегию, направленную на ослабление влияния РФ на постсоветском пространстве. Кроме того, европейские стандарты – подотчетность правительственного аппарата, прозрачность бизнеса, рыночная конкуренция, защита окружающей среды – все сильнее препятствовали экономическому проникновению России, которое по большей части основывалось на непрозрачных бизнес – практиках. Таким образом, последняя начала рассматривать ЕС как вызов, направленный на вывод нескольких своих постсоветских соседей из московской орбиты навсегда.
 
На самом деле ЕС может быть более серьезной угрозой для амбиций Москвы, чем НАТО. Европейцы не только подрывают евразийский проект, но и могут переманить некоторые регионы Российской Федерации, в частности аннексированные Калининград и Карелию, некогда входившие в состав соседних европейских государств.
 
Вильнюсская битва
 
Вместо того, чтобы рассматривать программу Восточного партнерства ЕС, как инструмент стабилизации своих соседей, Москва считает Вильнюсский саммит прямой угрозой для своих планов по созданию Евразийского союза. Последний предусматривает, что бывшие советские республики должны отказаться от своих стремлений вступить в ЕС. Белокаменная запланировала несколько этапов формирования евразийской структуры: сначала Таможенный союз, а далее экономическое и политическое объединение вроде ЕС, однако с одним существенным отличием. В то время как последний предусматривает суверенитет каждого из членов, Евразийский союз будет основан на отказе от него в пользу доминантной центральной силы Кремля. Россия предлагает своим бывшим подчиненным членство в ТС, делая ударение на реальных преимуществах вступления. На самом деле это протекционистский проект, первая ступенька на пути к полной субординации.
 
Российские чиновники, стремясь навредить устремлениям Европы, перешли к жесткой риторике. В начале сентября Путин уговорил армянскую власть отказаться от европейских амбиций и присоединиться к Таможенному союзу. Очевидно, президент Армении Серж Саргсян вернулся домой из Москвы униженным: он заявил, что Ереван присоединится к российскому образованию, а следовательно, фактически поставил крест на любых европейских планах.
 
Путин обратил внимание на экономическую и энергетическую зависимость Еревана от Москвы и якобы пригрозил, что лишит Армению поддержки в Нагорно – Карабахском конфликте с Азербайджаном. Молдавию Россия тоже пугает крахом экономики: уже были введены санкции в отношении тамошнего вина – главного экспортного продукта страны.
 
К тому же РФ манипулирует вопросом приднестровского сепаратизма, чтобы склонить на свою сторону Кишинев.
 
На международном форуме в Ялте, который состоялся 19-22 сентября, кремлевский советник Сергей Глазьев открыто предупредил о введении Россией санкций, если Киев подпишет договоренности с Брюсселем. Кремль вслед за таможенной войной может начать полноценную экономическую блокаду и повысить цены на энергоресурсы, чтобы нанести серьезный удар по экономике Украины.
 
Если Россия перейдет от угроз к действиям против Киева или Кишинева, Европа и США должны иметь единую позицию. Как создание Евразийского союза во главе с Москвой, так и конфликты, связанные с сопротивлением присоединению к нему, ослабят безопасность вдоль нынешних границ ЕС. Однако вильнюсский поединок приближается, а до сих пор не ясно, насколько эффективным будет ответ европейцев для защиты суверенитета и целостности соседних государств в случае усиления давления со стороны Кремля .
 
Распространение конфликтов
 
Кроме споров из-за восточных соседей ЕС российские власти прибегают еще и к обвинениям в адрес Литвы, которая якобы вредит ее энергетическим интересам. Вильнюс пожаловался Еврокомиссии, что Газпром использует свою позицию на рынке топлива, завышает цены и манипулирует поставками углеводородов ради политического давления. Российские чиновники критикуют попытки Брюсселя усилить конкуренцию на энергорынке и уменьшить зависимость Европы от поставок из РФ. В сентябре Европейская комиссия объявила о завершении оценки торговой деятельности Газпрома. Эксперты ЕС готовятся предъявить ему обвинения, связанные со злоупотреблением монопольной позицией: компании грозит штраф до € 11 млрд. Кроме того, в случае изменения ценовой политики она может потерять $ 14 млрд. прибыли.
 
Реакция Москвы была предсказуемой: введение торговых санкций против Литвы и обещания эмбарго другим соседям. В начале октября Таможенная служба России запретила импорт литовских молочных изделий и пригрозила ввести эмбарго на мясо, рыбу и другие продовольственные продукты. Комиссар по торговле Европейской комиссии Карел де Гюхт заявил, что Москва не дала разъяснений относительно таможенных ограничений и его действия могут привести к мерам против России в ВТО.
 
Как это ни парадоксально, санкции РФ против Вильнюса вызвали серьезные проблемы в Калининграде, где больше пользуются литовской продукцией.
 
В этом российском эксклаве даже начались общественные протесты против тактики Кремля. Вильнюс пригрозил, что заблокирует России автомобильный и железнодорожный путь в Калининград, если та будет продолжать давление на соседей, а это означало бы еще большую изоляцию области. Такие действия могли бы активизировать движение в поддержку независимости региона от Москвы, что улучшило бы его шансы на более тесные связи с ЕС.
 
Дополнительный усилитель напряженности в отношениях между ЕС и Россией – нарушение прав человека и аресты защитников окружающей среды. По словам посла Вигаудаса Ушацкаса, главы представительства Евросоюза в РФ, ухудшение ситуации с соблюдением этих прав может сказаться на ратификации парламентами европейских стран соглашения о безвизовом режиме между РФ и Евросоюзом. Кроме того, европейские столицы возмущены заключением обвиняемых в пиратстве активистов Greenpeace, которые выступали против добычи русскими нефти в Арктике. Такие действия кремлевской власти подтверждают, что Россия превращается в страну – пария.
 
Будущее испытание Европы
 
Европейские парламентарии, особенно с востока континента, призвали Еврокомиссию к строгой позиции в вопросе частого прессингования Москвой соседей, а также ее пренебрежения международными нормами. Бюрократических ответов и карательных санкций в отношении Газпрома или России со стороны ВТО недостаточно для воздействия на кремлевскую политику. ЕС имеет возможность действовать солидарно с Литвой и всеми странами – членами, которым угрожает Кремль.
 
Приближается Вильнюсский саммит, и эффективным ответом Москве должно стать торжественное подписание (или парафирование) соглашений об ассоциации и свободной торговле с Украиной, Молдавией и Грузией. Саммит должен также сигнализировать, что все постсоветские государства, кроме РФ, приглашены для заключения таких договоренностей.
 
Брюссель должен дать понять, что будет рассмотрена кандидатура любой желающей вступить в ЕС страны. Как только она станет отвечать критериям членства , как ей предложат путь, по которому прошли все западные государства. А еще во время или после Вильнюсского саммита следует продемонстрировать общую позицию с Вашингтоном. Это должно подтвердить, что в противовес агрессии и давлению Москвы есть решительные действия, направленные на построение демократического и защищенного трансатлантического сообщества, в состав которого входят европейские страны. Кремль должен понять, что прессинг и шантаж контрпродуктивны, в конце концов, они вредят амбициям самой России.
 
Перевод: Антон Ефремов.