Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Почему Грузия меняет военную доктрину?

Аласания отправит танки на распродажу

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Минобороны Грузии решило избавиться от советской техники. Речь идет о вертолетах и танках, которые в нынешних условиях грузинским военным нужны разве что на парадах. Однако оборонное ведомство Грузии не собирается пускать боевые машины на слом. Т-72 и Ми-8 будут проданы, а на вырученные деньги закупят мобильные системы обороны.

Минобороны Грузии решило избавиться от советской техники. Речь идет о вертолетах и танках, которые в нынешних условиях грузинским военным нужны разве что на парадах. Однако оборонное ведомство Грузии не собирается пускать боевые машины на слом. Т-72 и Ми-8 будут проданы, а на вырученные деньги закупят мобильные системы обороны. Почему Грузия меняет военную доктрину?

Грузия избавляется от советского военного наследия. На сей раз списанию подлежат советские танки Т-55 и Т-72 и вертолеты Ми-8. Причина состоит в том, что в новой доктрине министерства обороны приоритетом станет оснащение армии оборонительным вооружением. На деньги, полученные от продажи советского вооружения, грузинские военные могут приобрести оборонительное оружие, а именно — противотанковые системы западного образца и средства ПВО.

Продать старое вооружение можно в какую-нибудь африканскую страну. Дело в том, что содержание и ремонт этих систем, который осуществлялся на Украине, обходится все дороже. К тому же, танки — это чисто наступательное вооружение. Поскольку руководство Грузии неоднократно заявляло, что ни на кого нападать не собирается, соответственно, отпала и необходимость иметь этот тип бронетехники.

Сегодня танки в грузинской армии играют скорее символическую роль и нужны лишь для показа на параде, говорит в беседе с GeorgiaTimes сержант грузинской армии Мамука Мишвеладзе, который два года служил в Афганистане.

«В условиях горной местности танк теряет эффективность, эта бронетехника предназначается для боя в открытом после, а таких мест в Грузии практически не существует, — говорит сержант. — Я столько лет находился в Афганистане, где тоже в основном горы, и танки там используются минимально. В основном авиация и небольшие отряды, которых перебрасывают не вертолетах. И потом — содержать эти машины очень дорого. Если ничего не говорить о горючем, очень много средств уходит на запчасти».

Количество танков, оставшихся на вооружении грузинской армии, держится в секрете. По некоторым данным, их число на сегодняшний день достигает 200 единиц. На закупку всех этих боевых машин из грузинского бюджета было израсходовано около полутора миллиардов лари. Пятидневная августовская война показала, что основная часть этого оружия безнадежно устарела. В официальном документе Минобороны Грузии «Видение министра на 2013 год», подчеркивается необходимость «развития мобильных систем обороны» и оснащения армии «новейшим противотанковым оружием».

Кстати, нынешний глава министерства обороны Ираклий Аласания неоднократно заявлял, что грузинская армия должна быть немногочисленной и мобильной. Сегодня основная часть операций, в которых принимают участие грузинские военные, находится за пределами Грузии. Так что иметь танки, которые никому не нужны и не эффективны в боевых действиях, нецелесообразно.

К тому же, Минобороны в будущем году получит «урезанный» бюджет — всего 700 миллионов лари, то есть чуть больше 400 миллионов долларов, тогда как в период Михаила Саакашвили бюджет оборонного ведомства переваливал за миллиард. Как тут не вспомнить шутку бывшего министра обороны Давида Тевзадзе. Когда его спросили, насколько готово грузинское ПВО сбивать самолеты-нарушители, министр ответил: я могу сбивать самолеты разве что рогатками.