Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Все началось в Белоруссии. Замедление развития демократии в мире становится все заметнее. Freedom House констатирует уменьшение количества стран, в которых гарантированы все политические и гражданские права. Эта тенденция прослеживается уже шестой год подряд.

Все началось в Белоруссии.

Замедление развития демократии в мире становится все заметнее. Freedom House констатирует уменьшение количества стран, в которых гарантированы все политические и гражданские права. Эта тенденция прослеживается уже шестой год подряд.

Во многом это вызвано тем, что изменилось отношение к вопросам продвижения демократии в США и Европе.

Растет ощущение того, что Европа утрачивает приверженность тем самым принципам, на которых она базируется, ослабевает даже эмоциональная связь с недавней историей, историей борьбы за свободу, за европейские ценности.

Недавние надежды

История успеха объединения Европы перестает служить политическим ориентиром.

Восточная Европа после распада СССР недолго оглядывалась на призрак былой империи и решительно повернула в сторону НАТО и ЕС. Евросоюз принял в свои члены Польшу, Чехию, Словакию, Венгрию, Литву, Латвию, Эстонию, Словению, Болгарию, Румынию. Действительность стала превосходить самые смелые прогнозы о демократическом мире, о прогрессе и правах человека на Европейском континенте. Стала реальной мечта о Европе целостной и свободной.

В 90-е все еще казалось, что вслед за Восточной Европой пойдут и бывшие республики СССР, по крайней мере его европейской части. Это было самое благоприятное время для создания и развития институтов демократии в европейской части бывшего СССР. И, действительно, в Белоруссии, Украине, России в большом количестве появились западные неправительственные организации для помощи в развитии гражданского общества. Только вот по разным причинам их деятельность не принесла успеха.

В начале нового тысячелетия Европа нуждалась в США, в том числе и для принятия новых членов в ЕС, поддерживала политику США, основным внешнеполитическим постулатом которой было продвижение демократии. От такой принципиальной солидарности Европа только выиграла, особенно страны Восточной Европы, которым удалось вернуться в Европу.

Премьер-министр Украины Николай Азаров (справа) во время отчета правительства в парламенте в Киеве


Очевидный откат назад, подальше от демократических ценностей происходит сегодня на всем пространстве бывшего СССР. А западные неправительственные организации и их партнеры оказались под самым большим прессом за все годы своей деятельности в республиках бывшего СССР. Неправительственные организации в России объявлены «иностранными агентами». В Белоруссии они давно уже «враги народа». Очевидной стала опасность авторитарной России. Усилились авторитарные тенденции на Украине, несмотря на ее приготовления подписать ассоциированное соглашение с ЕС. Да и сами переговоры c ЕС идут не о «цивилизационном выборе» Украины, а о том, как учесть интересы правящей авторитарной верхушки Украины.

Печальная реальность

Сегодня США дистанцировались не только от продвижения демократии в целом, но от поддержки процессов продвижения демократии в Европе. Возврат к привычной «парадигме безопасности», которая не предполагает акцента на права человека и демократию, привел к тому, что США поддерживают отношения, иногда весьма тесные, с большей половиной из числа несвободных стран. Поэтому «Арабская весна» стала для США неожиданностью и прибавила проблем и для США, и для Европы, и для мира. Какими бы ни были причины «Арабской весны», это было восстание против тиранов — партнеров Запада.

Европа сегодня повторяет ту же ошибку. Она стала возвращаться к принципам «реалполитик» в упаковках прошлого века, времен противостояния двух систем, двух идеологий. Это самый пагубный путь из всех возможных. Это приведет к предательству демократических движений в странах, живущих при авторитарных и диктаторских режимах.

Одним из аргументов такого поворота служит ложный посыл о том, что Россия сопротивляется влиянию Запада и принимает меры для того, чтобы ему противостоять. Исходя из этого, Европа пытается различить любые признаки противостояния бывших советских республик и России и помочь этому противостоянию.

Считать, что, помогая таким режимам противостоять России, Евросоюз уводит их от тоталитаризма — роковое заблуждение.

В действительности бывшие советские республики не борются с Западом, они создали альтернативную модель и последовательно укрепляют ее при ведущей роли России и при помощи западной «реалполитик». Какие бы сложности ни возникали у некоторых из постсоветских государств с Россией, закрывать глаза на природу этих режимов и поддерживать их только из-за некоторых трений с Россией — губительно для системы ценностей и будущего этих стран. При этом базисные ценности, на которых стоит Европа, отходят на второй план. На первый вновь выходит геополитическое соперничество, которое приводит не просто к отступлению от принципов, но и к усилению и легитимации тоталитарных режимов.

Авторитарная модель сегодня намного привлекательней для правящих групп постсоветских республик, чем западная демократия. Они движутся именно по этому пути и не собираются добровольно воспринимать никаких западных демократий. Зачем? Либерализация и демократизация приведет их к потере власти, а с Европой всегда можно договориться и исключить из двусторонних отношений такие глупости, как права человека. Нарушение международных обязательств сходит им с рук, меняться под воздействием политики ЕС они не намерены, поскольку это опасно для их диктаторских режимов.

Постсоветский авторитаризм пошел намного дальше Советского Союза. Бывшая сверхдержава блюла границы. Противостояние с Западом велось в «третьем мире», а не на территориях противника. В Западной Европе СССР действовал традиционными методами: шпионаж, попытки пропаганды, поддержка коммунистов.

Сегодня все изменилось. Постсоветский авторитаризм почувствовал слабину Европы и все энергичней пытается насаждать в ней свои правила игры. Возможно, это еще не оформилось в сознательную стратегию, но размах и эффективность «похищения Европы» впечатляют.

Пугающее будущее

Началось все с солидных денежных вливаний в Старый свет. Постсоветские нувориши стали желанными клиентами в Западной Европе. Вначале они приезжали просто покутить и насладиться «их» жизнью, постепенно понимая, что не надо подстраиваться под глупые условности, а деньги позволяют вести себя как угодно и нарушать какие угодно законы.

Затем начали покупать недвижимость, переводить свой бизнес в Европу или европейские «офшоры», скупать спортивные клубы, увеселительные заведения. Опыт первых поездок в Европу оказался весьма полезным. Зачем соблюдать законы, когда можно нанять высокооплачиваемых западных юристов, которые уладят все недоразумения?

На сегодняшний день бизнес постсоветских государств присутствует во всех европейских странах. Ярким примером является Лондон, в котором по-хозяйски обосновался российский капитал. Казалось бы, нормальное, даже прогрессивное явление, если бы не то обстоятельство, что на постсоветской территории бизнес не признает законов и правил игры, принятых на Западе. Этот бизнес принес с собой в Европу «серые» схемы, возможность быстрых денег при отсутствии контроля, коррупционную практику. И соответствующее влияние на политику европейских государств, особенно в отношении постсовестких государств.

Бизнесу нужно лоббирование, чем вскоре занялись постсоветские бизнесмены и политики в Европе, естественно через европейских политиков и парламентариев. Рига лоббирует в ЕС ослабление санкций, чтобы обеспечить экспорт нефтепродуктов через порты Латвии. Бывший канцлер ФРГ Шредер переходит на работу в «Газпром» в разгар «энергетических» войн с Западом.

Следующий уровень проникновения в Европу с целью похищения был интеллектуальным. После неудачных попыток создать или поддержать на Западе неправительственные организации, которые занялись бы нужной пропагандой, Россия и некоторые другие страны просто стали перекупать аналитиков, журналистов, которые с полным знанием западных реалий стали отстаивать интересы авторитарных и диктаторских режимов.

Дорогие PR-агентства охотно берут в клиенты правящие авторитарные режимы постсоветских государств и прилагают немало усилий для того, чтобы в Европе не обращали внимания на нарушения в этих странах прав человека. Агентство лорда Белла в свое время с готовностью занялось обслуживанием интересов Лукашенко в Великобритании и Европе.

Убедительным примером такого влияния служит закон Магнитского, который принят в США и который очень не хочет принимать Европа, чтобы не испортить отношения с Россией.

За всем этим внимательно наблюдают диктаторы во всем мире. К их удовлетворению Суд Евросоюза принял к рассмотрению иски включенных в «черный список» представителей диктаторского режима в Белоруссии, которые называют себя журналистами или членами избиркомов, а также некоторых бизнесменов, обслуживающих диктатуру, с требованием исключить их из этого списка. Суд не только принял эти иски, но и постановил оплатить услуги адвокатов преступников, действующих против европейских ценностей. И вот уже зимбабвийский тиран Мугабе подает многомиллиардный иск в Европейский суд, требуя компенсации за санкции. А вдруг высокооплачиваемые европейские юристы, которые не брезгуют защищать диктаторов, докажут, что уничтожение народа — это неотъемлемое право тирана?

Европейская демократия становится каким-то средством для внутреннего пользования. Внутри Европы она действует и ей с удовольствием пользуются и политики, и журналисты, и правительственные чиновники, и простые граждане, а на границах ЕС она действовать уже перестает.

Внутри Евросоюза поддерживаются принципы демократии. Независимая судебная система обеспечивает защиту от посягательств на права человека как со стороны отдельных лиц, так и государств. Зато за пределами о принципах можно забыть и иметь дело с диктаторами. То, что Вацлав Гавел назвал «зловещим опытом «умиротворения» диктаторов», сегодня называется «политикой вовлечения». Именно это сегодня и предлагает Евросоюз в отношениях с Лукашенко, режим которого ответствен за исчезновения и убийства лидеров оппозиции, журналистов, массовые нарушения прав человека, уничтожение национальной культуры, истории, языка.

Все началось в Белоруссии

Первая после выборов пресс-конференция Александра Лукашенко


Я убежден, что «похищение» Европы началось с Лукашенко. В Белоруссии именно в 90-е, когда Европа переживала свои лучшие времена великих надежд, расширения и общих ценностей, были заложены основы последней диктатуры Европы. В 1996 году под видом референдума произошел государственный переворот и захват власти Лукашенко. ЕС отреагировал замораживанием отношений и продолжал надеяться на следующие честные выборы. В 1999 году были убиты лидеры оппозиции, которые пользовались популярностью и поддержкой народа: Геннадий Карпенко, Юрий Захаренко, Виктор Гончар. Каждый из них на выборах победил бы диктатора. Европа никак не отреагировала. Совет Европы провел свое расследование, но только спустя несколько лет после убийств. А тем временем в Белоруссии диктатор методично и планомерно строил самую жесткую тоталитарную систему в нынешней Европе.


Приемы и методы, опробованные при диктаторском правлении в Белоруссии внимательно изучались всеми режимами на постсоветском пространстве, особенно в России. Не просто изучались, но и перенимались. Вполне очевидно, насколько активно практика Лукашенко сегодня внедряется в России. В том числе отслеживается и скорость восстановления отношений с Европой после очередного, еще более острого конфликта.

Иными словами, Европа породила Лукашенко, а тот породил путинскую Россию.

Опыт диктатуры в Белоруссии свидетельствует о том, что после любых обострений с Западом, после жестокого подавления мирных демонстраций, увеличения числа политзаключенных, спустя небольшой промежуток времени в Европе обязательно найдутся лоббисты обанкротившегося режима, а внутри страны обязательно найдут соглашателей, которые общими усилиями вернут ЕС к «реалполитик».

Гарантом воссоздания, укрепления и развития демократических ценностей, принципов, норм на постсоветском пространстве должна стать объединенная Европа при активном участии США. Это необходимо и для евроатлантизма, и для постсоветских государств, и для самой Европы. Однако этого не происходит. И сегодня Европа переживает реальный кризис ценностей, который ударит по ней сильнее, чем любой финансовый, ипотечный или валютный кризис.

Кризис как раз в том, что Европа не видит своей миссии в укреплении и развитии демократических ценностей. Ей кажется, что можно без особого ущерба защитить свои институты и ценности, занимаясь торговлей и налаживая связи с диктаторскими режимами по соседству. Это ошибка.

Никакая «реалполитик», никакое «вовлечение» и заигрывание с диктаторами не создаст для Европы предсказуемого и безопасного соседства. «Вовлечение» этих режимов придает им легитимности и открывает перед ними двери внутрь Европы, где под их влиянием происходит эрозия ценностей.

Следует напомнить, что в мире меньше свободных стран, чем пять лет назад.

Только принципиальная оценка действий диктатуры, честная, сильная и смелая позиция в ответ на нарушения прав человека авторитарными и диктаторскими режимами и решительная поддержка демократических движений позволит Европе отстоять свои ценности и избежать новых конфликтов и «столкновения цивилизаций».

Андрей Санников, лидер гражданской кампании «Европейская Беларусь, кандидат в президенты на выборах 2010 года

Перевод: Хартыя’97