Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
«Справиться» с Россией будет не так-то просто

Перед Кремлем стоит простая задача - не допустить достижения мирных договоренностей

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Президенты Азербайджана и Армении дали согласие на встречу в ноябре. Об этом говорится в заявлении сопредседателей Минской группы ОБСЕ по итогам их встреч и переговоров в Ереване вечером 5 ноября. В документе сказано, что 4-5 ноября сопредседатели провели встречи в Баку и Ереване с министрами иностранных дел и обороны двух стран.

Президенты Азербайджана и Армении дали согласие на встречу в ноябре. Об этом говорится в заявлении сопредседателей Минской группы ОБСЕ по итогам их встреч и переговоров в Ереване вечером 5 ноября. В документе сказано, что 4-5 ноября сопредседатели провели встречи в Баку и Ереване с министрами иностранных дел и обороны двух стран. На встречах с президентами Азербайджана и Армении обсуждались вопросы необходимости урегулирования карабахского конфликта.

«Президенты двух стран подтвердили их намерения провести встречу в ноябре 2013 года для уточнения своих позиций по урегулированию и продвижению вперед. Сопредседатели продолжают работу по подготовке предстоящей встречи. Они призвали стороны воздержаться от действий и заявлений. Военные действия, особенно в этот момент, могут быть восприняты только как попытка нанести урон процессу», – отмечается в заявлении.

А после встречи с армянским министром иностранных дел Эдвардом Налбандяном, как сообщает агентство Armenia Today, сопредседатель МГ ОБСЕ от России Игорь Попов заявил, что сопредседатели Минской группы ОБСЕ ожидают уточнения позиций сторон нагорно-карабахского конфликта для дальнейшего продвижения вперед.

«В прошедшие два года инициировались встречи лишь на уровне министров иностранных дел, в то время как, по моему мнению, и это мнение разделяют сопредседатели двух других стран, пришло время для продолжения встреч на высоком уровне, чтобы очертить график и внести четкость в позиции», – отметил Попов.

Касаясь визита в Баку, сопредседатель отметил, что были проведены встречи с президентом, главой МИД и министром обороны Азербайджана. «В число обсуждаемых вопросов вошел также вопрос организации встреч президентов», – сказал Попов.

Американский сопредседатель Джеймс Уорлик добавил, что сопредседатели работают в направлении установления мира, осознавая, что ситуация является сложной для сторон конфликта.

Одним словом, как принято говорить, открывается новое «окно возможностей». В который раз? – спрашивается. Притом необходимо отметить, что «окно возможностей» на этот раз открывается ненадолго. Всего на год. В 2015 году в Азербайджане состоятся парламентские выборы, которые по накалу вряд ли будут уступать президентским. «Мертвый сезон», который был характерен для президентских выборов 2008 года и парламентских 2010 года, остался позади. Власть при всей своей мощи больше не может не оглядываться и хотя бы частично не учитывать настроения наpода. Это в любом случае радует.

Итак, после двухлетнего перерыва президенты Армении и Азербайджана согласились на встречу на высшем уровне. Это уже плюс. Впереди целый год. А это совсем немалый срок, даже с учетом того, что с момента прекращения огня прошло целых двадцать лет.

Немного о причинах этого перерыва. Во-первых, он был связан с завершением посреднической миссии бывшего президента и нынешнего премьер-министра России Дмитрия Медведева. Это, безусловно, серьезный этап в урегулировании карабахского конфликта, который завершился полным провалом.

Перерывы после подобных провалов – вполне естественное явление. Стоит напомнить, что после американской посреднической миссии в 2001 году мы стали свидетелями почти такого же двухгодичного перерыва во встречах на высшем уровне.

Во-вторых, Владимир Путин, который вернулся в Кремль в марте 2012 года, не стал обременять себя посреднической миссией по урегулированию карабахского конфликта. У него, в отличие от Медведева, оказались совсем другие внешнеполитические приоритеты.

В-третьих, безусловно, череда электоральных процессов в Армении и Азербайджане также не создавала соответствующего фона для продолжения мирных переговоров. И та, и другая стороны были больше заинтересованы демонстрацией «тактических побед». Азербайджан добился большой «пирровой победы» в истории с Рамилем Сафаровым, а Армения – своими бесконечными угрозами запустить авиарейс Ереван-Ханкенди. Дополняли эту картину многочисленные стычки с человеческими жертвами на линии соприкосновения войск.

Итак, через два года начинается новый этап, притом опять под патронажем США. Каковы же перспективы? Если оглядываться в прошлое, то есть учитывать, как говорится, наработанный опыт, то перспективы нулевые.

Если учитывать геополитические реалии, складывается немного иная картина. Речь идет о том, насколько официальные Баку, Ереван и ведущие игроки, имеющие интересы на Южном Кавказе, заинтересованы в урегулировании конфликта. Начнем со сторон конфликта. Надеюсь, после 3 сентября армянская политическая элита четко осознала всю угрозу существующего статус-кво в урегулировании карабахского конфликта для независимости Армении. Сегодня в Ереване могут говорить все что угодно. Но мало кто может поспорить с тем, что именно угрозы, связанные с карабахским конфликтом, заставили официальный Ереван в самый последний момент отказаться от полностью согласованных договоренностей с Евросоюзом. Это психологическая травма на общенациональном, общегосдарственном уровне. Пережить такой позор, после которого к стране как государству перестают относиться серьезно – не так просто.

Но окно в Европу для Армении закрыто не окончательно. Еще не вечер, еще не подписаны соглашения, регламентирующие членство Армении в ТС и Евразийском Союзе. Еще все можно переиграть. Но необходимо добиться урегулирования карабахского конфликта и нормализации отношений с Турцией. Перейдем к Азербайджану…

Мы не знаем, что такое пережить позор, подобно тому, который пережила Армения. Но мы уже пережили более чем 20-летнюю оккупацию территорий. Надо осознать, что существование конфликта является такой же угрозой для независимости Азербайджана. Нам также надо избежать позора, который, более чем уверен, в случае необходимости будет представлен обществу как «великая победа» нашей внешней политики.

Думаю, что в прорыве урегулирования карабахского конфликта заинтересован и наш единственный относительно надежный союзник – Турция. Официальная Анкара одним выстрелом лишится двойной «головной боли». С одной стороны, карабахский конфликт больше не будет рассматриваться в качестве дестабилизирующего фактора в регионе, влияющего на взаимоотношения Турции с таким региональными державами, как Россия и Иран. А с другой – откроется путь к нормализации армяно-турецких отношений, что также отвечает интересам официальной Анкары.

12-13 ноября в Анкаре состоится очередное заседание Высшего совета стратегического сотрудничества Турция – Азербайджан. Как сообщает АПА, в заседании примет участие азербайджанская делегация во главе с президентом Ильхамом Алиевым. На заседании главной темой обсуждения станут вопросы сотрудничества между странами в различных областях, в том числе в сфере обороны и безопасности. На 100% можно быть уверенным в том, что официальная Анкара попытается настроить президента Азербайджана на максимально конструктивный лад на предстоящих мирных переговорах.

Хотелось бы верить, что день 3 сентября стал хорошим уроком и для Вашингтона. Нельзя быть настолько самодовольным и считать, что бравые американцы везде и всюду успеют. Да, 3 сентября – прежде всего «щелчок по носу» Евросоюза, но немного и Вашингтона. То есть существование карабахского конфликта угрожает реализации американских геополитических и геоэкономических интересов в огромном пространстве, от Южного Кавказа до Средней Азии.

Не стану акцентировать внимание на Иране. По той простой причине, что тегеранский режим не имеет реальных рычагов влияния на мирный процесс. Остается Россия. Но тут все просто. То, что выгодно сторонам конфликта, США и Турции, естественно, противоречит интересам России.

Даже такой большой коалиции заинтересованных в урегулировании конфликта партнеров не так просто справиться с одной Россией. Во-первых, разрушать всегда проще, чем строить. А России необходимо именно разрушать.

Во-вторых, необходимо проявление огромной политической воли со стороны президентов Армении и Азербайджана. Необходимо добиться таких договоренностей, чтобы президенты, притом, каждый в отдельности, могли представить мир «внутреннему потребителю» как собственную большую победу. Это очень сложная, но выполнимая задача…

А пока армянская сторона в очередной раз попыталась сделать хорошую мину при плохой игре. Армения не видит необходимости вовлечения ОДКБ и России в вопросе отражения возможной агрессии со стороны Азербайджана, пишет на своей странице в Facebook пресс-секретарь Министерства обороны Армении Арцрун Ованнисян. Комментируя заявление министра обороны Азербайджана на встрече с сопредседателями Минской группы ОБСЕ по поводу высказывания командира 102-й российской военной базы в Армении, Ованнисян отметил, что, видимо, Закир Гасанов не получает от своей администрации должной информации о четвертой статье Договора о коллективной безопасности и подписанного в 2010 году пятого протокола о военной базе РФ в Армении. «Тем не менее, хочу напомнить, что военно-политическое руководство Армении неоднократно отмечало, что не видит необходимости вовлечения ОДКБ или России в противодействие азербайджанской агрессии. Возможностей наших Вооруженных сил более чем достаточно для решения любой боевой задачи. Членство Армении в ОДКБ и армяно-российское военное сотрудничество направлены на предотвращение возможной агрессии третьей страны», – пишет пресс-секретарь.

По поводу возможности вовлечения России в случае возобновления полномасштабных боевых действий в Нагорном Карабахе я писал не раз. Но ни договоренности в рамках ОДКБ, ни соответствующие межгосударственые соглашения между Арменией и Россией не являются достаточным международно-правовым обоснованием для подобного вмешательства. Но, по большому счету, как показали события 2008 года, Россия не нуждается в особых международно-правовых обоснованиях, впрочем, как и США.

А вот заявлять об отсутствии необходимости вовлечения России – это уже наглость. С.Саркисян открытым текстом заявил, что Армения не может находиться в одной системе военно-политической безоапасности, но при этой интегрироваться в другую – экономическую. Проще говоря, в случае интеграции в европейское пространство Армения лишилась бы военно-политического покровительства России. И этим все сказано…